Почему Иоаким не упоминается в родословии Иисуса?

(от 26 июля 2011 г.)

[Прим. переводчика - данная статья упоминается в сообщении Клэр от 17 сентября 2018 г. "Писание раскрывает роль Марии в Церкви (часть 1 из 7)"].

26 июля - день памяти святых Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы Марии [прим. - в Католической церкви; в Православной церкви - 22 сентября]

Рассматривая два родословия Христа, приведенные в Священном Писании (Матфея 1:1-17 и Луки 3:23-38), мы можем задаться вопросом, почему св. Иоаким не упоминается как предок Иисуса. Нет ничего удивительного в том, что св. Анна не упоминается (так как женщины вообще мало упоминаются), но мы должны быть немного встревожены отсутствием св. Иоакима - поскольку он является ближайшим родственником нашего Спасителя по мужской линии.

Некоторые, считая себя мудрыми, могут ответить слишком поспешно: "Ну, конечно, Иоаким не упоминается! Родословие прослеживается не через Марию, а через Иосифа. Следовательно, поскольку Иоаким является предком Иисуса через Марию, очевидно, что он не был указан в родословии через Иосифа!". Такие люди совершенно не знают о большом разнообразии католических мнений по этому вопросу.

На самом деле многие отцы и доктора церкви, а также лучшие из ученых-библеистов (мы имеем в виду прежде всего отца Корнелия Лапида (Cornelius a'Lapide)), утверждали, что родословие, приведенное в Евангелии от Луки, - это родословие по плоти через Марию, в то время как в Евангелии от Матфея приведено родословие по закону [согласно закону Моисея] (и царское) через Иосифа.

"Как такое может быть?" - будут восклицать некоторые. - "В Библии ясно сказано, что обе генеалогические линии относятся к Иосифу - сначала как к "сыну Иакова" (у Матфея), а затем как к "сыну Илия" (у Луки)". Указывая нашим читателям на нашу предыдущую статью о родословии Марии, мы теперь переходим к тщательному изучению того, где сокрыт Иоаким в тексте Евангелия от Луки.

Очевидное противоречие: Иосиф является сыном Иакова или Илия?

Матфей говорит нам, что Иаков родил Иосифа, но Лука утверждает, что Иосиф был сыном Илия - как нам примирить это очевидное противоречие? Есть много способов.

Многие отцы утверждали, что Иаков и Илий были братьями и что после того, как Илий умер бездетным (или, по крайней мере, без сыновей), Иаков взял в жены вдову Илия. От неё родился св. Иосиф. Следовательно, по плоти Иосиф является только сыном Иакова; но, согласно законному праву наследования, Иосиф является также сыном Илия. Это объяснение, безусловно, правдоподобно и пользуется благосклонностью многих ученых-схоластов (включая св. Фому Аквинского).

Возможно, есть и другие способы объяснить этот отрывок - почти любая интерпретация будет достаточной, пока мы сохраняем непогрешимость Священного Писания и избегаем приписывать прямое противоречие богодухновенному Слову Божьему.

Родословие Марии прослеживается через Илия

Многие отцы церкви - а за ними и схоластические доктора - стремились представить родословие, данное Лукой, как родословие не Иосифа, а Марии. Ссылаясь на приведенное выше толкование (согласно которому Илий был братом Иакова, который был физическим отцом Иосифа), они присоединяют к нему дополнительную сложность: Илий - это просто другое имя Иоакима.

Если Илий - это Иоаким, то можно предположить, что Иоаким умер, не оставив сыновей. Вдова Иоакима (вероятно, вторая жена помимо св. Анны) вышла бы замуж за Иакова и родила бы ему св. Иосифа.

И наоборот (не принимая теорию кровного родства между Илием и Иаковом), мы можем следовать мнению других ученых, которые утверждали, что Иаков (отец Иосифа) умер молодым и что Иосиф стал  как бы приемным сыном Илия/Иоакима через его брак с Девой - по этой причине, следовательно, Иосиф называется сыном Илия.

Каковы бы ни были запутанные детали, главное утверждение этой теории состоит в том, что Иоакима называли Илием и что это второе имя было общеизвестным для тех, для кого писал св. Лука. Говорят, что этого мнения придерживался св. Иероним [Стридонский], а также с большой решительностью его отстаивал отец Корнелий Лапид. Это было общее мнение, которое пользовалось поддержкой многих ученых по крайней мере с 1400-х годов до начала 1900-х годов.

Лингвистическое исследование: Илий и Иоаким

Мы утверждаем, что [имена] Илий и Иоаким являются лингвистически связанными, так что для одного человека было бы вполне естественно носить эти два имени. Иоаким, по-видимому, является разновидностью [имени] Элиаким (Елиаким; евр. Эльяким), которое сокращенно произносится как "Эли", вариант [имени] Илий. Поэтому, хотя на первый взгляд эти два имени могут показаться совершенно разными, между ними существует большое лингвистическое сходство.

