О стихосложении. Цитируя ТБ. ч. 3

Взято из рецензий, написанных Тимофеем Бондаренко.
*
Там на самом деле речь идет о цезуре (вовсе не обязательно о паузе), строго говоря, о разбиении фразы-строки на две подфразы.
В принципе - вещь улучшающая восприятие ритмики, но не обязательная, особенно для недлинных строк. Так же как и внутренние рифмы и созвучия - вещь необязательная, но улучшают звучание.Ну а рассуждения о каком-то приближении к оригинальному звучанию того или иного размера - полная чушь.
*
В двусложных размерах есть сильные места, на которых пиррихии звучат плохо. А "чистые" двусложные размеры практически не встречаются.
Но с цезурой это напрямую не связано.
Она и в чистом размере может быть, а может и не быть.
*
Требование чистоты размера - мало что добавляет к звучанию, если четко выдержаны сильные позиции. В принципе - это некоторый плюс, но совсем небольшой, и в поэтической практике наличие пиррихиев в двусложных размерах на слабых позициях существенным огрехом не является. (см. напр. стихи классиков).
Этот вопрос был решен еще во времена Ломоносова...
*
Насчет цезуры.
Вот пример:

Буря мглою//небо кроет
Вихри снежны//е крутя

Здесь цезуры нет. Попытка ее сконструировать приводит к плохому звучанию.
А вот так она может быть проведена:

Буря мглою//небо кроет
Вихри снежны//ветер зол

или вот так:

Буря мглою//небо кроет
Крутит вихри//волком воет
Бьется в окна//вьюги стон
Словно снится//жуткий сон

Она может быть озвучена и маленькой паузой и волнами интонации и силовыми акцентами.
В коротких строках цезуру обычно не стремятся проводить, но в длинных строках она полезна для улучшения звучания.
*
"-/" это не ямб. "---/" - это не пеон.
Ямб и пеон - это МЕТРЫ. Вне конкретного стиха метр не существует.
"---/" - это стопа пеона - но только в стихе пеона-4. А скажем в стихе анапеста - это будет грубый ритмический сбой. А никакой не "пеон".
И в стихе пеона-2 эта стопа будет не пеоном, а ритмической грязью.
*
Пиррихий и спондей - давно уже употребляются в смысле отсутствия схемного ударения и присутствия сверхсхемного. И ничего более.
Говорить о них как о стопах "--" или "//" - бессмыслица, ибо в русском языке нет метров с такими стопами.
*
Сочетание ямба и пеона (вовсе не обязательно пеона-4) в метрике логаэда - возможно. Но тогда эта метрика должна быть четко проведена во всем стихе.
Например:
-/-/---/-/
-/-/---/-/-
-/-/---/-/
-/-/---/-/-
......

Только в таком случае можно говорить о сочетании ямба с пеоном.
А когда "пеон" попадается где попало и через раз - это просто ритмическая грязь.
Это на самом деле - пиррихии. Которые могут звучать по-разному, где-то безобидно, где-то похуже.
Здесь нужно ориентироваться на звучание.
Не забывая, что ударения в разных позициях неравноценны.
*
Я вроде как доступно объяснил, что никаких пеонов в ямбе нет и быть не может. Это так же глупо, как называть спондей /--/-.... в ямбе дактилем "/--" с хореем "/-". Или просто "начальным хореем" "/-"
:-)
Вместо того, чтобы просто принять к сведению, что в ямбе практически всегда присутствуют пиррихии, причем часто они безвредны, но иногда - не очень, Вы придумываете какую-то ахинею с пеоном в ямбе (имея в виду не логаэд).


Разместила Л.Л.


Рецензии