Притяжение. 4. Аю

  На прогретую за майский день землю ложились холодные длинные тени. Солнце скрылось за поблекшими и помрачневшими скалами. В горы подкрадывалась уральская ночь. Вечерняя заря сыпала свой краснокирпичный пепел на веер перистых облаков. Кровавая луна, подросшая от рождения более чем на три четверти, оторвалась от верхушек сосен и поливала своей кровью тускнеющие окрестности.

- Посмотри, какой жгуче-красный закат, и луна необыкновенно красная, - обратил внимание брата Анатолий, - это, предвестие сильного ветра.
- Не только предвестие сильного ветра, но и дождя. Если вокруг заходящего солнца  имеются синие или чёрные кольца – вместе с дождём налетит ураган. Скалы не дают рассмотреть заходящее солнце. А, луна действительно кровавая. Даст бог, примета не сбудется или непогода обойдёт нас стороной. Поживём – увидим, – успокаивал себя и брата Юрий, - пришло время принести лодки. Надо их уложить вверх днищами по бокам палатки и зашвартовать булыгами. Так будет надёжней.

Лодки лежали на гладких камнях возле уреза воды. Туда и пошли братья.
- Слышал? – вдруг, остановился  Анатолий.
- Слышал, - остановившись, согласился Юрий.
На противоположном берегу со скалы в реку плюхнулся большой камень. Через некоторое время плюхнулся другой. По силе всплеска можно было судить о его массе гораздо превышающей первый.
- Похоже, где-то на скалах сидит аю. Медведь пугает нас, чтобы близко не подходили, – предположил Анатолий, - не раз приходилось слышать рассказы очевидцев о подобных случаях.
- Я об этом тоже наслышан. Интересно, откуда он их кидает? – рассматривал Юрий верхушки стоящих стеной скал, – теперь и мы стали очевидцами.
   
Из тёмных расселин невозмутимо вставали зловещие каменные истуканы. Они словно медведи, наступая и клонясь, пугали готовящихся к ночлегу озадаченных туристов.
- Пока не наступила темень, надо принести толстые лесины и положить в костёр. Пусть дымят всю ночь, отпугивая хищника.- Предложил Анатолий.
- Видел, тут недалече, подходящий разбитый на три части ствол. Пошли, вдвоём сможем перетащить.
Куски давно упавшего тополя снаружи были сухими и твёрдыми, а внутренняя  пустота, заполнена влажными гнилушками.
-Самое подходящее для возникших обстоятельств дерево.
 
- Что ещё может испугать бурого медведя? – начал обсуждение Анатолий.
- То, чего у нас нет – выстрелы из ружья в воздух, пиротехнические отпугивающие средства, шум большого количества людей.
- Надо было взять с собой транзистор и запас батареек. Сейчас бы устроили городской шум. А чем аю питается? – спросил у брата Анатолий.
- Транзистор здесь радиоволны не ловит, а Медведи всеядны. Едят они не только мясо животных. Любят они и растительную пищу: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни, стебли трав. Употребляют в пищу бабочек, червяков, лягушек, мышей, сусликов. Охотятся медведи на зайцев, волков, лис, косуль, лосей и других животных. Говорят, что встречи с человеком медведи избегают, но, это не значит, что не нападают. Особенно опасна медведица с маленькими медвежатами. Сейчас весна, растительной пищи в лесах почти нет или мало. Приходится охотиться им на млекопитающих, – объявил Юрий, - мы выбрали довольно опасный для туристов период.

- Да, медведи опасные и могучие звери. Слышал, растут они до двух с половиной метров, а вес набирают более двухсот килограммов. Представь, встанет перед тобой на задние лапы такая махина, что будешь делать? – заглянул в глаза брата Анатолий.

- Припоминаю разговор по этой проблеме с Галимом. Ты его знаешь - мужик бывалый, пчеловод и рыбак опытный, натуралист по своему характеру. Много читает и не перестаёт изучать повадки животных. Умеет охотиться без ружья на некоторых зверьков. Так вот, я ему задал этот же вопрос - «что будешь делать». А, он мне: «Сам подумай; от медведя не убежать – скорость набирает до пятидесяти километров. По воде даже на лодке от него не уплыть – отлично плавает на длинные дистанции. На дерево лезть бесполезно – с мощными лапами и острыми длинными когтями лазает лучше монтёра-электрика». Галим ненадолго призадумался, помолчав, посоветовал: «Выбери, по обстоятельствам,  местечко повыше медведя, пенёк, к примеру. Мигом запрыгни на него, распахни, какая есть на себе, одежду руками вширь и ори что-нибудь истошным голосом. Медведь увидит, что ты большой и грозный, может, испугается и уйдёт от греха подальше. Есть у него в характере черта трусоватости. Ещё вариант – лечь на землю, притворяясь мёртвым. В этом случае аю полюбопытствует и обязательно подойдет, обнюхает, удостовериться, что ты умер. Не каждый сможет выдержать такое испытание». Ответственность за выбор варианта ложится полностью на попавшего в роковую ситуацию человека, - поведал Юрий. – Ты, теперь, знаком с вариантами Галима. Мною предупреждён – значит, вооружён ружьем, которое не стреляет. Пойдём спать. В ноги положу топор, на всякий случай. Он хорошо наточен.

