12. Кузя читает!

Огромный красный шар прилепился к потолку своим овальным боком, а двое братьев наблюдали за его покачиванием. Папа потёр шар о Кузину макушку, а потом встал на стул и спокойно прилепил подарок недалеко от лампы.
- Тёмка, видишь какой шар мне подарил клоун Бориска, а ещё там был клоун Ириска, тётенька такая, тооолстая!
Малыш внимательно смотрел на плавающую под потолком резиновую грушу...
- Мама, а Тёма видит шар перевёрнутым?
- Темулечке уже три месяца и он  прекрасно видит и тебя, и меня, и подарок клоуна. Расскажи братику, что показывали циркачи.
- А разве он поймёт?
- Конечно! Он должен всё время слышать наши голоса, быстрее заговорит.
- И даже когда спит?!
- Э нет, спать надо в тишине.
- Да нечего рассказывать...
- Так уж и нечего?
- Ну-у-у,... были дрессированные собачки, они считать умеют, танцевать под музыку и петь. Так смешно пели, – белая тоненьким голосом, а рыжая толстым.
- Не толстым, а низким голосом.
- Я не видел какого роста голос, рыжая собака прямо рычала под музыку. Мы думали будут тигры, слоны, а привезли двух собачушек! Лучше бы Боньку пригласили выступать, он бы мёртвого показывал, да мам, или бы свой хвост догонял, все бы ухохотались!
- Кузя, разве поместились бы слоны в вашем зале? Вот пойдёшь в школу, вас в настоящий цирк повезут.
- Мама, а я читать научился!
- Да что ты!
- Не веришь? Дай мне какую-нибудь книжку. Слушай, Тёма, я тебе сказку прочитаю. И Кузовок начал читать, – а, а, у, о, ны, а, о, у, кы, эту букву я забыл, а вот это зы, да мама?
Мама захохотала так громко, что Тёмка начал плакать.
- Тёмочка, мама не плачет, она смеётся! Мама взяла Тёмку на руки, прижала к своему мягкому животу Кузину голову и сказала:
- Сыночек, какой же ты молодец! А кто тебя научил читать?
- Все. Ба Лю, в садике, папа. Я же такой вопросительный, мне интересно, какая это буква и я спрашиваю.
- Ах ты мой вопросик, как же я тебя люблю!
- Больше Тёмы?
- Не больше, а вместе. Я вас обоих сильно, сильно люблю. А почему ты меня не спрашивал про буквы?
- Спрашивал. Какая твоя буква?
- А, вспомнила, с какой буквы начинается моё имя, да?
- Знаю, с буквы «мы»!
- С буквы «эм», Маша, Мария.
- А я с буквы «ку», Кузя, Кузия? Ну почему ты смеёшься, ма-а-а-а?!
- Как же не смеяться, если ты так смешно говоришь!
- Ничего смешного...

Кузя надул губы и отошёл к окну.  Дождь монотонно пел свою песню, наливая маленькие лужицы на подоконнике. Даже смотреть на мокрый двор было холодно, ноябрь... На деревьях почти не осталось листьев, а те, которые уцепились покрепче, походили на грязные тряпочки.
Когда у Кузи в садике бывают занятия по рисованию, они моют свои извазюканные клеёнки тряпочками, похожими на эти листья. Кузе всегда интересно наблюдать, как белые тряпочки становятся сначала разноцветными, а потом серо-коричневыми, и дети их выбрасывают.
- Сынок, ты зря обиделся. Есть имена женские, а есть мужские. Кузия... Тебя нельзя так называть. Ты – Кузьма. Вырастешь, станешь, –  Кузьма Сергеевич Королёв.
- А ты кем станешь?
- Я уже стала, – Мария Николаевна Королёва. Пора тебе, Кузлёнок, по-настоящему учиться чтению. Я поговорю с бабушкой, она – лучшая учительница на свете.
- И в Африке?
- Думаю, что если бы она там работала, то и в Африке.
- Ну вот, значит не в мире, а в нашей семье.
- В нашей, а ещё она была лучшей учительницей в нашем городе, у неё есть  медаль за работу и такой документ, где написано, – лучшая!

