Миф конкуренции

Наша власть в течение вот уже почти 30-ти лет с параноидным упрямством ратует за то, чтобы Россия вступила на путь «истинной» конкуренции: в экономике, духовной культуре, медицине, образовании, науке и т.д. Дескать, только таким путём мы сможем преодолеть нашу извечную оторванность от цивилизованного мира, интегрироваться, «войти», «включиться» и т.п.
Это столь же спекулятивный по самой своей природе тезис, что уже саму постановку вопроса в таком ключе, в котором ставили её наши либералы в 1990-е годы, следует рассматривать как преступление против истины, против страны и народа.
Если подвергнуть по-настоящему строгому отбору по принципам интеллектуальной конкуренции тех самых горлопанов, которые ратовали и по сей день продолжают за конкуренцию нашей страны во всём, они же первые окажутся на свалке нелепостей.
Вопиющие глупости о конкурентоспособности (равно и неконкурентоспособности) России выдавались за последнее слово мировой экономической и даже философской мысли.
Ещё на заре перестройки на эту тему теоретизировали Е. Гайдар, А. Яковлев, Г. Попов, А. Чубайс, А. Аганбегян и другие.
Что мы видим в начале 2000-х гг.? Читаем в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (на 2003-2005 годы) следующее: «Программа… направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этих целей возможно только при значительном повышении конкурентоспособности России, в том числе конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и «человеческого капитала»».
И далее там же: «…уровень экономического развития России остается низким. Валовый внутренний продукт на душу населения составляет около 7800 долларов США по паритету покупательной способности и менее 2500 долларов по текущему обменному курсу, что в несколько раз ниже показателей не только ведущих, но и многих развивающихся стран. Это обусловливает низкое качество жизни и высокий уровень бедности».
Но ведь хорошо известно ещё со времен классиков политэкономии XIX века, что открывать таможенные границы в условиях, когда зарубежные товары дешевле либо качеством выше – просто самоубийственно! Если в стране констатируется низкий уровень жизни и производства, о какой конкуренции может идти речь? Конкурентоспособный «человеческий капитал» по-прежнему будет уходить за границу, собственно, как и обыкновенный капитал – денежный.
В.В. Путин в том же 2003 году в Послании Федеральному Собранию идет еще дальше: «Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. Конкурентоспособным должно быть у нас всё – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и госслужащие, студенты, профессора, наука и культура…» Идея, конечно, заманчивая, но столь же утопическая и при этом абстрактная, как и всеобщее равенство или справедливость.


Рецензии