Посвящение в Грецию. Дневник путешествия. Дельфы

(Продолжение)
26 июня 2018.  Дельфы.

Утром мы первым делом, проснувшись, побежали на балкон. Очень уж восхитительный был вид с нашего балкона!!! До Итеи и залива было километров десять сплошных оливковых рощ,  но с такой высоты и город, и залив были  как на ладони! Ощущения нереальные! Балкон – как висячее ласточкино гнездо, под нами – метров двадцать  до следующей улицы,  т.е. до земли, а дальше улицы спускаются еще ниже…
Мы спустились  вниз  к завтраку, нет,  не с балкона, конечно, а по лестнице – внизу был холл - кафе, что - то там перекусили и вперед!!! Пока мы завтракали, пошел мелкий дождь. Но выбора у нас не было, нужно было идти, сегодня или неизвестно когда еще!
Буквально за три часа нам предстояло осмотреть весь Дельфийский  заповедник! Вышли на окраину города  и  увидели вывеску, которая гласила: до  святилища Аполлона – 800 метров. Что-то слишком много восьмерок!!!
Сам комплекс находится на южном склоне подножья Парнаса, слева по борту, если двигаться из города, сам Парнас  расположен значительно дальше, до него еще надо добираться. Святилище Аполлона  пригнездилось  под  скалой  Родони, а дальше – под скалой  Флембукос – расположилось святилище Афины Пронойи. Если ехать с Афин, то наоборот - сначала по дороге идет храм Афины, потом – между двух скал – Кастальский ключ, а дальше уже – вход в святилище Аполлона. Но мы шли в комплекс из городка Дельфы и естественно, первым  по дороге у нас было святилище Аполлона. К нему нужно  было пройти по дороге мимо глубокого ущелья, поэтому мы еще тут затормозились, снимая прекрасные и величественные виды, открывавшиеся перед нами. Взгляд утыкался  прямо  в  горы Кирфис, окаймлявшие Коринфский залив. Мы подошли поближе к ущелью, чтобы снять видео: ого, страшно, ножки подкашиваются!  Где-то внизу по долине протекала река Плистос, но так как реки в Греции летом пересыхают, то просматривалось только ее русло, и то еле-еле. Вся панорама  с уходящими вдаль горными  хребтами  была  подернута легкой голубоватой дымкой испарений после утреннего дождика. Мы шли вдоль долины по каменному тротуару, огороженному металлическим заборчиком, мимо растущих вдоль дороги кустов олеандра и сосен и снимали, снимали,  снимали!  Да, в хорошенькое время мы посетили Дельфы! Но  так  было  даже  романтичней! И вот мы на территории Археологического музея! Прекрасное здание, но сюда мы зайдем после осмотра святилищ, если успеем, конечно! Стоимость  посещения -12 евро.  Прошли еще по немного по каменному тротуару, прошли сквозь турникет! И вот опять начался дождь! Причем не мелкий! Я – под зонт, а Володя одел брызговик.  И вот мы на территории комплекса. Если до этого мы шли по горизонтали, то дальше дорога пошла вверх. Первый вопрос: куда идти и  что где? Вверх вели ступеньки – широкие, основательные, но шли они не прямо, а постоянно заворачивая.  Капли дождя стучали по зонту и вот под этот аккомпанемент я поднималась в гору. Вышла на какую-то площадку, прямо перед глазами – стена из камней и рядом со стеной – колонны. Что это, я узнала уже потом: колонны – остатки галереи (стои),  которая когда –то окаймляла площадь, сейчас колонны восстановили только с одной стороны. От этой Романской площади  на запад – ворота и вход в сам античный город Дельфы. Теперь этих ворот и ограждающей  город  стены – нет. Я прошла в эти воображаемые врата и пошла по Священной дороге по диагонали на запад мимо остатков монументов и памятников, которые когда-то в период расцвета Дельф стояли здесь на каждом шагу. Дорога здесь была прямо скажем, немного