Пауки

Исторический рассказ       

Великие Маджары спали крепким, предрассветным сном. Петухи, прокричав о конце ночи, задремали на жердях в ожидании первых лучей солнца. Когда они позолотят верхушки акаций, петухи первыми встрепенутся и заголосят на всю округу: «Ку – ка - ре – ку! Солнце взошло!» А пока стоит тишина, нетронутая ни скрипом колес, ни лаем собак, ни вздохами коров на базу.
По тропинке со стороны степи к ограде полз большой паук с лохматыми лапами. Он торопился до появления первых лучей попасть в человеческое жилище. Дверь была открыта с вечера. Но из жилища вышел сонный Али.. Он, не открывая глаз, распахнул халат, опорожнился, вздрогнул от предрассветной прохлады и нырнул обратно в дом, плотно прикрыв за собой дверь. Паук, попавший под струю, мокрый и грязный, выкарабкавшись из лужи, переменил, видно, планы и пополз обратно в степь.Охота не удалась. Надо прятаться.
Первые лучи солнца коснулись низких облаков. И вот уже засветился весь горизонт. В низине, где раскинулись усадьбы земледельцев, виноградарей и скотоводов, как по команде встрепенулись петухи, вытянув шеи, запели, друг перед другом, кто громче, кто заливистей. Замычали коровы в нетерпеливом ожидании хозяек, заблеяли овцы, столпившись у ворот база.
И вот за рекой на холме засверкал шпиль восточной башни, засветились грани пирамидального купола. Через мгновение засверкали все четыре золоченые башни Больших Маджар, загорелись красным и зеленым светом стены мавзолеев, мечетей и церквей, каменных домов маджарцев.
Разбуженный город наполнился звуками. На востоке зазвонили колокола православного храма. А на севере с минарета запел голос азана, зазывающий на пятничный намаз.
Али помолился дома, в базарный день некогда ходить в храм, погрузил на мажару товар, попил прямо из горшка кислого молока и прикрикнул на жену:
-Эй, женщина, скорей давай. Что ты как гусыня, неповоротливая?! Вот еврей Хабин займет наше место, где тогда торговать будем?
  Ханыча торопливо закрыла калитку, отцепила сторожевую собаку и покорно уселась на край телеги, спиной к мужу, чтобы поглядывать за дорогой: «Вдруг что свалится».       
 Али взмахнул кнутом, мажара тяжело сдвинулась с места и покатилась по пыльной дороге пригорода. Вскоре лошадь побежала трусцой. Дорога пошла на спуск к разливу, по мосту через речку Мокрую Буйволу, потом по мощеному тракту поднималась к Мажарам. Там у каменных стен раскинулся базар.
Мажарский базар по богатству и пестроте не уступал базарам Бухары и Хорезма. И купцы съезжались в  Маджары со всего света. Парчу и шелка везли из Индии и Китая, диковинные фрукты из-за моря, из Бухары - расписную глазуревую посуду да украшения, с севера древляне и руссы везли меха, берестяные да деревянные изделия, льняное полотно да куделью.   
 Маджарские гончарные и ювелирные изделия не уступали Бухарским ни в мастерстве, ни в красоте. Крестьяне из окрестных селений продавали овощи, яблоки, виноград, конину, баранину, птицу, вино. Особенно заезжим купцам нравилось маджарское вино, игристое, выдержанное.
«А какого только народу там небыло! И узкоглазых, и пучеглазых, и черных, и белых. Вот вчера подходил к Али купец с севера, чудной такой. Рубаха на нем почти как женская, красным поясом подпоясанная, а сам белый, не загорелый совсем, волосы на голове длинные, бечевочкой на лбу перехваченные, а глаза, что небо, светлые. Огурцы брал, а взамен дал посудину, «ведро, береста» говорит. Налил в нее воды, она и не вытекает. И легкая такая посудина, не то, что наши медные кувшины», - думал так Али по дороге на базар, время от времени подстегивая лошадь. Непременно надо ему еврея опередить. Лошадь у Али не крупная, но крепкая. Своим домашним он всегда говорил: «Сам не поешь, а лошадь накорми». Без лошади в хозяйстве нельзя. Пахать - лошадь нужна, сено заготавливать - без лошади нельзя, товар на базар везти – опять лошадь запряг.   
Базар уже был рядом. Слева блеснула река Кума, осталось позади старое кладбище, на котором почивали все предки Али. Когда - то его род был богатым. Старики рассказывали, что мавзолей их строил предок, служивший наместником у хазарского царя. А потом пришли на маджарские земли татары, разорили хазарские храмы и мавзолеи, уничтожили хазарский народ. Мало кто уцелел. Но роду Али повезло. Старики рода рассказывали, что предок их сумел задобрить самого Узбек – хана, к которому поступил на службу, отдав ему в гарем свою единственную дочь-красавицу.
На подъеме Али спрыгнул с повозки, чтобы лошади было легче. На базар он прибыл вперед еврея. «Значит, торговля будет хорошей»,- у хазарянина примета такая: еврея обогнал - к удаче. Но места на базаре было много. Хабин со своим товаром расположился рядом и стал зазывать народ. Али не хотел ему уступать и тоже закричал:
- У хазара Али редьку бери! Бери огурец, будешь молодец. Эй, Хабин, ты зачем товар водой брызгаешь?
-Глупый ты, Али. Чтоб морковь на третий день была, как в первый день, свежая, красивая.
-Бери огурец у Али за две деньги!
-Эй, Али, ты что цены сбиваешь?
-А ты зачем красотой завлекаешь?
Когда рядом не было покупателей, Хабин подозвал Али:
-Знаешь, друг, какая - то беда надвигается.
-А ты откуда знаешь?
-Слышал, заморские купцы из Мажар бегут. Ты видал, на базаре мест свободных сколько? И подумай, от чего сегодня люди больше еду покупают. Женщина моя ни один лячик не продала.
- А мне калмык говорил, чтоб завтра я на базар ни ногой. Хабин, а ты вечером, чем заниматься будешь? Может, со своими женщинами ко мне в гости придете? А то моя Ханыча скучает. 

