Опыт осозн Абсолюты - индивидуализм и коллективизм

Абсолютный индивидуализм  и абсолютный коллективизм

Первое ведет общество к распадению на атомы, лишает той энергии, за счет которой общество существует, воспроизводит свою жизненную среду, отвечает на вызовы изменяющихся обстоятельств, ведет к параличу общественной деятельности и тем самым грозит существованию самих же индивидов.
Второе, вырабатывая жесткие правила и каноны, подавляет инициативу отдельных индивидов, отсекает не только вредное, но и полезное для существования и развития общества, тем самым лишая себя возможности приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.
Для жизнеспособности общества и индивида в нем необходимо гармоничное сочетание того и другого.
Полем, на котором сплетаются эти два интереса, является индивидуальное человеческое сознание. В нем должно прорастать внимание к обеим этим сторонам и умение, если хотите искусство, их сочетать. Вырастать выше двух этих правд - индивидуальной и коллективной - и восходить к истине всеобщего единства.
Эта истина никому не принадлежит, она бесконечно изменчива и непрерывно текуча, но постоянное устремление к ней обеспечивает возможность выживания индивида и общества.
И природа учительница тому. Взять такие свойства в биологических объектов как наследственность и изменчивость. Наследственность охраняет все природное сообщество и через это индивидов, изменчивость обеспечивает приспосабляемость к постоянно меняющимся условиям - биологическим, геохимическим, геофизическим, вплоть до космических - и тем самым обеспечивает выживаемость биологического сообщества.
Сходным образом устроена и жизнедеятельность человеческого мозга. В нем есть зоны, за которыми жестко закреплено руководство теми или иными функциями человеческого организма. Есть зоны свободных нейронов, которые могут, в случае необходимости (выхода из строя управляющих зон),  до определенной степени подменять их, обеспечивая дальнейшее функционирование организма.
Т.е. и здесь мы видим существование двух основных природных свойств: стабильности и приспосабливаемости к изменениям.
Если хотите, в гармонии это все выглядит как стабильность, допускающая изменчивость, а следовательно и элементы, способствующие ей. Или, если смотреть с другой стороны, как изменчивость, но не абсолютная, не разрушающая стабильности организма, общества, природы.
Отсюда следует, что в обществе должен превалировать эволюционный, а не революционный путь развития,  должна быть гармония консервативного и прогрессивного.


Рецензии