Ценою жизни

    Ценою жизни.Памяти погибших на Волге речников

 ....Война ворвалась на Нижнее Поволжье. Одними из первых здесь её встретили речники. Волга стала главным путём, по которому с Кавказа беспрерывным потоком шли нефть, нефтепродукты, военные грузы, подкрепления,  для сражающейся Красной Армии.
Немецко-фашистское командование, готовясь к наступлению на Сталинград, с навигации 1942 года бросило свою авиацию на активную разведку реки от Астрахани до Саратова, систематические минные постановки, массированные налёты на караваны судов.
     Речники вместе с моряками Волжской военной флотилии вступили в битву с врагом. Вся работа речников, в том числе и путейцев, была подчинена сложной боевой и навигационной обстановке на реке. Надо было скрытно обставлять судовой ход, находить на случай минирования основного фарватера запасные пути для судов, своевременно обнаруживать мины, сбрасываемые гитлеровской авиацией, и обезвреживать их. Труднопроходимый Кулеватский перекат, с извилистым, то и дело меняющимся судовым ходом, фашисты пытались совершенно закрыть. Они систематически бомбили суда и караваны, проходящие на этом отрезке пути, забрасывали минами перекаты. Бакенщики Иван Михайлов, Леонид (Леонтий) Харьков, Иван Родионов, Мария Михайлова, работники соседнего обстановочного участка - Иван Ремизов, его сын Павел
и дочь Мария самоотверженно трудились не смотря на бомбардировки и обстрелы. Иван Васильевич не то, чтобы не доверял своим товарищам,а понимая, как тяжела и ответственна вахта бакенщика,особенно ночью, почти не покидал своего бакенного поста.Часто в беспросветной, ночной мгле, в шторм, дождь он поднимался на ходовой
мостик проходящего судна и по видимым только ему ориентирам проводил его через свой участок.
     Не раз Михайлову приходилось попадать под бомбёжки  и пулемётный обстрел вражеской авиации.  Однажды, обнаружив сброшенные врагом мины, он вместе с Харьковым вышел на лодке , взяв с собой специальные плавучие знаки для обозначения мин. Появившиеся вражеские самолёты, снизившись, открыли огонь. Чтобы обмануть лётчиков, бакенщики легли на дно лодки, притворившись убитыми . Изрешечённая лодка наполнялась холодной водой. Но надо было лежать неподвижно... . Как только гул самолётов стих, раненные Михайлов вместе с Харьковым, отлили из лодки воду, и нашли силы для того, чтобы обозначить места падения мин.
     Как ни старался враг закрыть путь нашим, день и ночь идущим по Волге судам, бдительность, самоотверженность, моряков флотилии и речников, в том числе и бакенщиков, не дали ему возможности осуществить замысел. Около десятка мин обнаружили бакенщики поста Ивана Михайлова и вместе с военными моряками обезвредили их. Начальник технического пути К.С. Емельянов и командир бригады траления Волжской военной флотилии капитан первого ранга  П.А.Смирнов высоко ценили смелость и отвагу Михайлова.
     Ночь на 21сентября 1942 года выдалась на редкость тёмной, беззвёздной. Вода, небо и берег сливались воедино. Михайлов находился на посту, вместе с ним и Харьков.  Уже приближалось утро. Вдруг послышался гул самолётов, он приближался к участку Михайлова. Над водной гладью, тускло освещённой серпом луны появлялись одни за другим расплывчатые силуэты вражеских самолётов - миноносцев. Первый пират сбросил мину. Падая она повисла под белеющим в серой мгле, куполом парашюта. Бакенщики точно засекли точку падения. Вот и второе смертоносное чудовище плюхнулось в воду. Засекли и вторую мину. Теперь надо было немедленно закрыть ход и сообщить командиру дивизиона тральщиков...
     В это время к заминированному участку один за другим подходили караваны судов. Михайлов с нетерпением ожидал подхода тральщиков.
     Осеннее утро было солнечное, по высокому голубому небу медленно плыли
жидкие, еле заметные белесые клочки облаков. К бакенному посту подошли тральщики Волжской военной флотилии. Чтобы точнее указать место падения мин, Иван Михайлов и Леонид Харьков* вместе с моряками вышли на траление.
     Одна из мин оказалась роковой: при подходе к ней , несмотря на размагниченный корпус тральщика она взорвалась. Наблюдавшие с берега за тралением увидели как взметнулся к небу огромный чёрно - белый столб, тяжёлый грохот потряс весь берег...
Погибли моряки - воины тральщика  № 122, погибли бакенщики Иван Михайлов и Леонид Харьков*, но ценой своих жизней, они открыли путь нашим судам.
                Л.Сыркин, Кап. 2-го ранга в отставке. г. Волгоград.               
                Из  статьи в газете «Ахтубинская правда» от  7 декабря 1982 г.
               
                Речники в боях за Сталинград.

        Наибольшему минированию подвергся район Волги , примыкающий к железнодорожному пункту Владимировка (ныне г. Ахтубинск), имевшему большое значение для воинских перевозок. Катера флотилии вместе с работниками речного пути непрерывно проводили траление этого участка. Путейцы обеспечивали движение судов подчас ценою собственной жизни. Бакенщики Владимирского поста И.В. Михайлов и  П.С. Хорьков* на катере указали тральщикам места, куда были сброшены мины. Катера с тралами сделали над ними несколько проходов, но безрезультатно, т.к. мины были многоимпульсными. И лишь при последнем тралении фарватера раздался взрыв. Оба бакенщика погибли.
       Речные путейцы бакенами обозначали ложные фарватеры, на которые противник сбрасывал с самолётов мины. Напряжённо боролась с минной опасностью бригада тральщиков  флотилии под командованием контр- адмирала  Б.В. Хорошкина. Минеры и специалисты по размагничиванию, пользуясь аппаратурой, созданной группой учёных во главе с А.П.Александровым (ныне президент АН СССР) обеспечили судоходство на реке, врагу не удалось прервать движение судов по Волге. Только за две недели августа, более 40 караванов с нефтью из Астрахани благополучно проследовали через те участки,которые немцы считали непроходимыми.

  * Примечание: По фамилии, имени и отчеству Харькова Леонтия Степановича в обоих статьях имеются разночтения. Дело в том, что когда Леонтий погиб, его тело не было найдено, так же как и его документы. Данные по погибшему были записаны на слух. Поэтому впоследствии появились разночтения при описании подвига. Его сын Василий Леонтьевич рассказывал, что когда строился Мемориал на Мамаевом Кургане его фамилию должны были увековечить в зале Славы, там есть Хорьков ,но инициалы отличаются. А в честь Ивана Михайлова был назван теплоход «Бакенщик Михайлов» из серии путейских  кораблей.
 
(см. стихотврение "Памяти Леонтия Харькова и Ивана Михайлова)

Леонтий Степанович Харьков - дед моей жены Галины Григорьевны


Рецензии
Да,брат Владимир Дмитриевич!
Труд речников-путейцев тяжел и опасен всегда,а уж на стратегической речной магистрали в войну стократ!Вечная память героям!
С уважением,

Николай Ткачук   16.01.2020 09:38     Заявить о нарушении
Коленька привет!Спасибо!Ты не прочитал ещё два рассказа от дяди Лёни Ткачука,которые есть на моей страничке. А про речников,чисто про Галкиного деда Леонтия есть опус "Памяти Леонтия Харькова...." С братским приветом!

Владимир Марсов 2   16.01.2020 12:05   Заявить о нарушении