разбита, и ее уже основательно размыло! Я плюхалась в своих летних  греческих сандалиях прямо в лужи, но что поделать! Где-то посредине этой тропы меня нагнал Володя, он снимал какие-то панорамы и немного отстал. По обе стороны дороги  - руины сокровищниц – больше  десяти. Сокровищницы -  это относительно небольшие по площади здания, достаточно компактные,  где хранились  сокровища  отдельных  греческих городов - полисов. От них остались только фундаменты. Где-то  возле сокровищницы беотийцев дорога  поворачивает на восток  и опять  по диагонали  идет вверх. Чуть выше этого радикального разворота по левую руку – одна из самых известных (она  реконструирована в 1906 году французами) - сокровищница афинян. Мы подошли поближе – да, табличка  указывала, что это афинская сокровищница. Рядом с ней – внизу – за оградкой – так называемый пуп Земли. Впрочем, камень, который там возвышается на пьедестале, это не тот пуп земли, сам пуп земли – омфал – находится в Археологическом музее Дельф, мы его потом  там лицезрели во всей красе. Понятное дело, что оставлять на улице без присмотра такую святыню и достопримечательность никто бы не стал. О  предназначении  омфала  можно только догадываться, но ничего утверждать стопроцентно – нельзя, кроме того, что это – культовый предмет. Так вот, мы постояли возле сокровищницы и пошли дальше, слава богу, дорога улучшилась,  идти стало легче и веселее. Кроме того, мы уже что-то начали различать в этом нагромождении камней и руин. Кроме памятников, по всему периметру  располагались алтари – жертвенники, чаще прямоугольной или квадратной формы.
Дождь не прекращался ни на минуту. После сокровищницы, которая осталась позади, было еще два объекта  по левую руку – постамент, а проще – остатки камней, на котором стоял наксокский сфинкс – страж храма Аполлона, и опять галерея – стоа, возведенная афинянами, опять же – только колонны.  Эта галерея была  построена  прямо у стены, за которой располагалась главная святыня – храм Аполлона. Возможно, путники перед входом в храм заходили туда, чтобы отдохнуть и собраться с мыслями перед посещением святыни. Но теперь она стоит без крыши, и трудно понять, что это вообще такое…Но кто захочет узнать, тот найдет сведения и материал. Многое из того, о чем я сейчас пишу, я узнала уже потом, а тогда под дождем, мы искали, конечно,  главную святыню – храм Аполлона и то место, где находилась и вещала пифия…Но вот и он, храм! Кстати, дождь закончился! Наконец-то – еще один поворот – и мы идем вверх по ступенькам – в сторону высящихся на фоне двух скал Федриад (переводится как «сияющие»)  шести  собранных уже потом из  колец колонн…Они, конечно, и сейчас смотрятся монументально, но представьте, как выглядел храм в те времена!  Возле храма – таблички с рисунками реконструкции храма и минимумом сведений. 6 на 15 колонн по периметру внутреннего помещения, абсолютно белое здание с входом с восточной стороны! Сейчас о его былом великолепии напоминают только мощный сохранившийся фундамент по всему периметру и мраморные фундаментальные плиты! Здание огорожено, пройти внутрь нельзя, ходили вокруг. Заходили с разных сторон. Мрамор почернел, кое-где под небольшими козырьками сохранились белые пятна и белые вкрапления, напоминавшие  о той далекой эпохе. Мы прошли вдоль левой стороны храма, пытаясь понять, где было место, где  могла восседать на своем треножнике пифия. Кстати, следов этой расщелины, о которой упоминают легенды, давно нет. Много лет прошло с тех пор! Грецию, да и Дельфы, постоянно сотрясают подземные силы, и с тех пор многое могло измениться!
