Статья 3

Кинематограф
Принципы образно смыслового анализа можно применять и по отношению к кинематографическим произведениям. Основной трудностью здесь является то, что фильмы, в которых их авторы используют символический язык, чрезвычайно редко появляются на экране. Мы уже упоминали в этой статье фильм Роберта Олтмена «Винсент и Тео», в котором автором используется пространственная символика, а также символика предметов и символика цвета. К этой группе фильмов нужно отнести работы режиссера Питера Гринуэя. В некоторых своих фильмах он использует символику чисел. Без знания символики такие фильмы трудно, а иногда невозможно понять.
К данной группе фильмов относится работа режиссера Kenneth Branagh «Франкенштейн» (Branagh, 1994). В основу сюжета положен одноименный роман Мэри Shelley. В романе речь идет о молодом талантливом ученом Викторе Франкенштейне. Он был очень привязан к матери. Но мать скоропостижно умирает. Потрясенный этим, Виктор решает посвятить свою карьеру разрешению загадки жизни и смерти. Экспериментируя с телами умерших людей, он создает существо, которое ему удается оживить. Но это существо оказывается агрессивным и начинает охоту на близких Франкенштейну людей (Shelley, 2008).
Cценаристы Steph Lady and Frank Darabont и режиссер Branagh использовали этот сюжет, но вложили в него другие смыслы.
Это психоаналитическое исследование человеческого бессознательного, суть которого становится понятным, когда нам удается расшифровать использованную в фильме символику. Искусствоведы не видят этой символики, поэтому их анализ фильма является поверхностным. Как это делает, например, O’Shea, для которого самым важным в его рецензии на фильм является сопоставление сюжетов романа и фильма и рассуждения об уместности тех или иных отступлений от сюжетных линий романа (O’Shea, 2019).
Поиски смысла фильма лежат совсем в другой системе координат.
Как отмечает W. Smithe, такие разнообразные традиции, как бихевиоризм, психоанализ и современная вычислительная психология или психология обработки информации, принимают или поддерживают определенный взгляд на символизацию. Психоанализ заимствован из совершенно другой традиции в изучении символов. Эта традиция, подчеркивающая  мифологические и метафорические аспекты символизации (Smithe, 1984). Указанную традицию продолжают авторы фильма «Франкенштейн».

