Легенда об Аконите

Эпиграф

Не забыть мне цветов аконита,
И волнующий их синий цвет,
Словно звуков волшебных сюита,
И синеющий утром рассвет.

Валерий Щенников

Предисловие

Аконит (лат. Ac;n;tum) - род многолетних травянистых ядовитых растений семейства Лютиковые (Ranunculaceae)  с прямыми стеблями и с чередующимися дланевидными листьями. В народе существуют и другие названия этого растения: борец, борец-корень, волчий корень, волкобой, иссык-кульский корень, царь-зелье, царь-трава, черный корень, черное зелье, козья смерть, железный шлем, шлемник, каска, капюшон, лошадка, туфелька, лютик голубой, синеглазка, прострел-трава, прикрыш-трава. только люди просвещенные, в частности монахи, могли иметь дело с этим ядовитым растением. Огромное количество названий, приводимых Амирдовлатом Амасиаци на разных языках можно дополнить еще несколькими. А именно: “Уу-коргошун” и “агкарппи”.Так называют борец казахи, и в переводе это означает “ядовитый свинец”. Кроме того, аконит называют “иссык-кульским корешком”. Татьяна Демьяновна Попова, киевский доктор-гомеопат, упоминает также названия “каска”, “капюшон монаха”, на Западной Украине - “туйка”, народная интерпретация польского названия борца - туя полонинская, или тоядь (не путать с растением Туя западная – Tuja occidentalis). Названия “шлем-цветок” (Helmet-flower), “капюшон монаха” (Monkshood.), “синяя ракета” (В1ие rocket), а также тунг (Thung) – названия борца в англоязычных странах.
В отрогах Гималаев растет особый вид черного аконита. Местные жители говорят, что они выходят собирать его ночью. В темноте растение светится, и они отличают его этим путём от других видов аконита. Истинно, Жар-цвет растет в Гималаях! Аконит тут - символ знаний.
В средние века в Риме аконит использовали для отравления осужденных на смертную казнь преступников. Алкалоиды аконита в основном на центральную нервную систему, в больших дозах вызывают судороги и паралич дыхательного центра.  В Древнем Риме из-за ярко окрашенных лепестков цветка его выращивали в садах. Однако римский император Траян в 117 году запретил  выращивать это растение в саду, так как были частыми случаи подозрительных смертей от отравлений. Плутарх рассказывает об отравлении этим растением воинов Марка Антония. Воины, в пищу которых попадал аконит, теряли память и были заняты тем, что переворачивали каждый камень на своем пути, будто искали что-то очень важное, пока их не начинало рвать желчью. Существует предание, что знаменитый хан Тимур был отравлен именно ядом аконита - соком этого растения была пропитана его тюбетейка. В античные времена свойства аконита использовали в медицине, но в тоже время  римский писатель и ученый Плиний Старший в своей работе «Естественной истории» предупреждал, что с ним надо быть весьма осторожным, и назвал его «растительным мышьяком». Авиценна считал аконит смертельно ядовитым, однако отмечал, что древние использовали его в мазях вместе с семенами розы от проказы. Но лучше всего руками это растение не трогать.
Интересно, что упоминание об аконите встречаем и в тибетском трактате “Чжуд-ши” (XII в), а средневековый армянский врач Амирдовлат Амасиаци (XV в) в своей книге “Ненужное для неучей”. В “Списке иносказаний и сокращений” к русскому переводу “Чжуд-ши” можно найти следующие эпитеты, адресованные борцу: “Великое лекарство”- борец ядовитый; “Главные из трав” - борец разнолистный и шлемник байкальский; “Один цветок” - цветок борца синего; “Три борца” - борец разнолистный, борец ликоктонум и борец люридум.
 Не оставили без внимания эту траву и наши предки, правда, применение целебным качествам этого растения они находили специфическое. Вот что писал об этом в журнале «Русская старина» (1875)  Мулов П.А.: «Борец - есть трава собою горяча… Листвие тое травы свежее и сухое прикладывают ко внутренним болячкам… И еще кого бьют на правеже с утра или весь день, той да емлет борец сушеный и парит в кислях щах добрых (щи - напиток), и тое нощи парит ноги битые тою травою и кислыми щами гораздо, и тако битое место станет легко, и тако творит по вся дни, доколе бьют на правеже, и ноги от того бою впредь будут целы». Знаменитый русский писатель П. И. Мельников-Печерский в романе «В лесах» отозвался об этом ядовитом растении как о средстве от сорока болезней. Поскольку аконит даже в незначительных дозах чрезвычайно ядовит, в современной медицине настойки на её основе применяются только наружно. Они являются эффективными обезболивающими средствами при радикулитах, невралгии, подагре и ревматизме. В медицинском справочнике Стедмана выделено несколько собирательных видов аконита, получивших свое название от региона произрастания, а также проводятся параллели между ними и фиксированными ботаническими видами:
1. Борец японский (синоним китайский) - ранее ассоциировался с А. Fisheri (Regel.), однако в настоящее время приравнивается к А. uncinatum, var. Faponicum (Regel.), а также А. volubile (Pallas).
2. Борец индийский (синоним непальский), упоминавшийся как “биш” (“бикх”) или “наби”, ассоциируется с А. Ferox и А. laciniatum. Кроме того, есть другой вид индийского борца, именуемый “мори”, приравниваемый к А. chasmanthum (Staph.) и А. spicatum.