Заснуть старались оба незамедлительно, но не получалось. По переднему полотну палатки колыхались слабые блики от пламени костра. Через заднее полотно и левый скат крыши струился мягкий холодный лунный свет, и земля дышала холодом. В молодых листьях на ветках деревьев путался уже родившийся ветер. Летние тонкие спальные мешки плохо держали тепло рождаемое в организмах.
Юрий расслабился и заснул. Сопение, постепенно переходящее в тихий храп, не давало покоя Анатолию. Ему слышалось тихое шлёпанье неведомых шагов. Редкое уханье сов так же напрягало. Анатолий не мог заснуть. Наконец он ткнул брата в бок.

- Что случилось, - вздрогнув, спросил Юрий.
- Послушай, кажется, кто-то ходит.
Брат прислушался, но, не услышав каких-либо шагов, сказал:
- Спи, никто не ходит, шагов не слышу. Успокойся и расслабься.
Но, Анатолию, всё равно, не спалось. Разговоры о медведях не выходили из головы. «Сможет ли медведь приплыть на этот берег по холодной воде, - рассуждал он. Наверное, сможет – жира у него много, не замёрзнет. А, может, просто не захочет. Как расслабиться и заснуть? Вот, наваждение. Брат опять засопел. Ткну его ещё раз.
- Что, опять шаги? – Юрий проснулся и напряжённо вслушался в ночные звуки. – Нет, никто не ходит. Давай, засыпай, уж.
Когда Анатолий в третий раз разбудил брата, Юрий не выдержал:
- Пойду, проверю. Луна хорошо светит - фонаря не надо.
- Возьми топор, на всякий случай.

Костёр дымил хорошо – выполнял своё предназначение. Ночной воздух, пропитанный ярким лунным светом, казался очень холодным. «В палатке намного теплее. Под утро может и мороз стукнуть», - размышлял Юрий, обходя с топором округу. Не встретив непрошеных гостей, и, поправив в костре брёвна, полез тихо в палатку.
 
Анатолий храпел, зарывшись в спальник. «Ну, слава богу, уснул. Выставил пост, вооружил часового топором и заснул», - улыбаясь, залезал в мешок Юрий. – «Теперь мне предстоит расслабиться и заснуть». Однако, сон выветрился. Юрий долго ворочался с боку на бок, а брат ублаготворено храпел. «Как расслабиться?» - Навязчивая мысль раздражала уже Юрия, - «попробую считать овечек. Раз овечка, два овечка, три … нет, овечек считать не буду – медведь любит баранину. Нельзя манить его шашлыками.
 
Послышались чёткие тяжёлые шлепки стоп. «Медведь», - мелькнуло в мыслях Юрия, - «не побоялся  дыма костра и приплыл с противоположного берега. Дышит как лошадь и фыркает. Натянутое полотно палатки, вдруг, затрещало, и появился перед глазами Юрия большой медвежий коготь, который как лезвие резал скат палатки. Затем, в прорези мелькнул острый, жгучий взгляд хищника. Медведь, с интересом разглядывал туристов. Оценив обстоятельства, он запустил в палатку свою хищную с огромными когтями лапу.

Юрий, нервно просчитав свои возможности, выскочил в узкий проём палатки.  Сзади палатки на задних лапах стоял огромный трехметровый медведь и нагло взирал на него. Вспомнив наставления Галима, Юрий боковым взглядом, не выпуская медведя из вида, стал искать пенёк. Но его не было. «Вчера не додумался найти, перенести и вкопать недалеко от палатки», - пожалел Юрий, - «хорошая мысля, всегда приходит опосля».

Медведь взревел, как будто прочитав намерения туриста, и раскачиваясь на задних лапах, пошёл навстречу. Юрий резко подбежал к палатке, выхватил топор и, вдруг, увидел появившийся из неведома спасительный пень. Бросил топор, хотел вскочить на него, но ноги от страха отказывали подчиняться. А, медведь подходил всё ближе. Собрав свою волю в кулак, Юрий, всё-таки, вскочил на пенёк, порвал пуговицы на штормовке, резко распахнул её полы руками и что-то заорал во всё затёкшее горло.

- Юра, что с тобой? - Анатолий будил брата, толкая в бок.
Светало. Начинался новый день.


Рецензии