Это фильм об Эдиповом комплексе, который, по мнению классических психоаналитиков, является центральным образованием личностного бессознательного в раннем возрасте. Согласно Фрейду, Эдипов комплекс проявляется в неосознанной любви к родителю противоположного пола и стремление избавиться от соперника – родителя того же пола, что и ребенок. Эти детские переживания могут сохраняться в бессознательном человека и влиять на его жизненные выборы.
Фильм начинается с того, что мы видим дом семьи Франкенштейн. Его стены окрашены в красный (с тонкими желтыми полосками) цвет. Крыша – без всяких других цветовых вставок – в синий.
С точки зрения цветопсихологии, синий символизирует мужское начало (хотя у него есть и другие значения: символика многозначна). Красный – женское начало. Но персонажи в начале фильма одеты совсем по-другому. Мать Виктора – в синий цвет. Цвет рубашки Виктора – синий. В противовес этому отец на балу одет в одежды красного цвета. В этом доме как бы существуют две партии – синего цвета (властвующей матери, о чем свидетельствует окраска той части экстерьера дома, который защищает от бурь и дождей) и красного цвета (подчиненного  ей отца).
Виктор очень привязан к матери. Что благоприятствует формированию Эдипова комплекса. Этому способствуют и невинные, на первый взгляд, баловства с матерью на полу, и ее слова о том, что как ученый он выше отца, что на языке психоанализа означает, что он превосходит своего соперника в борьбе за собственную мать.
Но тут случается непоправимое. При родах мать умирает. В отчаянии Виктор решает посвятить свою жизнь решению проблемы бессмертия. И ему это удается. Собранное из частей тел людей низших сословий существо удается оживить. Оно начинает жить своей жизнью.
В фильме существо не имеет имени. Это – оно. В психоаналитической теории Фрейда Оно (Id) – часть психики человека, которая является полностью бессознательной. В Оно нет моральных ограничений. Но его проявления зависят от социальной среды.
Существо отправляется в путешествие. Оно поднимается в горы. Геры – это символ Самости по Юнгу (Юнг и другие, 1964). Путь к Самости начинается с познания личностного бессознательного.
 Тайно поселившись в крестьянской хижине, он стремится  освоить культурные навыки. В нем появляется потребность быть принятым в сообщество этих людей, обрести в них друзей. Но первая его попытка сблизиться с этими людьми была встречена чрезвычайно агрессивно. Что активизировало его деструктивные силы.
Эти эпизоды фильма непосредственно иллюстрируют психоаналитические положения о том, что если ребенок растет в благоприятной психологической атмосфере, Эдипов комплекс исчезает. Более того, он может служить источником гуманной, творческой активности человека. Агрессивная социальная среда укрепляет деструктивные силы, которые содержит данный комплекс. Вспомним картины Ротко. Энергия, которая появляется в глубинах человеческой психики, нейтральна. Но она, проявляясь в действиях человека, может обретать как конструктивную, так и деструктивную направленность.
Существо пускается с гор. И начинает свою деструктивную деятельность. Он последовательно убивает младшего брата Виктора, его отца и его невесту, только что ставшую ему женой. Почему он это делает? Потому что он часть личности самого Виктора, ее глубинных, бессознательных структур. Оно осуществляет тайные, неосознанные желания Виктора. Младший брат погибает, потому что он стал невольным убийцей матери, единственной женщины, которую любил Виктор. Отец был его соперником. Невеста не была его выбором. Это был выбор его матери.
И здесь мы подходим к ответу на главный вопрос нашего исследования. Что же хотели сказать своим фильмом авторы. Но перед тем, как ответить на этот вопрос, рассмотрим особенности внешнего вида двух персонажей картины. Это оно и воскрешенная невеста-жена Виктора Франкенштейна Elizabeth. Говорят, что глаза – это зеркало души. Так вот, у воскрешенного мужчины отсутствует левый глаз. У воскрешенной Элизабет – правый.
Левый глаз символизирует Аниму, женское начало в душе мужчины. Анима уравновешивает природную агрессивность мужчины. Отсутствие правого глаза у женщины означает отсутствие Анимуса в ее душе. Анимус, или Логос, уравновешивает данную от природы женскую эмоциональную чувствительность. При отсутствии Анимуса женщина может сгореть в огне своих чувств. Что буквально и происходит в фильме с Элизабет.
Древние мудрецы утверждали, что подобное создается подобным. Человек не совершенен. Мы не способны до конца познать себя. Искусственно создавая себе подобных, нам не дано знать, какую часть себя мы передаем этим созданиям. Совершенством обладает только природа. Или Бог.
В фильме присутствует символ креста. Но это не христианский крест.
Дискуссия
Символика неоднозначна. Зарождаясь в раннеисторический период, она может изменяться под влиянием особенностей культурных представлений этноса или группы близких по своим взглядам этносов. Более того, индивидуальный опыт человека также может менять представление о сущности содержания символа. Например, белый цвет в латвийской и европейской культуре одним из своих значений имеет значение начала нового этапа жизненного пути. Для жителей многих стран мусульманского Востока — это цвет траура, то есть, цвет окончания жизненного пути. Но здесь необходимо заметить, что для мусульманина окончание жизненного пути не значит экзистенциальную смерть. Существование продолжается на другом экзистенциальном уровне.
И о значении индивидуального опыта в понимании символики. Если ребенок в детстве болел, и к нему часто приходил врач в белом халате и делал неприятные уколы, то у него может возникнуть стойкая связь между белым цветом и ощущением боли.
Интерпретируя смысл живописных произведений, обычно принято основываться на архетипальной (цвет) или культурно-обусловленной символике (предметная). Но — вспомним сказанное в начале статьи. Одним из важнейших свойств восприятия является осознанность. Это значит, что знание конкретно-исторических условий, которые способствовали появлению картины, понимание того, что изображено на картине, а также ориентация в переживаниях самого художника, которые могли отразиться в сюжете его произведения, помогают приблизиться к пониманию тех идей, которые автор хотел бы донести до сознания зрителя.

