4-5 утра Книги, которые надо вернуть. Г. Серебряко

Многих книг что держала в руках, читала и перечитывала - сейчас нет под рукой. Частью библиотечные, частью личные, но утраченные. Не знаешь даже куда девались некоторые книги..."Они где-то есть, но вот где?"- иронично справшивал Карел Чапек в рассказе об утраченных книгах.
 Читала я многажды произведения Галины Иосифовны Серебряковой. Странно, что почти никого из советских писателей некогда первого ряда - ныне не переиздают и нужно теперь искать их по букинистам, чтобы вернуть в домашнюю библиотеку. А не всегда и найдешь в приемлемом качестве.

Сейчас прочла на прозе.ру предуведомление к роману одного автора, которая с сожалением говорит, что не знает художественных книг об историках-исследователях и поэтому написала сама. Что есть много книг о физиках, инженерах и т.д. Иногда об учителях истории, а вот об исследователях-историках почти ничего не припомнит.

И тут я вспомнила, что читала такое произведение. Ну об учителях истории это, конечно, прежде всего "Доживем до понедельниа" с незабываемым образом, созданным Вячеславом Тихоновым. Это худ. фильм, но по литературному произведению.
Кстати, музыкальный ряд в фильме создан почти забытым композитором Кириллом Молчановым. Но это к слову.

А вот об историках-исследователях мне доводилось прочесть и даже перечитать роман Галины Серебряковой "Из поколения в поколение", общественно-семейная хроника, о трех поколениях семьи от революции до 1970-х. Роман объемом однако невелик, но довольно крепок с художественной стороны. Герой романа пишет докторскую диссертацию о времени великой французской революции и многое переосмысливает изучая личность Дантона, приходит к неожиданным выводам, и они исключают защиту диссертации. Серебрякова проводит скрытые аллюзии якобинского правления во Франции - с советским строем. Но использует при том  эзопов стиль, поскольку тема сталинских репрессий была в годы написания и публикации романа в СССР под негласным запретом хотя уже и был 20-ый партсъезд. В романе она выводит человека, разрушившего судьбы героев в сталинскую пору доносами, теперь он вполне респектабелен, но герои опознают и изобличают его. Тема сталинского правления, репрессий, была близка Галине Серебряковой, ведь она лично и ее семья пострадали от безвинного осуждения, она прошла лагеря, как "жена врага народа". Супруг ее, нарком, был репрессирован. Она была впоследсвтии реабилитирована.

Если мемуаристика художественный отчасти жанр, то у Г.Серебряковой же читала в 6-томном собрании сочинений, изданном "Худ. лит." цикл новелл-мемуаров "О других и о себе", среди них "Историки". Автор рассказывает о своих встречах с известными историками в ходе работы над своими историческими изысканиями для романов о Марксе, Энгельсе, первопроходцем этой темы(биографические романы о Марксе и Энгельсе)в художественном осмыслении она стала, и над циклом новелл "Женщины эпохи французской революции". Г.И.Серебрякова ярко неколькими штрихами воссоздаёт свои беседы с известнейшим советским историком Е.Тарле.

И  далее, о других книгах, что надо вернуть, продолжить...

        24/12/2019 3ч.30м.


24.12.2019 06:31


Рецензии