Философ князь Кропоткин

27-го ноября по старому,
Или 9-го декабря,
По новому стилю,
1842-го года,
Родился,
А 8-го февраля 1921-го года,
Он умер,
Петр Алексеевич Кропоткин,
Князь, русский революционер,
Теоретик анархизма,
Социолог, географ и геолог,
Петр Алексеевич родился,
В Москве,
В семье генерал-майора,
Алексея Петровича Кропоткина (1805-1871),
Представителя,
Древнего княжеского рода,
В 1853-1857 годах,
Кропоткин учился,
В 1-ой Московской гимназии,
А в 1857-1862 годах,
В Пажеском корпусе,
В Санкт-Петербурге,
Летом 1861-го года,
Как один из лучших учеников,
Он произведен в фельдфебели был,
И назначен камер-пажом,
Императора Александра II,
После окончания в 1862-м году,
Кропоткин произведен в офицеры был,
Добровольно избрал,
Военную службу в Сибири,
В Амурском казачьем войске он служил,
Потом чиновником особых поручений был,
При генерал-губернаторе Восточной Сибири,
В 1864-м году Кропоткин путешествие совершил,
По Северной Маньчжурии,
В 1865-м году,
По северному склону,
Восточного Саяна,
В 1866-м году участие принимал,
В Олекминско-Витимской экспедиции,
Русского географического общества,
В 1867-м году Кропоткин в отставку ушел,
В последующие годы учился,
На физико-математическом факультете,
Санкт-Петербургского университета,
До мая 1872-го года служил,
В Статистическом комитете,
Министерства внутренних дел,
В отставку вышел,
В чине титулярного советника,
С 1868-го года Петр Алексеевич был,
Членом Русского Географического Общества,
В 1870-м году секретарем стал,
Отдела физической географии,
Русского Географического Общества,
Благодаря своим работам,
В области географии и геологии,
Он известность получил,
Как ученый-естествоиспытатель,
В начале 1872 года,
Бельгию и Швейцарию посетил,
Потом Кропоткин примкнул,
К I Интернационалу,
Возвратившись в Россию он вошел,
В революционный кружок «чайковцев»,
Кропоткин пропаганду вел,
Среди петербургских рабочих и студентов,
В этот период в работах:
«Должны ли мы заняться рассмотрением,
Идеала будущего строя?» (1873),
И «Программа революционной пропаганды» (1874),
Он свою анархистскую теорию сформулировал,
В 1874-м году Кропоткин был арестован,
И заключен в Петропавловскую крепость,
В период пребывания в тюрьме он написал,
1-й том «Исследований о ледниковом периоде» (1876),
В 1876-м году князь совершил,
Дерзкий побег из тюремного отделения,
Николаевского военного госпиталя,
И эмигрировал за границу,
Кропоткин в изгнании провел,
Свыше 40 лет,
За это время он написал свои основные,
Исторические и политические сочинения:
«Речи бунтовщика» (1885),
«В русских и французских тюрьмах» (1887),
«Хлеб и воля» (1892),
«Современная наука и анархия» (1901),
«Взаимная помощь, как фактор эволюции» (1902),
«Записки революционера» (1902),
«Великая французская революция, 1789-1793» (1909),
«Современная наука и анархия» (1913);
Сначала Кропоткин в Швейцарии жил,
И там после смерти М. А. Бакунина стал,
Наиболее авторитетным теоретиком анархизма,
Однако в 1881-м году,
По требованию русского правительства,
Его выслали из страны,
В 1883-м году,
На Лионском процессе во Франции,
Он приговорен к 5-ти годам заключения был,
За проповедь анархистских идей,
И принадлежность к I Интернационалу,
В 1886-ом году
Под давлением общественности,
Кропоткин амнистирован был,
После освобождения,
Он в Англии жил и прожил,
До возвращения на родину;
В 1900-1909 годах,
Кропоткин в заграничные организации,
Русских анархистов был,
В издании пропагандистских брошюр,
Для России учавствовал,
Сотрудничал в анархистских изданиях:
«Хлеб и воля» (1903-1906, 1909),
И «Листок » (1906-1907),
В годы русской революции 1905-1907 годов,
С критикой карательной политики властей выступал,
В 1907-м году,
В числе немногих русских эмигрантов,
Гостем V (Лондонского) съезда РСДРП стал,
В июне 1917 года,
По приглашению Временного правительства,
Кропоткин возвратился в Россию,
