Занятие 10. Аритмия в анапесте

Аритмия – это сбой ритма, нарушение размера в одной или нескольких строках стихотворения. Чтобы предупредить или устранить это нежелательное явление необходимо хорошо представлять всё разнообразие анапестических размеров. В этом поможет таблица, приведённая выше.

 Итак, количество слогов в строке анапесте определяется количеством стоп в строке и видом рифмы. Наличие необходимого количества слогов в строке – необходимое, но вовсе не достаточное условие сохранения выбранного стихотворного размера. Как известно, в анапесте ударения должны приходиться на 3, 6, 9, 12, и т.д. слоги строки. Размер соблюдается тогда, когда имеет место чёткое чередование безударных и ударных слогов. В отдельных стопах реальных стихов, написанных анапестом,  на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться преимущественно на вторых слогах стоп (некоторые стопы могут быть безударными). Стоит сместить одно из ударений и возникнет аритмия, условно говоря, первого рода.  Аритмия возникает также как при недостатке хотя бы одного слога в строке (аритмия второго рода), так и при их избытке (аритмия третьего рода).
Фрагменты стихов c портала «Stihi.ru» мы приводим без указания имен их авторов, поскольку большинство из них оперативно устранили недочёты, имевшиеся в стихах.
I.Рассмотрим аритмию первого рода.
1.1. Вот пример аритмичной строки из стихотворения, написанного двустопным анапестом с мужской рифмой: «Ты ворвалась всерьёз» /-- /-/  . Из ударений, типичных для анапеста в этой строке имеется только одно – на последнем, шестом слоге. Переставим местами глагол и местоимение: «Ворвалась ты всерьёз» и получим двустопный анапест: --/ +-/  .
1.2. Трёхстопная строка, содержащая нормативные 10 слогов и женскую рифму,  не вписалась в анапест: «Чтоб тебя оно не поразило» --/  -/-  --/  -  .  Стихотворный размер разрушается местоимением «оно», поскольку его ударение приходится в строке на пятый слог, а не на шестой, как того требует анапест. Откорректируем строку: «Чтобы только тебя не сразило» и получим искомый трёхстопный анапест    +-/  --/  --/  -   . 
1.3. В стихотворении, написанном трёхстопным анапестом (в нечётных строках по 10 слогов и женские рифмы, в чётных строках по 9 слогов и мужские рифмы), встретилась следующая аритмичная строка:
Эта рАкушка в жарком июле
Оказалась здесь издалека.     --/  -/-  --/   . Как видно из схемы этой строки, вторая стопа не анапестическая, а амфибрахическая. В анапесте ударения должны располагаться на 3, 6, и 9 слогах строки. Например, так: «Поцарапала кожу слегка»  --/ --/ --/   .
1.4.  В одном из стихотворений среди строк трёхстопного анапеста вдруг встретилась строка пятистопного хорея: «И визжали от восторга суки»  -- /- -- /- /-  . Такая метаморфоза обусловлена тем, что ударение в слове «восторга» в строке приходится на седьмой слог, характерный для хорея. В анапесте ударение должно стоять на шестом слоге строки. Подправим строку и получим трёхстопный анапест с женской рифмой: «И визжали восторженно суки»    --/  --/  --/  -  .
1.5. Вот пример аритмии в четырёхстопном анапесте: «Хорошо, если Бог на версты будет щедр»  --/  +-/  -/- +-/  .
Схема строки наглядно показывает, что из-за ударения в слове «вёрсты» на первом слоге третья стопа амфибрахическая.
В анапесте же ударение должно приходиться не на 8 слог, а на девятый. Подправим немного строку: «Хорошо, если Бог на пути будет щедр» --/  +-/  --/ +-/  .
1.6. Самые распространённые размеры анапеста трёх- и четырёхстопные. В более длинных строках можно просто запутаться, что и случилось в следующей пятистопной строке, состоящей из 16 слогов: «Да когда же ты жить начнёшь! Крикнуть тебе бы отсюда» --/  -+/  -/+  --/  --/  - . Буква «ё» всегда является ударной. По этой причине ударение в третьей стопе попадает на средний слог, и стопа становится амфибрахической, а строка аритмичной. Для устранения аритмии откорректируем строку: «Жить когда же начнёшь? Крик издал бы всевышний отсюда» +-/  --/  +-/  --/  --/ -  . 

