О Максе Шелере

      


      То, чего я хочу, это вновь укрепить, сделать определенным, прояснить неуверенное, колеблющееся человеческое самосознание — не льстить ему, не унижать садистски, как дарвинисты, Фрейд и т. д.
      Я хочу придать ему форму, которая сохранится в течение нескольких тысячелетий! Я хочу научить тому, как человек может вынести себя самого — не переоценивая себя и не впадая в манию величия, но и не подвергая себя ложному самоуничижению.

        М. Шелер.


       Читая бесконечно разнообразную философскую литературу, я понимаю, что есть люди среди философов, которые пишут как бы "в философию", внутрь её традиции и дальше, или даже опровергая эту традицию, но всё равно в ней, а есть, редкие такие экземпляры, которые пишут "из философии". Словно бы обращаются из философии прямо к нам и в мир. И их речения менее похожи на какие-то выдержанные философские системы, они даже довольно часто допускают ляпсусы в чисто теоретических посылках и связях, но зато они никогда не ошибаются в одном - в том Слове с большой буквы, которое должно звучать для человека в связи с его временем для его же спасения, Слове, которое нужно сказать человеку, нужно произнести, чтобы он не пропал. Таким редким "философом" и был Макс Шелер, в вину которому традиционные теретики ставят незаконченность собственных разработок, и не один из них не спрашивает - а могли ли быть они закончены ввиду того, что были необходимой прямой непосредственностью мысли? Что были вот так - совершенно непривычно для нашего стандартного философского восприятия?
      Не познание было "больной темой" Макса Шелера, его цепляла и тревожила жизнь, катящаяся под откос - некоторая неустранимая и необъяснимая собственная раздвоенность и раздвоенность мира. И он хотел не что-то познать, а что-то дать человеку. Он хотел, чтобы слово и мысль вернулись к событию, а не к рационализации.
      Человек - не логика и не "машина познания" и усталость приносит такая философия, которая катится только по названным колеям. В общем, есть философские слова, которые каждому ближе, чем все теории - говорить такие слова трудно, потому что они чаще всего съезжают на банальности, но когда ты их держишь словно на весу и не падаешь в банальность, тогда, ты по-моему больше чем только "просто философ", тогда может быть ты поэт или больше даже чем и поэт - человек. В любом случае, ты тогда "белая ворона" и посреди философов.
      Влияние Макса Шелера все признают, а вот труды он видите ли не дописал, не изложил - будто бы сказанное измеряется количеством строчек, официально написанных и официально сданных в печать. Разве не измеряется оно, как раз тем самым влиянием, как подлинным качеством сделанного, вместо количества исписанного, качеством, в котором никто ему не может отказать?
     И ранняя смерть Макса Шелера не удивление, такие люди долго не живут, они вытесняются в "по ту сторону нашей жизни". Но гений приносит утешение, как-будто ничего особенного и не говоря, и кто "болезный" от нашего времени тому сюда - разделять и содружествовать в переживании, и утешаться в переживании и узнавании мысли. "Не теоретик" - не смертельный приговор, если это сказано о том, кто больше, чем теоретик.

      В "нашей извращённой и запутанной цивилизации", что умудрилась утратить и предмет, и человека, должна появиться некая новая форма прямой непосредственности, умеющая переживать и любить свой контакт с вещью и контакт с другим человеком. То есть нечто совершенно из ряда вон, совершенно отбившееся от рук времени. Но такое замечание Макса Шелера разве следует из какой-нибудь традиции, из какой-нибудь теории, его корни скорее в интуиции и таинственном предвосхищении неравнодушного ума единственного пути спасения. А из таких же, похожих замечаний и состоит Макс Шелер. Поэтому он беседует в сущности не с философией, а со временем. Причём такой разговор всегда ведут один на один, но в результате почему-то получается, что он нужен всем. И если старую философию необходимо по преимуществу выводить за ручку для приближения её к боли дня, то некоторых из тех, кого мы и до сих пор именуем "философами" среди прочих многих, можно просто открыть и читать, и они будут говорить вам прямо в душу.


Рецензии