Кабала и крепостничество

Сегодня слово «кабала» имеет только переносное значение, смысл которого может быть выражен синонимами «рабство, тяжелая долговая зависимость». Но когда-то было у него и прямое значение. Собственно кабалой называлась расписка или договор, который заключали между собой работодатель и наемный работник. До XVII века холопы не всегда были рабами (пленными), среди них были и вольные люди, которые служили у помещиков по кабале и по летней. Для отличия друг от друга пленные работники назывались «старинными» или «полными» холопами, а свободные – «кабальными» холопами (т.е. работающими по кабале, говоря современным языком, по договору).

В Описании всех народов государства российского XVIII века  засвидетельствовано, что среди кабальных холопов были люди из разных слоев населения: иностранцы, мещане, дети боярские – все, кроме крестьян. «Договорясь о плате, давали на себя запись (расписку), чтобы им служить до смерти того, кому они дали запись, или на несколько лет. Первая запись называлась кабала, а вторая летняя» (данная на определенное число лет).  Кабальные холопы не были рабами, помещик не имел на них права собственности, т.е. не мог ни продать, ни подарить, ни отдать в приданое. Кстати, и пленники с 1556 года были в рабстве только до смерти своего господина.

Само слово «кабала», по свидетельству языковедов, заимствовано в древнерусскую эпоху из тюркских языков, где оно восходит к арабскому  «долг, обязательство, выплата по договору». Таким образом, эта «страшная» кабала в XV-XVI веках не сильно отличалась от того с чем сталкивается современный человек. Фактически, это был трудовой договор, заключаемый на срок до смерти работодателя. Шли на эти условия добровольно ввиду отсутствия других источников средств к существованию, и, как сказано, это были люди не крестьянского сословия.

Теперь разберемся со словом «крепостничество». Многие, как ранее и сам я, понимают его неправильно. Первоначально закрепощение, то есть закрепление крестьянина, было не за помещиком, а за землей. Смысл закрепощения – закрепить земледельца на определенной территории, чтобы он не имел права переходить с места на место. Читаем: «Поселенные на землях помещичьих стали быть крепки помещикам не сами по себе, как холопы, но по земле, не имея воли оставить оную».
Землей в то время знатные люди пользовались на двух основаниях. Во-первых, некоторые боярские роды владели землями по праву собственности. Это земля наследовалась от отца к сыну и называлась вотчиной (по-другому – отечеством). Во-вторых, землю давал дворянам государь в качестве платы за службу, и она называлась поместьем. То есть государь как бы «помещал» в какие-то места своих подданных. Эта земля не наследовалась, ей пользовались временно до смерти того, кому она была дана.

С момента закрепощения крестьян вотчинные феодалы могли их продавать, закладывать, отдавались в приданое, оставлять в наследие детям только вместе с землею, на которой они были закреплены. Над поместными крестьянами власть помещика была ограничена законами, по которым их ни продать, ни заложить было нельзя, «понеже поместья давались вместо жалованья по смерть, а не потомственно и в собственность».

Так как земля всегда была либо государственная, либо владельческая, то крестьяне стали или государственными, или владельческими. Как сказано в Описании, крестьянами назывались они по отнесении к определенному сословию (чиносостоянию), которое правильно именовалось земледельческим. Слово «крестьянин» появилось вследствие искажения татарами слова «христианин» во времена татарского владычества. Крещенный народ, в свою очередь, татар именовал бусурманами.
Крестьяне могли владеть движимым имуществом. Заплатив установленные законом пошлины, они были в праве распоряжаться всем, что заработали своим трудом: «земля была собственностью владельческою, а плоды трудов и промыслов – собственностью крестьянскою».

Первый повод к продаже крестьян отдельно от земли был подан владельцам набором рекрут с числа дворов, тем самым став прецедентом по отделению их от земли. Но не только. Крестьян стали продавать также, разрывая их семьи, разделяя с женами и детьми.

В одном царском указе поместья были приравнены к вотчинам, что фактически сделало крестьян собственностью землевладельца. Вскоре была проведена перепись населения. В этой переписи и кабальные и полные холопы были занесены в один с крестьянами раздел (как тогда называли, оклад). С этого времени холопы превратились в крестьян, а крестьяне – в холопов и первоначальные понятия исказили смысл.


Рецензии
Слова «человек» и «люди» (ед.ч. «людин») в древности обозначали представителей разных сословий. «Люди» были свободными гражданами, наряду с боярами, но менее знатными, а человеки – рабы. В судебнике Ярослава Мудрого слова «человек» нет вовсе (имеются «раб» и «холоп»), впервые оно встречается в судебнике Владимира Мономаха: «Иже закупный человек бежит от осподаря…». Здесь «закупный человек» – «кабальный холоп» (работающий по договору). Возможно, «человек» родственно слову «челядь».
Вообще, слово «раб» мы сегодня понимаем отлично от понимания древнего, которое более адекватно соответствует современному «работник». «Раб» – «тот, кто работает», «свободные» люди – свободны в первую очередь от необходимости работать, трудиться. Свободные люди (не пленники) также нанимались в работу к тем, кому задолжали, а возвратить долг не имели возможности. Между ними заключались договоры – кабалы, которые могли быть «летними» (на определённое число лет) или «полными» (пожизненными). Раб, отработавший свой долг, снова становился свободным. Иногда в работу (в рабство) отцы отдавали своих детей, и в этом не было чего-то аморального, предосудительного (ср. слова «работник» и «робенок»). Холопами часто становились по своей воле ввиду отсутствия средств к пропитанию или ради покровительства сильного господина. Такие работники назывались «закупами» или «наймитами», то есть работали по найму за плату – «копу». Работодатель не имел прав распоряжаться ими как собственностью: не мог ни продать, ни оставить в наследство, ни передать кому-либо.
В 5-й статье сказано, что если господин продавал закупа как своего полного раба, то последнего по суду отпускали на свободу без уплаты его долга (за который он нанимался на работу), а с господина в казну взыскивалась пеня 12 гривен.

Дмитрий Муравкин   05.04.2021 11:21     Заявить о нарушении