Мы поднимались выше, еще раз запечатлели в памяти, на фото и видео храм Аполлона – с высоты он еще лучше просматривался. Над храмом находится древний амфитеатр, не такой большой, как в Эпидавре, но тоже вместительный – на 5000 мест. Верхнего яруса сидений почти нет, а нижний  ярус неплохо сохранился. Сцена разрушена. Храм и театр были в те времена единым культовым комплексом. С высоты амфитеатра открывается еще более изумительный вид на Дельфы и долину. По периметру амфитеатра стоят  кипарисы,  как будто охраняют это овеянное  легендами место. Несколько очень старых кипарисов нам попались по дороге, пока мы поднимались по лестницам к амфитеатру, они поистине соответствуют этому месту – величественные стражи древних мест.
И последним  объектом  нашего путешествия  был стадион. Он располагается прямо под горой, выше – только скалы Федриад. К нему шла опять очень извилистая и достаточно длинная тропа, но мы уже привыкли подниматься. Дождь то опять начинался, то прекращался. На стадионе проходили Пифийские игры, учрежденные Аполлоном в честь его победы над Пифоном,  и он, кстати, сохранился очень хорошо, ряды мест четко обозначены, хоть сегодня можно что-то здесь проводить…
 Вот теперь, достигнув крайней верхней точки, можно было спускаться. Но наше путешествие еще не закончилось. Внизу, под скалой Флембукос расположилось еще одно святилище – Афины Пронойи. Мы быстро, как только можно было спустились по уже знакомой дороге вниз и вышли на автостраду до Афин. По дороге увидели  руины гимназии, но не стали заходить, там практически нечего было смотреть и спустились сразу к Толосу Афины – круглому зданию с колоннами по периметру – три из них были реконструированы и мы могли увидеть, как они выглядели раньше. С обеих сторон от Толоса – руины, в основном это плиты фундаментов трех храмов – двух, более древних – с восточной стороны и одного – нового – с западной. Мы пробыли там недолго. Нужно было спешить. Хотелось все-таки посетить музей, там могло быть много интересного. Хорошо, что мы пошли туда после осмотра самих Дельф, ведь теперь мы могли понять, какие артефакты откуда взяты.  Впрочем, разбираться в этом нам было некогда. Мы были там минут пятнадцать. Можно сказать, пробежались по его залам. Впрочем, основное мы увидели и сфотографировали. Пресловутый пуп Земли, наксокский сфинкс – поистине уникальное сооружение 2.2 метров – фигура льва с головой женщины и крыльями (раньше он стоял на колонне высотой десять метров перед храмом Аполлона), скульптура возничего, фигуры двух аргосских атлетов…
Где-то к обеду, оббежав по периметру Археологический музей  (все сфотографировали. а  разбираться с экспонатами будем потом, на досуге),  подбегаем к гостинице. Пора выселяться. На рецепшене нам недвусмысленно об  этом напомнили. Да, Афина – дама грозная, и хозяйка или администратор  этой гостиницы – ей под стать. Собирались мы недолго и вот уже  со всем своим скарбом опять идем по теперь уже дневной улице, которая, конечно, уже потеряла половину своего очарования, но все же…Времени у нас навалом, до автобуса еще  целый час. Самое время пройтись по магазинам! Подошли к какому-то арт-магазинчику. Неплохие штуки.  Фотографировать не запрещают…
А вот и автостанция. Как таковой отдельной автостанции в Дельфах нет, автобусы подъезжают к месту, а билеты продают  прямо в кафе.  За столиками – обедают.
С Афин потянулись автобусы с туристами. Мы, наконец-то дождались своего автобуса! Спуск был не менее головокружительный! А что он – этот серпантин  и вправду в некоторых местах опасный, мы убедились, уже  при дневном свете  на обратном пути в Патры!  Мы ехали, вспоминая эти немыслимые развороты, но теперь мы их не только ощущали, как вчера в потемках, но и видели! Мы спускались в Итею!
Дальнейший путь был уже знаком! Опять мост Рио-Антиррио, опять Патры!