Дом Али, из красного жженого камня большой, с черепичной односкатной крышей, имел зал для гостей, спальную комнату, комнату для женщин, хозяйственную комнату, которая имела выход на хозяйственный двор, под домом отделанный камнем винный погреб. Каменные ворота вели во внутренний дворик, огороженный каменной стеной. По середине двора журчал маленький фонтан, вода из которого выбегала к пышным кустам роз и по канавке, уложенной жженым камнем, текла в огород. Ступеньки из белого камня вели на террасу, украшенная белыми тесаными колоннами, устеленная коврами, она всегда была готова принять гостей. Стена дома, выходившая на террасу, отделана зеленой глазурью
Хабин и Али сидели на террасе одни. Женщины, принеся угощение, удалились на свою половину, с которой доносился смех. А мужчинам было не до смеха. Серьезные дела обсуждали
–Слышишь, Али, вчера проезжие купцы с Евфрата рассказывали, что Тимур готовится в поход на Токтомыша..
– А я слышал от древлянина, что хан Токтомыш войско на Тимура готовит. И сойдутся они, видно, вблизи Маджар. От того и купцы бегут отсюда. Может и нам уехать?
– Ты уезжай, а я не хочу. Здесь мой дом. И никто нас нигде не ждет.
  Мужчины еще долго обсуждали и спорили про Токтомыша и Тимура. «Мужчинам поесть не давай, дай о войне поговорить»,- ворчали женщины. Правда, эти слова мало касались наших героев. Они за разговорами и плов съели, и кумыс выпили, и сладости, и фрукты подобрали.
 Необычно ранний шум со стороны богатых кварталов Больших Мажар разбудил Али. Он влез на крышу и стал вглядываться в ночь. Зарево, осветившее небо на юге, приближавшийся шум на дороге подтвердили самые тревожные предположения. Вскоре на дороге показались первые повозки с наспех набросанными узлами.
–Что за беда в Мажарах?
– Воины Тимура грабят и убивают, горят христианская церковь и скиты татарских ханов. Бегите, спасайтесь!
Али побежал в дом:
– Женщина, собирай вещи! Скорей! Беда пришла!               

Великие Мажары затаились в  предрассветных сумерках. В пригороде петухи, прокричав о конце ночи, замерли на жердях в ожидании первых лучей солнца. Когда лучи позолотят верхушки акаций, петухи первыми встрепенутся и заголосят на всю округу: «Ку – ка - ре – ку! Солнце взошло!» А пока стоит тревожная  тишина, нетронутая ни скрипом колес, ни лаем собак, ни вздохами коров на базу.
Кто услышит-то этот крик осиротевших петухов? Кто  увидит первые лучи ?! Что увидит маджарская степь после смертельного смерча?
По тропинке со стороны степи к ограде ползли  большие пауки с лохматыми лапами. Они уже не спешили. В маджарских  степях теперь они хозяева. Один из них заполз на обезглавленное тело Али, словно торжествуя над вчерашним своим обидчиком.

                                                


.


Рецензии
Читала сегодня в дороге. Не могла не откликнуться...
Колоритно и глубоко написано! Давно проза так не радовала.
Спасибо огромное, Светлана! Спаси Бог! И НЕ ДАЙ БОГ...!
С уважением к Вам! Лиля

P.S. Книгу Серёжа мне в воскресенье передал. Спасибо!!!

Лилия Анна   24.12.2019 16:27     Заявить о нарушении
Лилечка, я очень тебе благодарна за такой эмоциональный отзыв. Редко кто из читателей дотягивается до глубины. Ты - тот редкий случай.

Лана Бирюкова   24.12.2019 19:38   Заявить о нарушении