Сохраняя верность идеям анархизма,
Он предложение А. Ф. Керенского отклонил,
Войти в состав Временного правительства,
В августе 1917-го года,
Кропоткин в Москву переехал,
С мая 1918-го года,
Он постоянно в городе Дмитрове проживал,
Московской губернии,
В 1919-1920 годах,
Неоднократно Москву посещал,
Там трижды встречался с Лениным,
Благодаря этим встречам,
Князю иногда удавалось смягчать,
Жестокость революционной власти,
Петр Алексеевич Кропоткин,
Скончался в Дмитрове,
8-го февраля 1921 года,
Гроб с его телом доставлен в Москву был,
На специальном траурном поезде,
И установлен для прощания в Колонном зале,
Дома союзов (бывшем Дворянском собрании),
Кропоткин похоронен был,
На Новодевичьем кладбище;
По мнению Кропоткина,
Анархизм происходит,
Из того же революционного протеста,
Того же людского недовольства,
Что и социализм,
И результатом революции он видит,
Установление «безгосударственного коммунизма»,
Новый общественный строй он видел,
Как вольный федеративный союз,
Самоуправляющихся единиц,
Общин, территорий, городов,
Основанный на принципе,
Добровольности и «безначалья»,
Предполагалось коллективное,
Ведение производства,
Коллективное распределение ресурсов,
И вообще коллективность всего,
Что относится к экономике,
К сфере услуг,
К человеческим взаимоотношениям,
Коллектив представлял бы собой
Группу заинтересованных,
В своей деятельности людей,
Которые понимали бы,
Зачем и для кого они все это делают,
Чего было бы достаточно,
Для их добровольной деятельности,
Кропоткин пытался подвести под анархизм,
Какую-либо научную основу,
И аргументированно показать его необходимость,
Для него анархизм представлялся философией,
Человеческого общества,
Метод познания Кропоткин основал,
На едином для всех законе,
Законе солидарности,
И взаимной помощи и поддержки,
Он стремился доказать,
Что дарвиновское положение,
О борьбе за существование,
Следует понимать как борьбу между видами,
И взаимопомощь внутри видов,
Взаимная помощь и солидарность,
Это двигатели прогресса,
Им была исследована взаимопомощь,
Среди племен бушменов,
Готтентотов, эскимосов,
Выявлена ее роль в создании,
Таких форм человеческого общежития,
Как род и община,
В период Средневековья ,
Это цехи, гильдии, вольные города,
В новое время,
Это страховые общества, кооперативы,
Объединения людей по интересам:
Научные, спортивные и другие общества,
В таких человеческих организациях,
Отсутствуют начальники,
Отсутствует какая-либо принудительная власть,
Как мы сейчас понимаем это слово,
А все основано на необходимости,
Понимании, увлеченности людей,
Своим делом,
Ведь нередко возникает такая ситуация,
Что человек не может развить свои способности,
И склонности,
Либо вообще не имеет представления о том,
Что ему дается лучше всего,
Все это происходит оттого,
Что государство ориентировано,
Скорее на интересы некой идеальной,
Несуществующей в реальности личности,
А не на людей,
Способности которых различны,
Что естественно,
По мнению Кропоткина,
Совершенно недопустимо,
Отождествлять правительство и государство,
Ведь последнее включает в себя,
Не только существование власти,
Над определенной частью общества,
Но и сосредоточение управления,
Общественной жизни,
В одном центре,
Наличие государства,
Помимо всего прочего,
Предполагает возникновение новых отношений,
Как между различными группами населения,
Так и между отдельными
Членами общества;
Кропоткин на историю смотрел,
Как на две параллельные,
«Враждебные традиции:
Римская и народная,
Императорская и федералистская,
Традиция власти и традиция свободы,
И когда возникает вопрос  о выборе,
Мы пристаем к тому течению,
Которое еще в XII веке,
Привело людей к организации,
Основанной на свободном соглашении,
На свободном почине личности,
На вольной федерации тех,
Кто нуждается в ней,
Пусть другие стараются удержаться,
За традиции канонического,
Императорского Рима»!