3. Борец русский – A. orientale. Необходимо отметить, что русским в данном случае называют аконит, произрастающий в Крыму и Бессарабии (территория Молдовы). В то же время, наверное, нигде на Земле нет места, столь богатого на акониты, как Дальний Восток России.
 Особенности аконита нашли широкое отражение в мифах и легендах древних народов. В древности аконит называли «мать - королева ядов».               
1.Возможно, латинское название аконита намекает на греческий город Аконе, где эти растения встречались особенно часто. Аконит - растение ядовитое.  Цветки Аконита своей формой напоминали его шлем. Аконит был знаком и древним германцам. В мифах ядовитый аконит часто связан с Волком - воплощением Мирового Зла. Не случайно германцы называли это растение «волчьим корнем».
2. Согласно мифу об аргонавтов, дочь царя Колхиды Ээта, ясноглазая Медея, была жрицей в храме Гекаты, богини волшебства и магии, и ученицей самой богини, которая научила её таким, например, достаточно сложным магическим приёмам, как укрощение огня, остановка движения реки, исцеление недугов, омоложение. Счастья девушке, правда, это не принесло. Она помогла Ясону, но тот, в конце концов, бросил её, решив жениться на молоденькой коринфской царевне. Медея, испросив день отсрочки, прислала сопернице расшитое платье, но не в знак примирения. Платье было пропитано ядом, и есть мнения, что этим ядом был сок аконита.
3. Есть и другая легенда про Медею:  Колдунья Медея, обманом ставшая царицей и женой Эгея, решает отравить героя - сына Эгея - Тесея. С этой целью Медея на пиру посылает Тесею кубок, отравленный ядом. Есть мнение, что кубок был отравлен аконитом. При этом авторы ссылаются на Овидия.
4. В поздней греческой мифологии покровительницей отравителей считалась богиня Геката - в высшей степени загадочное и темное по происхождению существо. В раннем периоде Геката была богиней вполне добродетельной, покровительствующей охоте, рыбной ловле и морякам. Но с V века до нашей эры характер ее резко изменился. Геката стала богиней злого волшебства, недобрых заклинаний, ночных кошмаров и отравителей. Шекспир по этому поводу писал: «…тлетворный сок полночных трав, трикрат пронизанный проклятием Гекаты». В арсенале волшебных трав богини нередко упоминается и известный нам борец-аконит, получивший громкую, но печальную славу.
5.Древние скандинавы называли аконит «борцом». В одной из скандинавских саг это растение связано с Тором - сильнейшим из всех богов.  Борцом же аконит называют на основании скандинавского сказания о последней борьбе бога Тора с ядовитым змеем. Все скандинавские боги и воскрешенные ими воины поднялись тогда на борьбу с темными силами, которые погасили солнце и звезды, разбудили вулканы, заставили закипеть реки и огнем охватили мир. В неравном поединке Тор побеждает мирового змея, но через девять шагов гибнет и сам от его ядовитых укусов. На месте гибели бога впоследствии и расцвел борец, как весть о том, что жизнь на земле продолжается.
6. В одной из старинных легенд говорится, что до первого греха люди огня не имели. Но после грехопадения отворились адские ворота, откуда на землю вырвалось пламя, чтобы пожарами причинять людям вред и смущать их огнеподобными появлениями бесов в воздухе. Кроме адского огня, был послан с неба и тот огонь, на котором сжигали приносимые Богу жертвы. В народе сохранилось поверье, что черный аконит («жар-цвет»)  исполняет все желания. Еще в начале XX в. можно было встретить в деревнях мужиков, выходящих из леса с венками из аконита.
7.Существует предание, по которому знаменитый хан Тимур был отравлен ядом аконита. Соком этого растения была пропитана тюбетейка завоевателя.
Существует мнение, что садовые формы теряют свои ядовитые свойства.
8.В Индии, например, некоторые культурные виды аконита даже употребляют в пищу, и, видимо, поэтому там родилось сказание об одной красавице, которая ела так много аконита, что сама сделалась ядовитой. К ней нельзя было не только прикасаться, но даже встречаться с ней взглядом, так как взгляд красавицы отравлял людям жизнь. Далее легенда гласит, что девушкой пользовались для умерщвления тех ненавистных чиновников, от которых хотели избавиться, но боялись сделать это явно. Очутившись в присутствии девушки, сановники эти умирали внезапно, а между тем, никаких следов преступления не оказывалось.
9.Сохранилось описание Плутарха об отравлении аконитом воинов Марка Антония. Воины, в пищу которых попал аконит, «теряли память и были заняты тем, что переворачивали каждый камень на своем пути, будто искали что-то очень важное…». От этого яда не знали противоядий, и поэтому был даже издан закон, запрещавший покупать яд аконита. Нарушение этого запрета каралось смертной казнью. Следовательно, относиться к этому растению нужно очень и очень осторожно.
10.Интересна неаполитанская легенда об аконите: молодая девушка была убеждена своим отцом в том, чтобы она натерла свое тело мазью, которую он приготовил, уверив ее, что этот любовный крем навечно привяжет к ней ее любовника. Она натерлась этой мазью (а в ней был аконит). Друг пришел к ней в эту ночь, и они оба погибли.

