О Рейтинге произведений. Суть проблемы

            __________________________________________
            
            «Ничто так не унижает человека и не делает его таким жалким, как тщеславие.
             Оно – ярчайшая примета посредственности».

            Люк де Клапье Вовенарг,
            выдающийся французский философ.
            __________________________________________


            В современном мире, вместе с ростом потребительских настроений, мы наблюдаем примитивизацию (падение качества, опошление и упрощение) искусства. К сожалению – примитивизация искусства (далее - ПрИс) – это данность, свойственная обществу, в котором во главу угла поставлены интересы личности безыдейного / эгоцентричного типа. Когда в социуме на первый план выходят понятия «статус», «бренд», «количество подписчиков» и «выгода», - неизбежно отодвигаются на второй план такие категории, как «нравственность», «высокая идея», «беЗкорыстие» и «талант». И от подобных тенденций не уйти, они - дань сытой и толерантной комфортности, на которую потребительские общества новой эпохи променяли некогда господствовавший «тоталитаризм».

            ** Из социо-культурного пространства пост-советских людей изъяли Идеологию, нивелировав понятия «Коммунизм», «Безкорыстный труд», «Вожди народа» и «достижения Советской Отчизны», проведено искусственное опустошение умов.

            Вопрос: А ЧТО ЖЕ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ ПРЕПОДНЕСЛИ ВЗАМЕН?

            На каждом шагу мы с вами встречаем проявления ПрИс, будь то реклама в метро или новости в газетах, передача по ТВ или псевдопоэтические тексты на литературном портале в сети Интернет. Если в советскую эпоху из молодых людей создавали творцов, ориентированных на развитие, духовность, идею и категории служения своей стране, то в современном мире архитекторы «рыночной экономики» активно формируют в гражданах – сознание потребителей, из мировоззрения которых максимально изъяты такие категории, как «созидание», «беЗкорыстие», «служение обществу / государству» и «нравственный ориентир».
            - Вместо чтения классической литературы – короткие заметки в интернет-сети.
            - Вместо нравственных ценностей и морали – пляски с полуобнажёнными девицами в ток-шоу.
            - Вместо честной работы и скромного образа жизни – поощрение кредитования и иждивенческих стереотипов.
            - Вместо высокой Поэзии и Прозы – примитивные тексты, в коих – «приколы» и «сальные» аллегории, глупость и бездарная напыщенность, а зачастую - и смысла то нет…

            Всё больше и больше времени мы проводим в Сети. Что видим здесь? Сеть – это проекция реальной жизни, оцифрованная на тысячах ресурсов в оптоволоконных сетях. Своеобразный индикатор общества, его чаяний и эмоций, убеждений и стереотипов, олицетворение (для многих) устремлений и несбыточных надежд. 
            Если сама идея создания и поддержки литературного / поэтического сайта – замечательна в сути своей, то рано или поздно общественные стереотипы берут верх и в рамках пусть даже самого полезного и позитивного ресурса формируются деструктивные поведенческие отклонения среди отдельных пользователей Сети, находящие своё выражение в конкретных действиях организованных групп личностей, направленных на достижение определённого, продиктованного эпохой бездуховности, результата.
             _________________________________________

             КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР.
             Сайт «Стихи.ру» - в целом позитивная идея, организация некоторого сообщества любителей поэзии, своего рода – социальная сеть для общения многих людей, понимающих (или не очень) толк в искусстве. Отбросим коммерческую составляющую (да, организаторы ресурса, как и многих других сайтов сети Интернет, преследуют одной из первоочередных задач - извлечение прибыли, но, учитывая, что поддержка государства в культурных проектах традиционно минимальна, - без ориентации на прибыль дальнейшего развития не получить). Положительные аспекты функционирования ресурса: авторам предоставлена возможность донести до читателей свою мысль, познакомить неограниченный круг людей с разнообразными произведениями, озвучить идеи и предпочтения – БЕЗУСЛОВНЫЕ ПЛЮСЫ, являющиеся позитивом, за что организаторам ресурса – несомненная благодарность от многих читателей и коллег.
              В рамках сайта опубликованы многие сотни тысяч текстов. Не секрет, что большинство из них не являются стихами / прозой и не представляют значительной художественно-культурной ценности. По моим наблюдениям, основанным на детальном изучении творчества нескольких тысяч авторов портала на протяжении ряда лет – стихами / прозой, в том или ином понимании, можно считать порядка 2-5 % текстов, от всего количества, опубликованных на портале. Из них – качественная Поэзия – есть уникальная редкость, а Поэтов, которые пишут Стихи можно без преувеличения поместить в три разномастные сотни. Целью данного эссе не является анализ идеологической составляющей в произведениях (мудрые люди понимают, что Идеология в том или ином виде присутствует всегда и везде там, где создаются значимые, умные и перспективные проекты), проблеме значительного разобщения умов в творческой среде мы посвятим отдельную работу.
             Сегодня же обратим внимание на такой раздел сайта «Стихи.ру», как «Рейтинг произведений» и проведём краткий анализ явления.

              ** Изначально смысл введения т.н. «Рейтинга произведений» заключался в том, чтобы при помощи голосования читателей, которое они осуществляют путём нажатия на разные «кнопки» под авторскими работами, выявить наиболее читаемые / популярные из них. Видимо, предполагалось, что таким образом посетители сайта смогут знакомиться с произведениями наиболее талантливых поэтов, оценивать своеобразный уровень поэтического мастерства. Но всё получилось как всегда и Рейтинг испортили сами авторы произведений. Так, на протяжении ряда лет в среде пользователей Сети, публикующихся на портале «Стихи.ру», сформировалась отдельная группа, назовём этих авторов - «рейтингисты», узурпировавшая вершину Рейтинга, использующая его в своих, сугубо меркантильных целях. Список личностей хорошо известен, классифицирован и изучен, речь идёт о нескольких сотнях страниц. В указанной группе есть свои «фавориты» (я специально не буду указывать интернет-адреса персонажей, дабы не создавать рекламу таким, как они).
              Суть функционирования группы «рейтингистов» заключается в следующем: по ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ СГОВОРУ между собой, десятки авторов портала УМЫШЛЕННО и РЕГУЛЯРНО проводят своеобразную игру - написание МАССОВЫХ, КОРОТКИХ и БЕЗСОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ РЕЦЕНЗИЙ другим АВТОРАМ, СОСТОЯЩИМ в ДАННОЙ ГРУППЕ (фактически – сами себе), с целью продвижения на вершину Рейтинга строго определённых работ, тем самым - обеспечивая при помощи СОГЛАСОВАННОГО НАЖАТИЯ на «зелёную кнопку» «понравилось» под публикациями, ПОСТОЯННОЕ НАХОЖДЕНИЕ в «топ-30» Рейтинга определённых персонажей. Особую ценность для «рейтингистов» представляют «топ-10» мест Рейтинга, которые можно визуально наблюдать на Главной странице портала Стихи.ру, что безусловно делает им бесплатный пиар (ведь остальным авторам портала, которые «не в теме» - за попадание своих стихов на Главную страницу всегда приходится платить) и удовлетворяет тщеславие тех, кто повышает при помощи дешёвого популизма свою психологическую самооценку.
               Для того, чтобы выяснить – кто составляет актив указанной группы, необходимо открыть позиции Рейтинга: http://www.stihi.ru/rating.html и несколько дней подряд бегло проанализировать – кто именно из авторов портала (как правило – в начале каждого месяца список наиболее актуален) регулярно занимает места в первых 30 позициях. Ознакомьтесь с рецензиями к их «стихам» - это от 45 до 110 рецензий у каждого, отличительная черта таких рецензий: все они написаны одними и теми же «статистами» и 90% из них являются формализированными, односложными (часто на два – три слова), не несущими смысловой нагрузки отписками, под копирку, направленными на результат: повод к нажатию «зелёной кнопки» под всеобщий клановый «одобрямс!».
               В данном случае присутствуют две стороны медали. Как может показаться, - нет ничего плохого в том, что группа людей (видимо не утомлённых общественно полезной работой, имеющих много свободного времени) занимается пустяшными играми (далее - «рейтингизм») по  искусственному удержанию друг друга в первых позициях Рейтинга. Ведь многие из нас мечтают, чтобы их стихи читали и писали отзывы, пусть даже и читали очень бегло и не вдумчиво, пусть даже эти отзывы фальшивые… НО!
               У медали всегда есть и другая сторона. В нашем случае, другая сторона проблемы гораздо более значима и несёт откровенный негатив, причём, - негатив, угрожающий самим основам душевной, истинной Русской поэзии. В сути своей – явление «рейтингизма» очень распространено в реальной жизни (отнюдь и не только в рамках сайта «Стихи.ру»). Надутые и необъективные рейтинги окружают повсюду: в политике и ток-шоу, в магазинах и на ярмарках, в рекламе и в кино… Во всех случаях – это МАНИПУЛЯЦИИ, ОБМАН и НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. Безусловно – подобные явления всегда пагубно воздействуют на социальные процессы, устраняя с игрового поля многих созидающих, порядочных и творческих людей.
               В отношении поэзии – «рейтингизм» является ПОДМЕНОЙ ПОНЯТИЙ. Кроме того, что подавляющая часть «рейтинговых» «стихов» - это полнейшая безвкусица, пошлость и графоманский эрзац, засоряющие собой не только рейтинговые списки, сколько умы и сознание читателя, ищущего ПОДЛИННЫЕ Стихи, так ещё и при помощи таких псевдопоэтических текстов ПРОИСХОДИТ РАЗМЫВАНИЕ КОНТУРОВ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ и КУЛЬТУРЫ, примитивизация искусства, подмена чистого, духовного и Светлого начала в душах читателей и других творческих людей.
               __________________________________________________