Во всяком случае, в Новом Завете есть много людей, которых называют несколькими именами: Нафанаила зовут Варфоломеем, Фому - Дидимом, Клеопу - Клепасом и Алфеем (хотя последнее [имя]  более спорно), Саломию - Марией (ее полное имя - Мария Саломия) и т.д.

Матфан, общий дед Иосифа (сына Иакова) и Девы Марии (дочери Иоакима, называемого Илием)

[из комментария отца Корнелия Лапида на Евангелие от Луки 3:23]

"[Иисус... был], как думали, Сын Иосифов (здесь и перед каждым из следующих имен арабы ставят [слово] "сын") Илиев, Матфатов". Из-за этого отрывка Порфирий и Юлиан Отступник обвиняют Луку в ошибке, потому что Иосиф был сыном не Илия, а Иакова, как говорит св. Матфей (в гл. 1); а также потому что св. Лука дает другим прародителям Иосифа и Илия имена, совершенно отличные от тех, которые дал им св. Матфей.

Кроме того, Иисус не был Сыном Иосифа, но родился от Девы Марии.

Некоторые объясняют эту трудность тем, что Иосиф по природе своей был сыном Иакова, а по закону -сыном Илия. Согласно древнему закону (Втор. 25:5), оставшийся в живых брат должен был восстановить семя своему умершему брату, и брат, умерший бездетным, считался законным отцом этих сыновей. Итак, Иеска (Jesca), говорит Евфимий, вышла замуж за Матфата, и от него родился Илий, потом она вышла замуж за Матфана, и от него родился Иаков. Илий умер, не оставив потомства, и его брат Иаков женился на его жене в соответствии с законом, и Иосиф был его сыном от неё, будучи, таким образом, по природе сыном Иакова, но по закону сыном Илия. Так объясняют это Иустин [Философ], св. Иероним [Стридонский], Евсевий [Кесарийский], [Григорий] Назианзин и св. Амвросий [Медиоланский]. Но, с другой стороны, Илий и Иаков были только единоутробными братьями [т.е. только по матери], а закон о восстановлении потомства у брата применим только к полнородным братьям, сыновьям одного отца [и одной матери одновременно], ибо только они сохраняли имя и наследие отца. Кроме того, включение [в родственную связь] Иески (Jesca) не имеет никакого значения. Ибо хотя её сыновья, Илий и Иаков, были связаны через неё, всё же они не имели никакой связи через Матфата и Матфана и через остальных своих предков вплоть до Давида.

Это, следовательно, не имеет ничего общего с родословием Пресвятой Девы и Христа, поскольку речь идет о том, чтобы показать, что Иисус был от семени Давида по плоти. Ибо если Иисус произошел от Иески (Jesca) и Матфата, то Он не может быть также потомком Иески (Jesca) и Матфана; как же тогда Он считается потомком и Матфана и Матфата?

Мое мнение таково, что во времена Христа было очень хорошо известно, что Матфан был общим дедом Иосифа и Пресвятой Девы; и что Иаков, отец Иосифа, и Илий, или Иоаким, отец Пресвятой Девы, были полнородными братьями, как считает Фрэнсис Лукас (Francis Lucas), или, скорее, что Иаков был братом св. Анны, жены Илия, или Иоакима, и матери Пресвятой Девы; следовательно, генеалогия одного есть генеалогия другого. Ибо Пресвятая Дева произошла по матери Своей от Иакова, Матфана и Соломона, а по отцу Своему Иоакиму, или Илию, - от Матфата и Нафана.

Таким образом, Матфей дает родословие Пресвятой Девы через Её мать св. Анну, а Лука - через Её отца Илия, или Иоакима, чтобы показать, что Христос произошел от семени Давида в обоих отношениях.

Нет другого лучшего способа, чем примирение генеалогий, данных свв. Матфеем и Лукой. Более того, по общему мнению св. Августина (Augustine), Дионисия Картузианца (Denis the Carthusian), Каэтана [Тиенского] (Cajetan), [Корнелия] Янсения (Jansenius) и других докторов, которых цитирует Суарес (Suarez) (pt. iii., qu;st. xxvii. a. 1, disp. 3, sect. 2), св. Лука ведет родословие Христа через Илия, или Иоакима, отца Пресвятой Девы. Отсюда следует, что родословие, приведенное св. Матфеем, прослеживается через св. Анну, и что она была дочерью Матфана; ибо в противном случае все её предки, о которых рассказывает Матфей, принадлежат только Иосифу, а не Пресвятой Деве и Христу.

Затем св. Матфей прослеживает происхождение Христа через Его отца Иосифа, св. Лука - через Его Мать, Пресвятую Деву; обе линии соединены в Давиде, но после него разделяются через двух его сыновей Соломона и Нафана. И снова эти две линии Нафана и Соломона соединяются в св. Анне, дочери Матфана и сестре Иакова, отца Иосифа.

Святые Иоаким и Анна, молитесь о нас!

Автор: отец Райан Эрленбуш (Father Ryan Erlenbush)

(перевод с английского)

Ссылка на оригинальный источник этого сообщения:


Рецензии