Учение о Боге-Троице

Материал взят из книги протоирея Олега Давыденкова Догматическое богословие.

ВЕРОВАНИЕ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ В ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВА.
Существует мнение, часто высказываемое различными антитринитариями(Мусульманами, Иеговистами и др..), согласно которому церковь в первые века своего существования не знала учения о Троице и триадологическое учение как следствие эллизации христианства, в результате влияния на христинское вероучение греческой философии.
Однако древнейшие памятники церковной письменности не дают оснований для подобных заключений. Все ДОНИКЕЙСКИЕ символы веры содержат исповидания веры в Троицу. Об этом же свидетельствует и литургическая практика древней церкви. Например, малое славословие:"Слава Отцу иСыну и Святому Духу"-представляет собой одну из древнейших частей христианского богослужения. Таинство крещения с древнейших времён совершалось во имя Пресвятой Троицы. В "учении двенадцати апостолов", древнейшим из числа не входящих в канон Нового завета памятнике христианской письменности, который, по мнению исследователей, датируется 60-80г.г. 1-го столетия, содержится крещальная формула, весьма близкая к той, которая используется сегодня:"Во имя Отца и Сына и Святого Духа".
Троичный характер имеет вошедший в чинопоследование вечерни гимн"Свете тихий", приписываемый мч.Афиногену, мученеческая кончина которого, согласно Преданию, имела место в 169 году по Р.Х. Учение о Троице совершенно явно выражено  в творениях свят.Феофина Антиохийского, сщмч.Иринея Лионского, Тертулиана и других христианских авторов 2-го века. На пример,  св.Иустин Филосов(сер.2-го века)пиасал:"Его Бога Отца, так и пришедшего от Него Сына...равно и Духа пророческого чтим и поклоняемся .
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОТКРОВЕНИЯ О ТРОИЧНОСТИ ЛИЦ В БОГЕ. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. КНИГА БЫТИЕ.
В Ветхом Завете имеются как указания собственно на троичность Божественных Лиц, так и свидетельства о множественности Лиц в Боге без указания на Их конкретное число число. На множественность Божественных Лиц прикровенно указывается уже в первом стихе Библии:В начале стоворил Бог небо и землю(Быт. 1:1). Глагол (сотворил)стоит в единственном числе, а Элохим(букв, "боги")-во множественном. Свят.Филарий Московский:"В сем месте еврейского текста слово"элохим", собственно боги, выражает некоторую множественность, между тем как речение "сотворил"показывает единство Творца. Догадка об указании сим образом выражение на таинство Святой Троицы заслуживает уважения".
Анологичные указания на множественность Лиц содержится в следующих стихах: И сказал Бог:СОТВОРИМ(множественное число)человека по образу НАШЕМУ(множественное число)и по подобию НАШЕМУ(множественное число(Быт 1:26).
И сказал Господь Бог:вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло(Быт. 3:22); "и Нас"-тоже тоже множественное число. А Вавилонском столпотворении:И сказал Господь:...СОЙДЁМ и СМЕШАЕМ там язык их(Быт.11:6-7), слово "сойдём"-во множественном числе. Свят Василий Великий следующим образом комментирует эти слова:"Подлинно странное пустословие-утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно". Указанием на три Лица в Боге, но без различения их, может служить явление трёх Ангелов Ав(Быт. 18:1). Библейский текст говорит, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит имя"Яхве". Св.Кесарий Арепатский (6-ой век)писал:"Авраам встречает трёх,  поклоняется Единому. Узрев Трёх,  он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому-исповедал Единого Бога в Трёх Лицах.
К числу ветхозаветных откровений о триединстве Божием может быть отнесено и видение пророка Исайи(Ис.6-1:7), которому открылось в Иерусалимском храме, как Серафимы, окружая престол Бога, взывали:"Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф!вся земля полна славы Его(Ис.6:3). Слово "свят" повторяется здесь трижды, а "Господь Саваоф"именуется единожды, в чём древние христианские авторы видели указание на триединство Бога.
СВИДЕТЕЛЬСТВА НОВОГО ЗАВЕТА. УКАЗАНИЯ НА ТРОИЧНОСТЬ ЛИЦ БЕЗ УКАЗАНИЯ ИХ РАЗЛИЧИЙ.
К числу таких указаний относится прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в церковном Предании наименование БОГОЯВЛЕНИЯ. Это событие было первым явным Откровение  человечеству о Троичности Божества. Наилучшим образом сущность этого события выражена в тропаре праздника Богоявления. В одном ряду с крещением стоит другое евангельское событие-Преображение Господне, которое также есть Откровение о Пресвятой Троице. Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышан был глас Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом ГОЛУБЯ, во втором-как сияющее ОБЛАКО, осенившие апостолов.
УКАЗАНИЕ НА ТРОИЧНОСТЬ БОЖЕСТВЕННЫХ ЛИЦ СОДЕРЖИТСЯ ЕЩЁ В РЯДЕ НОВОЗАВЕТНЫХ ТЕКСТОВ.
А.Заповедь, которую даёт Господь своим ученикам по Воскресении:"Идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа(Матфей 28:19). Слово "имя" в этом высказывании стоит в единственном числе, хотя относится не к Одному из Лиц , но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Свят.Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих:"Сказал Господь...во имя, а не во имена. Ведь Он сам сказал:"Я и Отец-одно...Потому мы и говорим, что один Бог, а не два или три Бога"
Б.Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами(2Кор.13:13). Этими словами которые вошли в текст чинопоследования византийской литургии, ап.Павел указывает на Сына и Духа как на два различных лица, Которые подают дарования наравне с Отцом.
ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ-ОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ.
Катехизическая формулировка  догмата о Пресвятой Троице такова:Бог един по существу, но троичен в Лицах:Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.
А.Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге-Три Лица(ипостаси):Отец, Сын, Святой Дух.
Б.Каждое лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а один Бог.
В.Все Три Лица отличаются личными , или ипостасными, свойствами.


Рецензии
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино.

8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.

9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём.

10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём.

11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь – в Сыне Его.

12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

пусть мир в тебе всегда пребудет
ты чти Отца чтоб быть с Христом и Духом ты Живи Святым здесь
чтоб с Богом быть всегда во всём...

Бельцкий Слава   07.01.2020 07:23     Заявить о нарушении
Слава, большое спасибо тебе большое за тёплый отзыв!
С уважением...

Дмитрий Пасалин   07.01.2020 08:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.