В обосновании этого он отмечал,
Что в XII—XVI веках,
Европа была покрыта,
Множеством богатых городов,
Их ремесленники, ученые, зодчие,
Производили чудеса искусства,
Открывали многое,
В различных областях знаний,
Их университеты закладывали,
Всю основу науки,
Караваны пересекали океаны,
И не только пополняли казну,
Но и возлагали новые знания,
На алтарь географии,
Современное же искусство,
По мнению Кропоткина,
Превосходит средневековое,
Только в скорости,
В динамике своего развития,
А отнюдь не в качестве,
Во всех работах Кропоткина,
Придание единичной,
Человеческой личности,
Особого значения,
Это главная черта,
«Личность -  душа революции,
И только учитывая интересы,
Каждого отдельного человека,
И давая ему свободу самовыражения,
Общество придет к процветанию,
Народные массы же,
Всегда склонны к взаимопомощи,
В рамках одной формации,
Постоянно создаются,
Воспроизводятся и поддерживаются,
У них,
Горизонтальные связи,
И соответствующие учреждения,
Основанные на координации,
И на согласовании интересов:
Род, обычное право,
Средневековый город, гильдия;
История не представляет собой,
Непрерывной линии развития,
Скорее неизбежную цикличность,
Египет, Азия, берега Средиземноморья,
Центральная Европа,
Все поочередно пребывали,
Ареной исторического развития,
И каждый раз,
По одному и тому же сценарию,
Все начиналось с первобытного племени,
Затем перерастало,
В стадию сельской общины,
Далее следовал период вольных городов,
А затем государство,
Во время которого,
Развитие продолжалось недолго,
А потом и вовсе замирало…,
Например, Древняя Греция:
Первобытно-племенной период,
Медленная смена на общинный строй,
Период республиканских городов,
Сопровождавшийся расцветом,
Но «с Востока повеяло дыханием,
Восточных деспотических традиций»,
И войны поспособствовали построению,
Великой Македонской Александра империи,
«Водворилось государство,
Которое начало выжимать,
Жизненные соки цивилизации,
Пока не настала смерть»,
Писал Петр Алексеевич Кропоткин,
И таких примеров множество:
Древний Египет, Ассирия,
Персия, Палестина и другие,
Обосновывая тенденции,
Характерные для народных масс,
Кропоткин о крестьянах говорил,
О сельской общине,
Где тысяча общих интересов:
Хозяйственные, соседские,
Объединение целью,
Совместного орошения,
Осушения болот,
Пахотных работ,
Эти проблемы проще решать сообща,
Аналогично с гильдиями купцов,
Цехами ремесленников,
Анархическая теория Кропоткина,
Интересно критикует капитализм,
И поведение государства,
В этом состоянии экономики,
Тогда считали, что государство,
Есть утверждение идеи,
Высшей справедливости в обществе,
И что капитализм,
Привносит теорию невмешательства,
(«laisser faire, laissez passer»),
Или пусть делают, что хотят,
Но в той же революционной Франции,
Правительство позволяет нажиться,
За счет рабочих,
Попросту не вмешиваясь,
Якобинский конвент:
За стачку,
За образование государства в государстве,
Это смерть!
