Античный этюд. Л. Буйе. Etude antique

Etude antique.   L. Bouilhet 
Античный этюд
Бледен, юн и красив – девы тем же пригожи.
Ловко пряди собрал, крепкой нитью пленя,
Чуть блестят жемчуга на котурнах из кожи,
К небу факел воздев, с нимбом искр от рогожи,
Мчится в танце как бог, пляшут бусы, звеня.

Самый лучший парфюм, масло втёр, не жалея,
Гладкость нежная рук, обнаженных до плеч;
Будто весь в молоке, белы руки и шея,
И что щеки чисты – то дела брадобрея,
Смог Лициний ножом юность парня сберечь.

Подчинясь зову флейт, чьи напевы крылаты,
Он на сцене стоит, полня музыкой стих;
Или тайно сбежит, унося ароматы,
К юным жёнам, чей крик оглушает закаты
Возле бань, где фонарь, и вся ночь будет их.

Если брови чернит и подводит их дуги -
Не в Нееру влюбясь, не на Лесбию злясь.
Никогда, никогда, сбив дыханье подруги,
Шерстяной поясок там, где бедра упруги,
Ни одной не порвал, избегая с ней связь.

Не скупится казной консул, дань воздавая;
Жрец усердно курит божеству фимиам;
Некто судит, и «Мопс», и «Сатир» называя,
Но скользит под рукой вновь доска восковая,
Мчится в танце куплет или дактиль богам.

Всюду, где бы ни шёл, не смолкая, привычно
За кумиром юнцы вьются пёстрой толпой...
Даже мудрый замрёт, чуть дрожа фанатично,
Если тень их мелькнёт, или песнь его зычно
Из потьмы зазвучит, вторя лютне простой.

Прим. перев. Французский исследователь П. Барбье писал: «В 1773 году Словарь Французской академии объяснял слово «кастрат» (саstrato) как «Мужчина, оскопленный таким способом, чтобы его голос был сходен с женским или детским». Ангелы для одних и чудовища для других, кастраты на протяжении XVII и XVIII веков являли собой совершенно беспрецедентный для Европы музыкальный, социальный и культурный феномен: находясь под покровительством Церкви, они более всего были затребованы ранней оперой, что и привело их сначала к небывалому успеху, а затем к исчезновению со сцены на рассвете романтизма, когда их мир - мир иллюзорности, нарочитости, маскарадной двуполости и вокальной амбивалентности - стал утрачивать свое прежнее значение».


Рецензии