II. Гипометри́я – недостаток слога в строке. Если в какой-либо стопе не хватает одного слога, то все последующие слоги строки смещаются влево и ударные слоги оказываются на теоретически безударных местах строки. Это и приводит к аритмии.
2.1.В строке трёхстопного анапеста с мужской рифмой должно быть девять слогов. Автор изложил мысль восьмью слогами аритмичной строки: «С каждым годом всё меньше вас» +-/  -/  +-/  . Из схемы строки хорошо видно, что во второй стопе не хватает одного слога: «С каждым годом теряем мы вас» +-/  --/  -+/   .
2.2. Вот четверостишие, написанное 3-х стопным анапестом (по задумке в нём должно быть по 9 слогов в каждой строке и мужские рифмы):
«Небо льёт божественный свет,   +-/ -/ --/
Очищающий наши грехи
Нам подскажет он ответ               +-/ -/ -/    
Как рождаются всё же стихи?»
Однако в первой строке 8 слогов, и стопами анапеста являются лишь первая и третья стопы. В третьей строке всего  7 слогов и анапест представлен только первой стопой, за которой следуют стопы ямба. Корректируя эти строки, необходимо учесть, что в первой строке недостаёт слога перед прилагательным «божественный»: «С неба льётся божественный свет»   +-/ --/ --/ .  В третьей строке недостаёт двусложного слова: «Может он нам подскажет ответ»               +-/ +-/ --/ .
2.3. В трёхстопном анапесте с женской рифмой должно быть 10 слогов, однако автор удовольствовался только 9-ю слогами, явив при этом аритмию:  «Снова третью дверь выбирая» +-/  -/  --/  -  . Здесь не хватает одного слога во второй стопе: «Третью дверь впопыхах выбирая» +-/  --/  --/  -  .
2.4. Аналогичная ситуация сложилась в строке: «Нужно вспомнить, что с нами Сталин» +-/  --/  -/  -  . Схема строки убеждает, что необходимого слога недостаёт в третьей стопе. Редактируя строку необходимо стремиться восстановить трёхстопный анапест с женской рифмой: «Нужно вспомнить, каким был наш Сталин» +-/  --/  ++/  -  .
2.5. Похожий недостаток проявился и в следующей строке: «Сколько б нам не пришлось скитаться» +-/ --/ -/- . В результате последняя стопа не анапестическая, а амфибрахическая. Именно перед последней стопой не хватает одного слога, и этим слогом может служить частица «бы», вместо краткого «б»: «Сколько нам не пришлось бы скитаться» +-/ --/ --/ - .
2.6. В строке четырёхстопного анапеста с мужской рифмой должно быть 12 слогов. Вот пример аритмичной строки, содержащей 11 слогов: «Лунный свет от тоски меня сбережет» +-/  --/  -/  --/  . Схема строки наглядно показывает, что одного слога не хватает в третьей стопе. Корректируя строку, необходимо заменить слово «тоска» его трёхсложным синонимом. Такими синонимами являются, например, «кручина», «унынье». Сделав необходимую замену, мы восстановим четырёхстопный анапест: «Лунный свет от кручины меня сбережет» +-/  --/  --/  --/  . 

