Дедушкины лошадки

(г. Воткинск)


Помню я  время - еще до войны,
Мчались пролётки по улице нашей,
Тройки в них были запряжены,
А вдоль дороги цвело много «кашек».

Жалко мне было всех пристяжных,
Их голова всегда вбок смотрела,
Прямо смотрели глаза коренных,
Каждый возница правил умело.

Когда я смотрела на лошадей,
Грустный их взгляд в длинных ресницах,
Хотелось погладить их между ушей,
Чтоб были добрыми все их возницы.

Дедушка мой лошадок любил,
Лошадки его тоже любили,
Кнутом никогда он их не бил,
С дедом всегда лошадки дружили.

Время прошло, лошадок уж нет,
Быстро по улице мчатся машины,
А мне всё кажется, едет мой дед,
Цокот я слышу, а не визги машины…

И по дорогам нет уж цветов,
«Кашки» исчезли и травка пропала,
Улиц забыли зеленый покров…
И вся дорога серою стала.


Фото из интернета


Тро;йка — старинная русская запряжка лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния.
Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч.
Механизм тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость.


Текст отрывка "Эх, тройка! птица тройка ..." из поэмы "Мертвые души" Гоголя (эпизод, фрагмент произведения) :

"... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".


Рецензии