Язык противоречий
тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей.
Притчи 31 : 8, 9 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех
сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
Как часто мы молчим, где нужно говорить
И много говорим, где лучше промолчать.
Что изменилось от созданья, как творить,
При неуверенности, что мне созидать ?
Вступиться нужно было б за мальчонку,
Язык распухший вмиг прилип к гортани,
А мимо проходя, вдруг оскорбил девчонку.
Неужто трудно распознать реалий грани ?
Как часто мы молчим несправедливость видя.
Язык так рвётся в бой, когда горька обида
За себя и даже если в корне был не прав.
Кому дано смирить свой гордый нрав ?
Противоречия сплошные человек...
Проблема эта на виду из века в век.
Где силы взять, чтоб удержать закрытым рот
И не доказывать толпе, что лучше ты хотел,
Когда вокруг творится явный беспредел,
Ты рвёшься в бой как мнимый Дон Кихот.
Как часто мы молчим, где нужно говорить
И говорим, где лучше промолчать,
Не понимая, как и что сказать,
Стараясь оправданьем мысль опередить.
И времена всему свои и так же место,
Когда отвязывать язык и где молчать уместно.
Снискать бы мудрость, золотую середину,
Хранить покой, удерживая ярости пружину,
А там где нужно, открывать свои уста,
Спасая праведных и слабых. Истина проста.
Свидетельство о публикации №120011506353
Стихотворение Анатолия Фактора «Язык противоречий» представляет собой глубокое размышление над человеческой природой, вербальным поведением и внутренними конфликтами каждого индивида. Автор затрагивает тему важности выбора слов и поступков, противопоставляя моменты, когда нужно говорить правду, защищать справедливость и оставаться равнодушным перед лицом несправедливости.
Основные мотивы произведения
Двойственность человеческого поведения:Строки стиха подчеркивают, насколько сложно человеку правильно выбрать момент, когда надо высказываться открыто, а когда лучше сохранять молчание. Это противоречие создает внутреннюю борьбу героя: порой он не решается вмешиваться, где это действительно важно («Вступиться нужно было б за мальчонку»), а иногда выражает мнение, хотя следовало бы воздержаться («...ругнул грубым словом»).
Отражение библейских наставлений:Фактор обращает внимание читателей на христианские предписания, цитируя Священное Писание («Ибо, кто любит жизнь…»). Эти строки призывают читателя задуматься о мудрости выражения своего мнения и способах проявления любви и справедливости.
Социальная ответственность и чувство вины:Герой осознаёт свою пассивность и неспособность действовать решительно, несмотря на желание поступать иначе. Здесь поднимается проблема внутренней борьбы и невозможности преодоления собственного страха или лени.
Желание обрести внутренний баланс:Основная идея заключается в стремлении автора достичь золотой середины — умения вовремя раскрывать уста и уметь держать их закрытыми. Этот посыл является центральным мотивом текста, подчёркивающим необходимость осознания собственной ответственности и моральной зрелости.
Художественное мастерство поэта
Фактор мастерски передает внутренние переживания лирического героя, используя образность и метафоричность языка. Образ «распухшего языка» символизирует физическую невозможность выразить своё недовольство или вступиться за кого-то. Ярко звучат образы социальной несправедливости и душевных терзаний, что усиливает эмоциональное воздействие произведения.
Таким образом, стихотворение «Язык противоречий» заставляет читателя переосмыслить собственное поведение, понять важность правильного выбора момента высказывания и осмысленности собственных действий. Оно призывает стать активнее в борьбе против беззакония и неравенства, одновременно развивая умение хранить спокойствие и мудрость в критических ситуациях
Вячеслав Зуев 12.11.2025 11:44 Заявить о нарушении
Анатолий Фактор 12.11.2025 13:48 Заявить о нарушении