Небесные корни поэзии-3

НЕБЕСНЫЕ КОРНИ ПОЭЗИИ

ВЫСКАЗЫВАНИЯ И КОММЕНТАРИИ


4. Есть поэты, которые чувствуют, и поэты, которые выражают; первые наиболее счастливы.
Оноре де Бальзак

Французский классик говорит о двух разновидностях поэтического творчества — о поэтах, которые чувствуют, и которые выражают. Но здесь полное искажение поэтической сущности. Нельзя быть поэтом чувственным без выражения чувств. Ведь чувства необходимо выразить словесно. Помните, у Есенина:

От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал: Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

Или у Маяковского:

Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.

То есть процесс возникновения стихотворения неразрывен с воплощением его в слово. Другое дело — манера самого выражения. Есть выражение поэтических задумок чувственное, где очень сильно преобладают чувства над мыслью. Есть манера противоположная этой, когда мысли преобладают над чувством. Есть и третья разновидность — здесь и чувства, и мысли уравновешены. Правда, чаще всего либо того больше, либо другого. Счастливых владельцев полной уравновешенности не так уж и много. Это гении — скажем, Пушкин, Лермонтов, Есенин. И надо думать — именно они счастливее всех.

Видимо, Бальзак хотел сказать о двух первых разновидностях поэтов, но то ли выразился неточно, то ли переводчик подкузьмил. Однако, если бы даже не было стилистического огреха, суждение о поэзии и поэтах было бы не истинным, не точным, не полным. Выпала важная категория служителей Музы.

Бальзаковский пример поучителен в том смысле, что если берёшься за определение явления, сначала хорошенько изучи его. Не спеши публиковать скороспелые выводы, которые ничего читателю не дадут, кроме ненужной путаницы.


Рецензии