И начались уроки бабушки Любы. Кузя оказался очень толковым и прилежным учеником. Ба Лю нарисовала два домика – синий и красный и рассказала придуманную сказку о том, как раньше буквы не дружили. В красном домике жили гласные. У них у всех были громкие голоса, вот их и назвали, – гласные. Они могли долго тянуть свои песенки, например, – аааа, пока воздуха хватит.
В синем домике жили буквы с  короткими голосами. Они могли только ворчать, скрипеть, свистеть, рычать, но никто не мог петь громкие песенки. Но однажды гласные сделали плот и поплыли на другой берег реки, где стоял синий домик. Они постучали в дверь и вошли. С тех пор гласные подружились с согласными, так появились коротенькие песенки, – слоги.
- Сегодня, Кузенька, мы выучим сразу три гласных буквы и одну согласную.
Ба Лю сама сочинила стихи про каждую букву:

Что за домик у дороги
Широко расставил ноги?
И не дом, а буква А,
Острым клином голова.

- Спой песенку этой буквы, – А-а-а, – и Кузя затянул надолго,  но воздух кончился, он вдохнул снова и стал петь, –  а-а-а....
У буквы А, звук – а, – сказала бабушка – а вот у этой буквы, совсем другой голос, послушай:

Очень Оля удивилась –
Буква – бублик, вот дела!
О, – сказала наша Оля,
С ней я назову слова:
Ослик, – очень он упрямый,
Осень, осень льёт дождями.

- Догадался про какую букву стишок?
- Конечно, я догадливый ооочень! – и Кузя заулыбался, выставив дырку, там у него ещё недавно был зуб, а теперь нет, выпал... Это буква О!
- Догадливый, догадливый, молодец, вот только беззубый.
- Ба, а у меня скоро новый зуб нарастёт?
- Вот как выучишь все тридцать три буквы русского алфавита, так и вырастет.
- Дооолго, меня в садике дразнить будут.
- Не будут, у них у самих зубы выпадают, время пришло, скоро в школу.
- А я знаю про О, она тоже голосная, вон как громко поёт – о-о-о-о!
- Гласная, Кузовок.
- Глассная – классная! – и Кузя начал скакать вокруг бабушки.
- Кузя, какие две гласные ты уже можешь читать?
- А, О, – громко ответил Кузьма.
Потом Кузя искал эти буквы в тексте, а потом баба Люба прочитала весёлый стишок про букву У:

Удит удочкой удод
Утром рыбу на компот!
Удивляются улитки, –
Не поймёт удод  ошибки, –
Рыбу ловят для ухи –
Рыбный суп! Ха-ха! Хи-хи!

- А удод, это что ли урод?
Бабушка Люба повалилась на диван и начала хохотать,
- Кузя, с тобой не соскучишься!
- Нет, это ты, ба, такая смешная, ужас!
- Не смешная, а весёлая. Удод, это птица, живёт на болоте. Я потом тебе картинку покажу.
- Договорились.
- Знаешь, Кузлёнок, у весёлых людей всё лучше получается. Вот если ты за дело возьмёшься с плохим настроением, сердитый, так ничего и не выйдет. Бабушка взяла карточку с синей буквой и Кузя её сразу узнал!
Мамина буква –  мы, нет, эм!
- Ай да умница, мама наша, – мама Маша, – пропела Кузина учительница.
- Ой какая песенка, я её хочу выучить! А мама не обидится, это не дразнилка?
- Ни в коем случае. А теперь, Кузьма, самое интересное, –  по моему хотению, по моему велению, научись читать слоги! – и ба Лю достала три карточки. Кузя не понял, как это бабушка наколдовала, но уже через несколько минут он свободно читал слоги, – ма, мо, му.
Придумывал со слогами слова: мама, марка, майка, мост, море, мурка, мука, мухомор.
- Ба, как интересно учиться, а в школе так же будет?
- Думаю, ещё интересней.
Прошло два месяца и Кузя с помощью умелицы бабушки Любы выучил все буквы и научился читать.

 

* Рисунок автора

 


Рецензии