Из ситуации возникает неизбежная дилемма,
Пишет Кропоткин:
«Или государство раздавит личность,
И местную жизнь,
Завладеет всеми областями,
Человеческой деятельности,
Принесет с собой войны,
И внутреннюю борьбу,
Из-за обладания властью,
Поверхностные революции,
Лишь сменяющие тиранов,
И, как неизбежный конец -  смерть,
Или государство должно быть разрушено,
И в таком случае новая жизнь возникнет,
В тысяче и тысяче центров,
На почве энергической, личной,
И групповой инициативы,
На почве вольного соглашения…,
Если вы хотите, как мы,
Чтобы полная свобода индивидуума,
И его жизни были уважаемы,
Вы поневоле будете принуждены,
Отвергнуть владычество,
Человека над человеком,
Какого бы вида оно ни было,
Вы будете принуждены,
Принять принципы анархизма,
Которые вы так долго отвергали»;
В философских воззрениях Кропоткин был,
Последователем Огюста Конта,
И Герберта Спенсера,
Критически относился,
К «метафизической» традиции,
Упрекал в «схоластике»,
Представителей немецкого,
Классического идеализма,
В первую очередь Гегеля,
Схоластика в философии,
Это религиозное направление,
Необходимое для объяснения,
Церковных догматов,
Обоснования веры,
Поскольку многие постулаты христианства,
Трудны для восприятия,
Учение было призвано,
Доступно донести их,
До конечного слушателя,
Часто схоластики пользовались,
Искусственными, необъективными,
Далекими от действительности,
Доводами,
Что подрывало авторитет течения,
На смену «отвлеченному философствованию»,
Считал Кропоткин,
Должен прийти «истинно научный метод»,
Общественным идеалом Кропоткина был,
Анархический (безгосударственный),
Коммунизм,
В котором революционным путем,
Социальной революцией,
Будет полностью ликвидирована,
Частная собственность,
Будучи противником любой формы,
Государственной власти,
Кропоткин не принимал,
Идею диктатуры пролетариата;
Научная деятельность Кропоткина,
По геологии и географии,
Началась с научных экспедиций в Сибири,
Позднее он должность занимал,
Секретаря отдела физической географии,
 Русского Географического общества,
Предложение занять,
Оплачиваемую должность,
Секретаря РГО получал,
Но отказался,
Кропоткин основу заложил,
Теории четвертичных оледенений,
И термин вечная мерзлота ввел,
Доклад о существовании в прошлом,
Ледниковой эпохи он сделал,
21 марта 1874 года,
А на следующий день арестован был,
За принадлежность к тайному,
Революционному кружку,
И в Петропавловскую крепость заключен,
Где ему была предоставлена возможность,
Свободно читать и работать,
Благодаря чему он подготовил,
Еще несколько трудов.

Сочинения Петра Алексеевича Кропоткина:
«Речи бунтовщика» 1885;
«В русских и французских тюрьмах» 1887;
«Хлеб и воля» 1892;
«Современная наука и анархия» 1892;
«Государство и его роль в истории» 1896;
«Анархия, ее философия, ее идеал» 1896;
«Поля, фабрики и мастерские» 1899;
«Записки революционера» 1902;
«Взаимопомощь как фактор эволюции» 1902;
«Идеалы и действительность в русской литературе» 1905;
«Нравственные начала анархизма» 1906;
«Великая французская революция 1789—1793» 1909;
«Этика» 1921;
(Из задуманного автором двухтомника,
Был закончен только первый),
«Дневник Кропоткина» 1923;
«Записки РГО по общей географии», т. 5, 1875;
Доклад комиссии по снаряжению в северные моря, 1871;
The Desiccation of Eur. -Asia, «Geographical Journal», 1904; v. 23, № 6;
Kropotkin P. Mutual aid: a factor of evolution. N. Y.: New York,
 University Press. 1972 (1st edition 1902);
Статьи по географии России,
Для «Британской энциклопедии» (9-11 изд., 1875—1911).


Рецензии