Как мы похожи!

Многие простые люди и даже ученые не согласны с тем, что мы произошли от обезьяноподобного предка. Хотя имеется много данных, в том числе, молекулярно-генетических, которые говорят о нашем родстве с современными  антропоидами.  С другой стороны, имеются наблюдения, которые говорят о том, насколько поведение некоторых видов социальных животных, напоминает поведение человека.
В частности, с целью изучения  способности крыс к плаванию Дидье Дезор, сотрудник лаборатории поведенческой биологии университета города Нанси (Франция), поместил шесть крыс в клетку, откуда был только один выход – в бассейн. Чтобы добраться до кормушки с пищей, крысам нужно было переплыть бассейн. Однако быстро выяснилось, что не все крысы хотят самостоятельно  добывать себе пищу. Социальные роли распределились следующим образом: две  крысы –  эксплуатируемые пловцы («рабы»), две крысы – «эксплуататоры», одна крыса -  «независимый пловец» и одна крыса – «козел отпущения». Две эксплуатируемые крысы плавали за едой. Когда они возвращались в клетку, «эксплуататоры» били их и окунали головами в воду до тех пор, пока те не отпускали добычу. Только накормив своих повелителей, двое «рабов» получали собственную порцию. «Эксплуататоры» никогда не плавали за пищей! Чтобы насытиться, им было достаточно поколотить своих «рабов». «Независимый пловец» был достаточно силен, не подчинялся «эксплуататорам» и сам добывал себе пищу. И, наконец, «козел отпущения» не мог ни плавать, ни запугивать эксплуатируемых, он просто собирал рассыпавшиеся во время драк крошки. Такая же структура группы – два «раба», два «эксплуататора», «независимый пловец» и «козел отпущения» – сформировалась во время эксперимента в двадцати клетках.
Чтобы лучше понять механизм возникновения такой социальной иерархии, Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть «эксплуататоров». Они дрались всю ночь. К утру роли распределились по обычной схеме: два «эксплуататора», два «раба», «независимый пловец» и «козел отпущения». Эксперимент с шестью «рабами», шестью «независимыми пловцами» и шестью «козлами отпущения» дал  такой же результат. Еще один важный результат этих опытов ученые из Нанси получили, вскрыв черепа испытуемых и проанализировав состояние их мозга.  Оказалось, что самому разрушительному воздействию стресса подверглись не «козлы отпущения», не эксплуатируемые животные, а «эксплуататоры»! Вероятно, они боялись, что «рабы» перестанут им подчиняться. Результаты этого исследования довольно поучительны. А если мы вспомним, какие отношения формируются между осужденными в местах заключения и другие факты из нашей истории (рабовладение и др.), нам остается только воскликнуть: «Как мы похожи!…».


Рецензии