Прощальный вечер

«Мне бесконечно жаль,
Что сам развёл пути.
В десятилетий даль
Опять шепчу «Прости».

(Сергей Соловьёв)

28.10.80.
     Сегодня получила письмо от Пети. Была дома одна. Девчата уехали на выходные, а я осталась. В прошлый раз опоздала на поезд, едва успела к отходу… Без билета проводница не посадила. На работе была на час позднее. Директор проводил урок в моём классе. На первый раз отделалась устным выговором, второго раза не хочу…
     В письме Пётр написал, чтобы я приехала с документами подать заявление на брак, потому что от него лично заявление не приняли, хотя они с председателем сельсовета – друзья… Не знаю, когда ехать… До каникул меня вряд ли отпустят. Завтра пойду отпрашиваться у директора, наверное. Так не хочется рассказывать всем о своих планах…

29.10.80.
     Всё-таки, не решилась идти к директору. В этом году седьмое ноября падает на пятницу, поэтому у нас целых три выходных! Шестого вечером уеду из города, должна успеть…
     Оставлю там, в селе, свой паспорт и заявление – разберутся! Надо у мамы денег попросить до зарплаты – тринадцатого будет аванс, потерпит…

31.10.80.
     Мамочка у меня просто золото! Дала мне до тринадцатого денег на дорогу и посоветовала купить билет заранее, чтобы сразу из общежития ехать на автовокзал.

3.11.80.
     У нас начались каникулы, но только дети не учатся… Уехать мне не удастся, нужно в эти дни дежурить в здании школы, чтобы не случилось какого-нибудь хулиганства со стороны пьяных колхозников. Будем менять друг друга вплоть до шестого ноября, а на праздниках будут работать учителя, живущие в посёлке. Всех молодых специалистов отпустят домой…

6.11.80.
     Я уже в автобусе. Еле успела к четырём, хорошо, что билет на руках. После работы узнала, что до райцентра из посёлка автобуса не будет, сократили рабочий день на час, а у меня смена до часу, да ещё надо вещи из общежития взять…
     Построили школу в чистом поле! Теперь и детям, и сотрудникам добираться непросто! Осенью грязь, зимой – сугробы. А идти от посёлка почти километр! Что они имели в виду, когда строили? Может, хотели ещё построить жилые дома?
     Всё утухло почему-то после Олимпиады. Ни на что нет средств. В общем, пришлось топать по осенней грязи пять километров до райцентра, да ещё с вещами… Пусть немного, в основном, еда, но на таком расстоянии – чувствительно!..
     Хочется спать, укачивает, да и темно в автобусе… Дописываю на станции, уже в Костроме. Слава Богу, билет купила, поезд через полчаса. Завтра утром буду в посёлке.

7.11.80.
     Кажется, моя эпопея закончилась… Теперь уже не верю в продолжение наших отношений. Сижу в поезде. Еду обратно. Почему люди так злы, что не хотят помочь друг другу?
     К Петру добралась только после обеда. Ужасно замёрзла. Он меня встретил на вокзале, но там, как и везде – праздник – святое дело! Никто не работает, автобус не ходит. Петя договорился с кем-то из приезжих гостей на станции, заплатил, конечно, ведь до посёлка ехать тридцать километров!
     Темнеет сейчас рано. В четыре мы сидели в его нетопленой квартире. Я на диване – закутанная в тёплое шерстяное одеяло, а он – за столом. Предложил красного вина, чтобы согреться. Я взяла бокал, и тут в дверь громко постучали…
     У него – одна комната. Сидит девушка с бокалом вина на диване, укутанная в одеяло… Представила, что подумают, и покраснела со стыда – каждому не станешь говорить, что озябла…
     А мужик, всё-таки, заглянул… «Ой, у тебя гости, извини…» – и ретировался за дверь. Я встала и сказала, что пора идти к его другу, чтобы показать, что я приехала и согласна на брак.
     У друга уже двое детей, приехала родня в гости – ему не до нас… Он сказал, что сельсовет закрыт и откроется только в понедельник, а не останусь ли я до понедельника в селе? Меня это привело в замешательство.
     Мы вышли на улицу, Петя вопросительно смотрел на меня. «Проводи меня на станцию, паспорт я оставляю, друг твой в курсе, пусть будет свидетелем для председателя…»


8.11.80.
     Я, всё-таки, простудилась в дороге… Как хорошо дома! Мама поит меня чаем с малиной. До завтра бы поправиться… Днём нужно ехать в посёлок, чтобы не опоздать на работу в понедельник.

10.11.80.
     Пришла телеграмма от Петра. Хочет приехать в субботу к моим родителям. Что ещё случилось?..

15.11.80.
     Суббота… Вечер. Пётр приехал на два часа, чтобы успеть на обратный автобус. Вернул паспорт. Сказал, что без меня заявление не приняли, так что свадьбу надо перенести.
     Я взяла документы и всё для себя решила: «Раз так – значит, не судьба…» Может быть, потом, к старости, я буду вспоминать об этом с сожалением. А сейчас ничего не хочу. Мужчина должен быть самостоятельным и решительным, тем более, тот, который старше на одиннадцать лет.

19.01.20.
     Прошло сорок лет… Решила опубликовать свои записи из дневника. Жалею ли о прошлом? Нет… У нас, у каждого – своя судьба. Петю погубило спиртное, да и Перестройка выбила из колеи. Колхоз, где он был главным инженером, тоже перестроился, номинальные кадры ему стали не нужны.
     Вспоминая этот эпизод своей юности, думаю, откуда в девятнадцатилетней девушке была такая решительность? Сейчас бы – не тронулась с места, не подумав о последствиях… Хотя сейчас такое время, что решить вопрос с транспортом – не проблема! А вот решиться на ответственное дело – сложно, зная, что человек может подвести. Полагаешься только на Бога и на проверенных людей…


Рецензии