III.Гиперметри́я – лишний слог в строке также вызывает сбой ритма.
3.1. В строке трёхстопного анапеста с мужской рифмой должно быть 9 слогов, однако автор размахнулся на 10 слогов и выдал аритмию: «Или то, что в сознании носил»  +--  --/  -  --/  . Лишний слог располагается между второй и третьей стопами и принадлежит окончанию слова «сознание».  Избавляемся от лишнего слога простым приёмом, записав слово «сознание» через мягкий знак:  «Или то, что в сознанье носил»  +--  --/  --/  .
3.2. Вот фрагмент стихотворения, написанного 4-х стопным анапестом с женскими рифмами в нечётных строках и мужскими рифмами в  чётных строках.
В тех кварталах, где раньше пели «Хава нагила»,   +-/  -+/ -/- /-- /-
Опустели с рассветом дома и дворы.
Лишь земля шевелилась и стонала могила         --/ --/ --- /-- /-
Стариков, молодых да ещё детворы.
В чётных строках, как и положено для 4-х стопного анапеста, по 12 слогов. В нечётных слогах, за счёт женской рифмы должно быть по 13 слогов. Фактически в этих строках по 14 (?) слогов, что и вызывает аритмию. Итак, в первой строке лишь первые две стопы анапестические, третья стопа амфибрахическая, четвёртая – дактилическая. Вот к каким искажениям размера приводит один лишний слог в строке.
Откорректируем строку. Глагол «раньше» здесь вообще не нужен, поскольку прошедшее время глагола «пели» указывает на то, что описываемое  было раньше. Но и глагол «пели» в данном случае не подходит. Вместо него надо подобрать трёхсложный глагол с ударением на первом слоге. Это вытекает из того, что в строке должно быть 13 слогов анапеста:  --/ --/ --/ --/ - . Начало строки «В тех кварталах, где»  занимает почти две стопы: +-/  -+  , на окончание строки «Хава нагила»  приходится следующая конфигурация слогов:    / --/ - , середина строки должна быть заполнена глаголом со следующей комбинацией ударных и безударных слогов: / -- . Таким глаголом является «слышалась»: В тех кварталах, где слышалась «Хава нагила»  +-/  -+/ --/ --/ -  .
В третьей строке, лишний слог приходится на союз «и» в третьей стопе. Убираем лишний союз и трёхстопный анапест восстанавливается:   Лишь земля шевелилась, стонала могила         --/ --/ --/ --/ -

IV. Нерациональная запись стихов приводит к графической аритмии, которая наблюдается как в искусственно удлинённых, так и в нарочито укороченных строках.
4.1. Вот фрагмент стихотворения, в котором автор объединил две соседние строки в одну:
Я сегодня прохожий, созерцатель чудак,   +-/ --/ - --/ --/
на других непохожий, отмеряющий шаг    --/ --/ - --/ --/
стихотворным размером неродившихся строк,  --/ --/ - --/ --/
обольщаясь примером неизвестных дорог.  --/ --/ - --/ --/

Интересно, что на слух никакой аритмии не замечается. Это объясняется тем, что читатель в середине строк делает паузы, так, как если бы строки были записаны рационально. Но более пристальный анализ строк, показывает, что аритмия в них всё-таки имеется. Во-первых, в каждой строке по 13 слогов, заканчивающихся мужской рифмой.  В анапесте такое сочетание невозможно. В этом случае строки должны оканчиваться женскими рифмами.
Схема ударных и безударных слогов  строк убедительно показывает, что анапест соблюдается только в первой половине объединённых строк. Причём, безударные слоги женских рифм в середине строк и приводят к графической аритмии в каждой из них.
При рациональной записи стихотворения графическая аритмия исчезает:
Я сегодня прохожий,   --/ --/ -
созерцатель чудак,       --/ --/
на других непохожий, --/ --/ -
отмеряющий шаг         --/ --/

Таким образом, истинный размер стихотворения 2-х стопный анапест: в нечётных строках которого по 7 слогов и женские рифмы, а в чётных строках по 6 слогов и мужские рифмы.

4.2. Похожая ситуация наблюдается и в следующем стихотворении:
Я бродила средь залов, а на встречу плыла бирюза,                +--/ --/ - --/ --/ --/
Средь домов и вокзалов, словно кто-то смотрел мне в глаза.   --/ --/ - +-/ --/ +-/

Каждая строка, содержащая по 16 слогов, оканчивается мужской рифмой. Но в анапесте, строки с таких числом слогов должны заканчиваться женскими рифмами. Анализ схемы ударных и безударных слогов удлинённых строк убедительно показывает, что внутристрочные рифмы должны быть концевыми рифмами более коротких строк.
Истинный размер стихотворения – разностопный анапест: в нечётных строках которого – по 2 стопы (7 слогов) и женские рифмы, а в чётных слогах – по 3 стопы (9 слогов) и мужские рифмы. Рациональная запись строк стихотворения купирует графическую аритмию:
Я бродила средь залов,                +--/ --/ -
А на встречу плыла бирюза,                --/ --/ --/   
Средь домов и вокзалов,                --/ --/ -
Словно кто-то смотрел мне в глаза.      +-/ --/ +-/

V. Задания для самостоятельной проработки.

В каждом задании необходимо определить размер фрагмента стихотворения,  найти в нём аритмичную строку  (в задании № 7 по одной аритмичной строке в каждом из двух фрагментов стихотворения) и предложить вариант устранения аритмии.