Слух услаждают здесь цикады,
Срывает шторы Див ночной.
Герои сказочной Эллады
Нам дарят миф очередной.

Умён, красив, стать - нет мощнее,
В него любая влюблена.
На службе он у Еврисфея,
Итог - бессмертие, цена.

В Тиринф Геракл с утра вернулся,
Плену мечтаний и тревог….
Но царь зовёт опять на службу,
Вновь подвиг новый ждёт его.

«Что ж подвиги твои мы видим,
Но послужи ещё, иди!
Ты Цербера, что есть в Аиде,
В цепях ко мне сам приведи!
Он там, у врат, что в мир подземный
Сидит, скучает на цепях.
Он – пёс о трёх главах яремных*,
Глава драконья в трёх хвостах.
Вокруг его огромной шеи
Клубком клубятся, без прикрас…
Там змеи, змеи, змеи, змеи,
Не посрами, Геракл, нас!»

Герой в ответ лишь поклонился,
И в путь спешит, день мрачноват.
Вот пропасть Тэнера, спустился
Он в царство мёртвых, прям у врат.

И видит: «Боги, где морали?!»
Два друга приросли к скале.
Сурово видно наказали,
Их за попытку красть во мгле
Жену Аида – Персофону.
Теперь у самых врат стеной,
Взращенные, как зло бубонов**,
Тесей – герой и Перефой.

Геракл, схватив Тесея руку,
Освободил его от зла.
Но дрогнула земля от звука,
Скала другого не дала.

Герой от грохота смутился,
Трясло вокруг, Аид был зол.
Геракл с потерею смирился,
И в царство мёртвых сам вошёл.

Гермес стоит, а с ним Афина,
Они давно Геракла ждут.
Проводники в тот мир Аида,
Героя нашего ведут.

