Я памятник себе воздвиг

(хроника московской жизни)

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - эта известная поэтическая формула трудноосуществима в жизни.  Я же хочу рассказать о рукотворном памятнике, который мне удалось опосредованно создать в Московском метрополитене. Трудно подсчитать, сколько миллиардов пассажиров перевёз Московский метрополитен за почти 85-летнюю историю и, странно, ни у кого не возникало одного вопроса.  Дело в том, что все эти годы информационная схема метро располагалась только около касс при входе и, если ты спустился вниз на станцию, а у тебя возникла необходимость уточнить маршрут, то нужно или возвращаться наверх, или уже на ходу, через головы изучать схему внутри вагона поезда.  А еще бывают случаи (были и со мной), что из-за аварии на твоей или другой линии срочно нужно перестраивать маршрут поездки, а в зале и на перронах масса людей и ты не знаешь, куда обратиться за разъяснением.

В 90-е, «перестроечные»  годы, «эпоху демократизации и гласности», на время были организованы «горячие линии» для обратной связи населения с высокопоставленными чиновниками. Вот я и обратился по телефону (электронной почты ещё не было), сейчас трудно поверить, к самому начальнику Московского метрополитена Гаеву, с предложением разместить непосредственно на станциях подробные информационные схемы метрополитена. Меня доброжелательно выслушали и обещали ответить. Довольно скоро пришёл письменный ответ, в котором говорилось, что вопрос рассмотрели и специалисты посчитали, что вполне достаточно тех, расположенных на стенах тоннелей над железнодорожными путями простых (но не дающих общего представления) указателей станций на отрезке данной линии! Но сама идея, очевидно, запала. Прошли годы и вот, посередине станций стали появляться информационные колонки, с помощью которых по громкой связи можно было задавать интересующие тебя вопросы, но схем метрополитена на них по-прежнему не было. Приходилось дожидаться очереди для получения ответа и, не видя перед глазами схемы, стараться запомнить данные рекомендации. Вот я, опять, звоню по «горячей линии», теперь говорю с кем-то чином пониже, напоминаю о своём первоначальном предложении, с «большевистской прямотой» высказываюсь в том духе, что представляю, сколько было потрачено и распилено денег на осуществление нелепой затеи с переговорными устройствами (на что многозначительно промолчали), но, кажется, поблагодарили за неравнодушие. Прошли ещё годы и вот теперь уже, практически, на всех станциях сооружены монументальные информационные стелы, в создание которых, конечно, вбухано немереное количество средств, ради того, чтобы разместить просто-напросто схему метро (см. ил.). Ну, а для меня, это, пусть и безымянные, но теперь уже установленные на века и приносящие определённую пользу «памятники неравнодушию»,  установленные, в том числе, и по моей инициативе.

А вот другой пример создания, но уже дурацкого, памятника себе на московском транспорте. Дизайн автобусов, троллейбусов, трамваев и т.п. должен ассоциироваться  с движением, комфортом, информативностью и, в какой-то степени, является украшением города. А тут я замечаю, что на новых автобусах (достаточно красивых и комфортных) по всей их длине над окнами изображён орнамент из цепочки «загогулин», стилизованных запятых, не соответствующих динамике машины и нарушающих структуру её внешнего оформления (см. ил.). Это напомнило мне кружевные занавесочки или то, как деревенские мальчишки одно время обшивали «для красоты» сёдла своих велосипедов бахромой. Я, «естественно», звоню в департамент  транспорта Москвы с недоуменным вопросом. Там прежде не поняли моего удивления, предавали из рук в руки, а потом всё же пояснили, что принято решение обозначать городской транспорт отличительной символикой. Дальше – больше. Поветрие, наподобие ветрянки, распространилось и на все виды городского и, даже, водного транспорта: маршрутки, троллейбусы, трамваи - будто, в Москве они могут быть иногородними.  Проникло оно и в Московское метро – «загогулинами» обозначены турникеты, сиденья в вагонах,  их изображения, несуразно огромных размеров, нанесены снаружи даже на вагоны поезда. Да, с эстетической точки зрения нововведение ужасно, но, может быть, оно  обосновано каким-то таинственным смыслом. Долго рылся в Интернете, пока не нашёл беглого замечания, что «загогулина», вроде как, отражает кольцевое построение плана города. Вы бы догадались? И я. А у тысяч горожан и приезжих тоже такая ассоциация?
Вот я и представил себе некоего самовлюблённого, мало одарённого дизайнера (или целый коллектив), который воспользовался очередной затеей чиновников, разработал и утвердил авторство на нелепый «товарный знак» и размещает, где надо и не надо, эти памятники чиновничьей дури и дизайнерской безвкусицы. Можно только представить, сколько людей причастно к нанесению этих нелепых и ненужных символов на тысячи и тысячи единиц транспорта снаружи и внутри! Если бы их не было, что-то изменилось бы в нашей жизни? Вот и не перестаёшь удивляться нелепости памятников нашей эпохи, оплачиваемых отцами города из кармана горожан.

31.12.19.  -  01.01.20.

P.S. 
Сегодня отправил письмо Мэру Москвы Собянину С.С. с вопросом о целесообразности
принятой маркировки городского транспорта. Интересно, каков будет (если будет) ответ.

17.01.20.

30.01.20. получил ответ-отписку (на большее я и не рассчитывал) от Департамента транспорта Москвы.  Ниже привожу сокращённые выдержки:
«Департаментом транспорта ... разработан бренд «Московский Транспорт» и сопутствующая система визуальной айдентики (!)... Над разработкой работали специалисты  ведущих мировых креативных (!) агентств и российские эксперты...
Знак должен был опираться на исторические (кольцевые, В.У.) принципы развития Москвы. Кроме того, знак похож на отпечатки пальцев человека – знак уважения к личности (!) ... и напоминает значок точки на карте, ставший неизменной составляющей всех мобильных карт (?).  Составляющими фирменного стиля являются: логотип ... и узор («завитушки»)». Каково! Теперь всё стало ясно! Тут тебе и уважение к личности и креатив...
Последнее, на что обратил внимание – подпись исполнителя (фамилия и телефон), данные микроскопическим (по отношению к тексту письма) шрифтом то ли из стыдливости за суть отписки, то ли из-за чиновничьего чинопочитания (знай своё место!) в отношении нач. Департамента.

 


Рецензии
Нет, зигзаги на троллейбусе безусловно нужны, иначе это место будет отдано под рекламу, а ты разинешь варежку и промахнёшься мимо ступени.
А зигзаг настраивает тебя на циклические движения - заносишь на ступеньки одну ногу, затем другую. Разумеется, кольцевая структура города тут совершенно не причём. ))

Геннадий Маков   25.03.2020 18:24     Заявить о нарушении
Невольно наблюдаю по ТВ как это делают в Европе, Америке - такой примитивной пошлости нет нигде!
Спасибо за отклик!

Вит Уйманов   25.03.2020 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.