References
1.    Kamali, N., Javdan, M. The Relationship between art and psychology. J. Life Sci. Biomed. 2012, 2(4). 129-133.                2.Vygotsky, L.S. The psychology of Art, 1971. MIT Press. Cambrige.                3. Chauhan, B.S. Impact of psychology in art. International Journal of Engineering Sciences & Management Research, 2015, 2(2). 43-45.                4. Makarevi;s, V. Art psychology: a symbolic painting analysis. Society, Integration, Education. Proceedings of the International Scientific Conference May 28-27, 2017. Volume IV. R;zekne, 2017, 76 – 86.  DOI: http://dx.doi.org/10.17770/sie2017vol4.2427                5.Litovkin, V. Lectures on space symbolism at the Moscow State University. Synopsis of  V. Makarevich.1999. Unpublished.                6. L;scher, M.: Der L;scher-Test. Pers;nlichkeitsbeurteilung durch Farbwahl. Rowohlt, Reinbek 1985. 7.  L;scher, M.: Der Vier-Farben-Mensch, Ullstein, 2005.
8 . Hall, J. Dictionary of Subjects and Symbols in Art. 2nd edition. London: Routledge, 2014.
9.  Understanding Paintings: Themes in Art Explored and Explained. Claison, H. (Ed.). New York: Watson-Guptill, 2000.
10 . Gage, J. Colour and Meaning: Art, Science and Simbolism. Berkeley: Los Angeles University of California Press, 1999.
11. Battistini, M. Simbols and Allegories in Art. Los Angeles: Cambrige, 2005.
12. Alpers, S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century. Chicago. University of Chicago Press 1984.

13. Kok, L. Exspert Advice on How to Look at Painting , 2018. ( 20.04.2019).
14. Solso, L. The Psychologyof Art and Evolution of the Conscious Brain. Cambridge. MIT Press. 2003.
15. Rideal, L. How to Read Art: A Crash Course in Understanding and Interpreting Painting. N Y. Universe Publishing, 2015.
16. Huyghe, R. Van Gogh. New York. Grown Publishers. 1967.
17. Altman, R. (Director). Vincent & Theo. France, Great Britain, Netherlands: Arena Films, Belbo Films, Central Films. The Film. 1990.
18. Makarevi;s, V. (2009) The Analysis of Simbolism of Colour in the Film  „Vincent and Teo”.  Scientific Articles of VI International Conference PERSON. COLOR. NATURE. MUSIC. Daugavpils Universit;tes  akad;miskais apg;ds „Saule”. 2009. 72-79.
19. Breslin, J.E.B. (1993) Mark Rothko: a Biography. The University of Chicago Pres.
20 Игнатов, И.О. (2013) Проблема пространства и цвета в позднем творчестве Марка Ротко. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г.Строганова. Москва. (In Russian).
21 Azarenko, N. (2017) Why are Mark Rothko’s painting considered art? Artsmarts. (09.12.2019).
22. Branagh, K. (реж.) (1994) Frankenstein. Фильм. Tristuar Pictures. USA, Japan.
23. Shelley, M. (2008) Frankenstein.  Oneworld Ckassics Limited. London.
24. O’Shea, K. (2019) Mary Shelley Frankenstein (1964): A Retrospective. Warped Perspective. (14.12.2019).
25. Smithe, W.E. (1984) Psychology and the Traditions of the Symbolization. Advances in Psychology. Volume 19. 45-63.
26. Jung, K.G., Von Franc, M.-L., Henderson, J.L., Jacoby, J., Jaffe, A. (1964) Man and His Symbols. New York. Doubleday.


Рецензии