               «Псевдопоэзия – это стихотворные произведения, лишённые художественной ценности, мнимая поэтичность».

               «Новые слова и значения»,
               словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов, под ред. Е.А. Левашова.
               __________________________________________________

               Что такое Поэзия? Это нравственность и мораль. Порядочность и беЗкорыстие. Созидание и портрет. Краски образа и мечты. Это ДУХОВНАЯ КВИНТЕСЕНЦИЯ высшего интеллектуально-созидательного творчества.
               Что такое «рейтингизм»? Это фикция и подлог. Корыстный расчёт и дешёвая популярность. Сговор и соглашательство вкупе с бездарностью, ловко маскируемая ложь. Это ОТСУТСТВИЕ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ подлинно Светлой Поэзии. Пыль в глаза всем тем, кто ищет НАСТОЯЩИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

               Отдельный аспект пагубного воздействия «рейтингизма» заключается в том, что подобная деятельность не только наводняет информационное пространство дешёвыми подделками под стихи, но и БЛОКИРУЕТ ПРОДВИЖЕНИЕ В РЕЙТИНГЕ (а соответственно – и узнаваемость) ИСТИННО ТАЛАНТЛИВЫХ ПОЭТОВ, депопуляризирует качественные стихотворения, скрывает от взора читателей всю гамму чистой Поэзии. Сборище «рейтингистов», как сито, – отбрасывает от вершин Рейтинга других авторов, всех тех, кто отказался нажимать на кнопки по указанию группы окололитературных фриков, всех тех, кто не приемлет меркантильный расчёт и малодушный популизм, всех тех, кто пишет Стихи, а не пошлые куплетики для статистики местных «стихоплётов».   
               Со временем рейтинговое «валяние дурака» часто входит у таких авторов в патологическую привычку и многие изначально талантливые публицисты, вместо того, чтобы писать Стихи и творить литературное Искусство – начинают «прыгать» по различным конкурсам, «фондам», «клубам» и рейтинговым «танцплощадкам» публикуя работы низкого «ширпотреб»-качества только с одной целью: насобирать как можно больше формальных литературных «достижений», чтобы затем поместить все свои «регалии» на странице и бахвалиться перед глазами завистливых коллег, демонстрируя им – «какой же я всё таки талантливый и высокочтимый!». Данное поведение ведёт к одному из самых чёрных пороков человеческой души – ТЩЕСЛАВИЮ. А тщеславие, в свою очередь, - неизбежно выжигает бездуховным огнём Светлую творческую душу.