Здесь тёмный свет, и тот притушен,
Огонь на стенах, ночь всегда.
Бежали прочь всех мёртвых души,
Осталась только тень одна…

Он был одним из аргонавтов,
Зовут героя МелеАгр.
С Гераклом в дружбе был, представьте,
По жизни парень был смельчак.

«Привет, герой! Опять на службе.
Ты не забудь, прошу, сестру!
И в память нашей прежней дружбы
Возьми женой ДеянирУ».

Сказал и тенью закружился,
Вдаваясь в стены глубоко.
Геракл, молча, поклонился,
И тень скользнула от него.

Вот тварь пугает громким взмахом,
Взгляд её дерзок, даже нагл.
По лестнице не зная страха,
Спускался ниже вглубь Геракл.

Вот тень медузы той Горгоны,
Увидишь – враз в небытии.
Шипят, грозят, пугают стоном,
Клубятся мерзкие змеИ.   

Не робок он – другого теста,
На службе он сейчас ночной.
А вот и трон – Аид, сын Зевса,
С восторгом встречен был герой.

Аид был грозен, власть в фигуре.
В колчане стрелы всем грозят.
Лук за спиной на львиной шкуре,
Пронзительный и жёсткий взгляд.

«Зачем, Геракл ко мне спустился,
Что в моём царстве потерял?»
На что герой наш не смутился:
«За Цербером меня послал.
Царь Эврисфей, а это служба!
Дозволь меня зверя увести,
Наверх поднять, исполнить нужно,
Тем честь свою, пред ним спасти!»

«Что ж хорошо, но есть условье,
Его легонько придушить
Руками только в изголовье,
Чтоб Пёс был жив, мог дальше жить!»

Мурашки, вздрогнуло сердечко,
Геракл ищет горизонт…
И видит Цербера пред речкой,
Подземной, мутной Ахеронт…

Они сцепились. Свет и тьма,
Все перемешано в Аиде,
И вот драконья голова
Придушена, но взгляд ехиден.

Клубок катился, в нём Геракл,   
Не раз макнулись в тёмной речке.
От брызг и пены ввысь волна,
На стенах новые насечки.

Тут Пёс отчаянно завыл,
Вой жуткий, словно с бурей споря…
Рванулся из последних сил,
И сам упал к ногам героя.

Испытывал Геракл прилив,
Тех чувств, что дали эти сцены.
Сам, цепь на шее закрепив,
Пса с царства мрака ввёл в Микены.

К дневному свету не привык,
Покрылся потом Пёс ведомый.
Раздался рык и злобный крик,
И громкий лай был трёхголовым.

Вдруг разом пена полилась,
Из трёх голов поток – экзема.
В луга зелёные вплелась,
И влагой мерзкой въелась в землю.

А там, куда влилась слюна,
Там с ядом этим, словно демон.
Взошла, поверьте не трава,
Цветы похожие на шлемы.

На скалах те цветы растут,
Живучие, как часть дракона.
Все АКОНИТ его зовут,
В честь города того Акони.

Сжав руки-листья во греху,
Для многих служит он могилкой.
Горят фонарики вверху,
И яд сочится по прожилкам.

Руками – листья в растопырь,
Стоит как воин пред сраженьем.
Запомни АКОНИТ – упырь,
Хоть манит всех на загляденье…

Ввёл Цербера Геракл: «Эгей,
Исполнил службу! Благодарствуй!»
От страха скован Эврисфей:
«Верни назад, в Аид, в то царство»

Испуган царь – тот Пёс страшит:
«Не ведал, как ужасен, право?!»
И Пса назад вернул в Аид,
Геракл не мудрствуя лукаво.

*) яремный - перен. несущий на себе непосильное бремя, находящийся под давлением, испытывающий гнёт
**) Бубон - увеличение лимфатических узлов


Рецензии
ЗдОрово! Очень понравилось ваше изложение легенды! С уважением. Мира нам всем!

Любовь Николаевна Сушко   26.01.2020 01:52     Заявить о нарушении
Очень приятно, Любовь, что легенды вам по душе! Спасибо! С уважением,

Игорь Апрельский   26.01.2020 15:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 49 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.