Цена слова

Тайны спасения повергать пред всяким без разбора и принимать одинаково всех... походит на то же, что и в нечистый сосуд вливать многоценное миро (свт. Василий Великий).

Поэты обладают шестым чувством. Свидетельством тому – мой дневник. Я размещаю там разные заинтересовавшие меня статьи. Народ бодро читает «газетку», но как только там появляется материал, хоть как-то касающийся жизни духовной, количество просмотров падает до минимума. Ага, жить стало лучше, жить стало веселее! (с)

Так большинство моих читателей пролетели мимо опубликованной главы из замечательного труда святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться»:

http://www.stihi.ru/diary/valery31/2020-01-01

У кого хватит любопытства и решимости, тот прочитает и саму главу, и, может быть, всю книгу, а я приведу здесь пару абзацев:

«Но когда у кого господствует духовность, тогда, хоть это будет его исключительным характером и настроением, он не погрешает, во-первых, потому, что духовность есть норма человеческой жизни и что, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек, между тем как душевный и плотяный человек не есть настоящий человек; а, во-вторых, потому, что, как ни будь кто духовен, он не может не давать должного душевности и плотяности, только держит их не жирно и в подчинении духу. Пусть не широка у него душевность (в научных познаниях, искусствах и делах прочих) и крепко стеснена плотяность – все он настоящий, полный человек. А душевный (многознающий, искусник, делец), а тем паче плотяный, – не есть настоящий человек, как бы красным не являлся он вовне. Он – безголов. Отсюда простой человек, Бога боящийся, выше многообразованного и элегантного, но не имеющего в целях своих и стремлениях угождения Богу.
По сему же судите и о произведениях литературы и искусств. Произведения, в коих все плотяно, из рук вон нехороши; но и те, в коих господствует душевность, не отвечают своему назначению, хотя они выше плотяных. Таков суд только о тех произведениях, кои чужды духовных элементов; те же, кои прямо относятся враждебно о всем духовном, то есть о Боге и вещах Божественных, – прямо суть вражеские внушения и терпимы быть не должны».

О чём говорит святитель Феофан? О том, что в природе человека (творческого в особенности) есть несколько состояний.

«Человек всегда свободен. Свобода дана ему вместе с самосознанием и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности. Погасите самосознание и свободу – вы погасите дух, и человек стал не человек» (Свт. Феофан Затворник).

С моей точки зрения, три (основных) состояния «тутошних граждан»  такие:

1. Плотяной человек (можно сказать, страдающий демон)). Эгоист. Любит (?) самого себя, холит и лелеет свои страсти. На его «писание» клюют те, в ком эти страсти мощно развиты (иногда присутствуют в скрытом виде). Любимые темы: «распад атома», вино, блуд, одиночество. Подобная лирика выдаётся за «высокое страдание».
Такой автор предпочитает рассказывать о чём угодно, но не о своём реальном внутреннем состоянии. Воспламеняется гневом от любого острого слова в свой адрес. Носитель большинства смертных грехов.

2. Душевный человек. Любит себя и друзей. Не любит врагов. Обрастает контактами, зачастую вредными для него, щедро тратит своё время на общение. Как и плотяной, активно использует формулу «петуха-кукушки», избегает конфликтов, предпочитая обсуждать неприятную ситуацию за спиной обидчика.
Любимые темы: любовь (...), гражданская-философская-религиозная лирика, повествование о прошлом и самых незначительных деталях настоящего.
Любит поздравлять своих друзей и близких с памятными датами, к которым те не имеют никакого отношения, в принципе.

3. Духовный человек. Доступно реальное общение с реальным (живым) Богом. Главный признак: дан дар любить своих врагов, нрав Христов. Собственно, по этому признаку мы его и отличаем. Описать всё это мне не дано, «но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может».
 


Ещё до большевиков А.Блок провозгласил целью революции создание нового человека. В статье «Искусство и Революция» (март 1918 г.) он писал: «Тот, кто поймёт, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем. Это будет уже не самодовольное ничтожество; это будет новый человек, новая ступень к артисту». «Человек — артист» — принятый Блоком образ — термин Р. Вагнера, означающий восприимчивую к жизни («жадную» до неё), остро чувствующую и активную личность.

Когда б вы знали, из какого сора и пр.
 (А.Ахматова)

Для полноты картины, предлагаю ознакомиться (заглядывайте почаще в мой дневник!) с некоторыми особенностями данного «сора».

Осип Мандельштам

В самом себе, как змей, таясь,
Вокруг себя, как плющ, виясь,
Я подымаюсь над собою, —

Себя хочу, к себе лечу,
Крылами темными плещу,
Расширенными над водою;

И, как испуганный орел,
Вернувшись, больше не нашел
Гнезда, сорвавшегося в бездну, —

Омоюсь молнии огнем
И, заклиная тяжкий гром,
В холодном облаке исчезну!

Август 1910

======
P.S. Начнём с общей картины Серебряного века:
http://stihi.ru/diary/valery31/2020-01-08

А это тема А.А.Ахматовой:
http://stihi.ru/diary/valery31/2020-01-10

...и другие.
http://www.stihi.ru/diary/valery31/2020-01-17


Рецензии
Здравствуйте дорогой Валерий! Мне приятно видеть,как вы усвоили материал по книге святителя Феофана. Это и моя настольная книга, которая даёт импульс к написанию стихов. Очень рада, что вы трудитесь над своей душой!
И так как вы любите критику (И.А. Крылов мой любимый баснописец) то хочу поддержать с вами диалог... Приятно соглашусь, что православие в стихах (духовная пища) не под силу людям плотяным и душевным. От того и выделила раздел: "Моя страна внутри меня".

О Боге предпочитают не говорить, потому и не легко службу вести в СЛОВАХ!

Я не стану читать масона А. Блока, и прочую мишуру, так как мало времени для размышлений о нашей Пресвятой Троице! Враг всяческими методами ведёт борьбу с нами, чтоб мы занимались ерундой.
Потому и замечу, что ваш это и есть пробел в духовной работе. Можете со мной не соглашаться, но мне духовник советовал, что лучше меньше, да лучше. Но вывод один: никому это не надо, как только мне самой для очищения души.
Так что пишу для себя. Даже дети и внуки не вникают в мой труд, да и пусть глядят на меня, как на юродивую.
Ещё замечу, что веру нашу людям излагать не легко, потому что мало толку от теории, когда нет практики.
К великому счастью (не знаю про ваш) у меня есть опыт духовный и это огромный фундамент от Отца Небесного я несу здесь ради Христа, во славу имени Его Святого.
Спасибо за ваш нелёгкий труд!

Надежда Тамбовская -Беляева   20.07.2021 17:35     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию.

Валерий Новоскольцев   20.07.2021 18:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.