               ** Резюмируя изложенное выше, мы приходим к выводу о том, что «рейтингизм» является КРАЙНЕ ПАГУБНЫМ ЯВЛЕНИЕМ В ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЕ, занятием, недостойным истинного Писателя и Поэта. Своеобразная мелочная игра, подменяющая праведную суть и неизбежно уводящая талантливых людей в бездарное меркантильно-эгоистическое болото.

               КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА: в творческих коллективах, участники которых ставят целью писать стихи, изучать и любить Светлую поэзию, воспевать Искусство, помогать начинающим молодым коллегам и созидать – такое явление, как «рейтингизм» В ПРИНЦИПЕ НЕДОПУСТИМО и должно пресекаться на корню (и в первую очередь – методами просвещения и убеждения), как явление, прямо угрожающее развитию и популяризации подлинного Русского творчества.

               Быть «рейтинговым статистом» или творцом? Превратиться в «пустышку» или писать Стихи? Опошлять и похабить современное Искусство или внести свой беЗсмертный вклад в развитие Русской Поэзии? Прыгать за достижениями, тщеславно кичась на своих страницах в Сети рейтинговыми «статусами», «премиями» и «медальками» или скромно создавать поэтические шедевры, воспевая истинные благодетели чистой души? Быть ярмарочным шутом или быть Поэтом?

               Пишите Стихи, уважаемые Друзья и не гонитесь за дешёвой популярностью, «статусами» и «рейтингами». Достойные читатели, мудрые и позитивные люди, ценящие истинную Поэзию всегда найдут ваши Стихи и по достоинству их оценят, ведь для Поэзии Света реклама не нужна. Развивайтесь, читайте классическую литературу, постигайте новые горизонты своей жизни, творите и беЗкорыстно помогайте другим. Господь каждому из нас даёт возможность сделать свой выбор.

_________________________________________

С уважением,
читатель ваших стихотворений Сергей Михайлович Восточный,
06.01.2020, Русский Мир.

__________________________________________

# Настоящее эссе – лишь краткий анализ явления, изучение его сути, изложение личного мнения автора,
на которое он, безусловно, имеет полное право, без цели нанести кому-либо репутационный или иной ущерб.


Рецензии
Очень актуальная публикация. Год участвовал в конкурсах на "Золотом папирусе" Приходилось оценить около 30 стихотворений в неделю. Оценивал реально, то что мне нравится. Пол года меня игнорировали, позже ко мне присоединились другие участники, которые начали портить созданный рейтинг. Костяк группы там конечно сильный, но из залётных встречались намного лучше или по крайней мере не хуже призёров. Я опускал лидера на третью строку и писал недостатки. Расширенно должен оценить до третьего места. Первое второе отдавал хорошим залётным, тем самым рейтинг заметно ломался. Тогда меня начали замечать и через пол года давать призовые места (в том числе с помощью укоренившихся "залётных").Конечно из высшего рейтинга меня начали опускать, указывая недостатки, я их начал исправлять. Тем самым это пошло на пользу. Позже решил, что большую пользу извлёк. Чтоб даже предвзято оценить, всё таки недостатки нужно найти. В поэзии нет предела совершенства. Можно научиться правильно писать, но чтоб выразить чувства и передать смысл нужен талант. С 19 года в конкурсах не участвую, в том числе на других сайтах, не хочется черпать негатив и тратить драгоценное время. Хоть член РСП не участвую номинациях - полный развод на деньги. Напечатал три сборника стихов в местных издательствах, продаю и печатаю на эти деньги новые. Прибыли от этого не имею. Но и не плачу по 150000 рублей за тираж.

Александр Сауков   29.12.2020 07:44     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание, Александр. Согласен с Вами.
Добра Вам и здоровья в Новом году! Приходите.

С уважением.

Сергей Михайлович Восточный   31.12.2020 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.