Задание 1.  Н. Рубцов.  Прощальная песня

Мать придет и уснет без улыбки…
И в затерянном сером краю
В эту ночь у берестяной зыбки
Ты оплачешь измену мою.

Задание 2. В. Тушнова.  О счастье
счастлив ты…
Но ответь на последний вопрос:
ты когда-нибудь
сделал счастливым другого?
Ты молчишь?
Так прости мне жестокое слово –
счастья в жизни
узнать тебе не привелось!

Задание 3. Ю. Друнина «Я, признаться, сберечь не сумела шинели…»
Я пальто из шинели давно износила,
Подарила я дочке с пилотки звезду.
Но коль сердце мое тебе нужно, Россия,
Ты возьми его, как в сорок первом году!

Задание 4. И. Слепнев.  Мачеха

…Где ты силы искала,
В деревне какой?!
Ты меня приласкала
Чуть дрожащей рукой.                С. 180.

Задание 5. О. Ермолаева «Чья-то девочка радостно шла босиком…»

О бродяжья душа старика моего,
Ты пришла сюда издалека.
Но какая родная рука у него,
Но какая живая рука!
                С. 72.
Задание 6. С. Есенин   «В этом мире я только прохожий»

В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.

Задание 7. С. Есенин «Синий май. Заревая теплынь…»
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.
и далее та же луна:
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».               

Задание 8. В. Высоцкий. Случай в ресторане

В сорок третьем под Курском я был старшиной,
за моею спиной такое…

Задание 9. А. Дементьев  Позорный торг

Что ж не встанешь ты
В праведном гневе Россия?!
За тобой легендарные времена…

Или ты сохранить нашу славу не в силах?
Или доблесть былая уже не нужна?!

Задание 10. А. Дементьев «Как бы вам тяжело ни жилось…»

Потому что и в самые
Черные дни
Не терял я надежды
И веры бессрочной
В то, что мы на земле
Все душою сродни.
И в нелегкую пору
Кто-то выйдет помочь нам.


Задание 11. В. Цыганов. Приходите в мой дом

И тогда я спою до слезы, до рассвета.
Будет время дрожать на звенящей струне.
А я буду вам петь и надеяться где-то,
Что не скажете худо никогда обо мне.


Решения указывайте в рецензиях на данное занятие или в личных сообщениях.

 25.12.19


Рецензии
Лингвистика и теория стихосложения - достойнейшие области языка!
Но красота шире формы. Куда, например, нам деть Велимира Хлебникова?
Это я так, навскидку. Если выйти за рамки и понимать красоту, как соблюдение правил, то афористичнее Матисса не скажешь: "Точность не есть правда")))

Иванов Мильён Второй   21.11.2020 10:45     Заявить о нарушении
Владимир Владимирович, спасибо за высказанную точку зрения. Гегель изрёк, что "искусство нам дано, чтоб не умереть от истины" от есть от правды. Таким образом, искусство (в частности поэзия) нам несёт не столько правду, сколько красоту. Красота же поэзии заключается в единстве формы и содержания. Достичь подлинной красоты трудно. Люди потому и занимаются стихосложением, что человеку в принципе не дано писать идеальные стихи. Представьте, что каждый человек на земле мог бы писать идеальные стихи. Кому бы тогда они были интересны?
Есть множество систем стихосложения. Любители в основном используют силлабо-тоническую систему. Но техники подчас не хватает, отсюда ошибки, которых можно было бы избежать. Цель моего практикума по технике стихосложения - помочь любителям улучшить эту составляющую творчества. Примеры технических недочётов в стихах профессиональных поэтов, включая и классиков, приводятся лишь для того, чтобы любители поэзии видели, что от ошибок никто не застрахован, и надо семь раз обдумать произведение и только потом его публиковать. Но и после опубликования стихотворений полезно время от времени возвращаться к ранее написанным стихам и вносить в них назревшие поправки.

Александр Аркадьевич Андреянов   28.11.2020 13:53   Заявить о нарушении
Вы человек обстоятельный, и, несомненно, делаете полезное дело для тех, кто увлекается анализом формы стиха. Но главное в любом искусстве - это не форма, а выразительность. Матисс сказал: "Точность не есть правда".

Иванов Мильён Второй   28.11.2020 15:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.