Образно смысловой анализ художественных произв - 2

Образно смысловой анализ художественных произведений 2
Абстрактная живопись
Сейчас обратимся к абстрактной, беспредметной живописи. В качестве примера рассмотрим творчество одного из самых известных художников-абстракционистов Марка Ротко.
Марк Ротко (Маркус Роткович) родился в городе Двинск (современный Даугавпилс, который находится на юго востоке Латвийской Республики). В десятилетнем возрасте вместе с родителями эмигрировал в США. В его творчестве выделяют три периода: период реалистической живописи, период перехода от реалистической к абстрактной живописи (сюрреалистический этап творчества) и период абстрактной живописи.
На родине Ротко, в Даугавпилсе,  в 2013 году был создан Арт центр его имени, в котором размещается его  музей и галерея современного искусства.
Для понимания абстрактных произведений художника, прежде всего, необходимо рассмотреть первый период его творчества, или период реалистической живописи. Но вначале - небольшое отступление.
В 2003 году в Даугавпилсе состоялась представительная научная конференция, посвященная творчеству Ротко. На ней присутствовали дети художника: дочь Кейт  и сын Кристофер. Впоследствии, с их разрешения, в городской музей были доставлены компъютерные копии нескольких абстрактных произведений мастера, а также оригиналы некоторых его ранних работ. Среди этих ранних работ выделялась одна, сюжет которой  отличался  от сюжетов других картин.
На ней была изображена пустынная улица города. Эта улица шла по диагонали от нижнего левого угла к верхнему правому и заканчивалась обрывом. Вдоль улицы, с обеих ее сторон, были высокие стены. В этих стенах не было дверей. На тротуаре, возле стены, на правой стороне улицы, стоял одинокий мужчина. А по улице, по направлению к нему спускалась машина с вооруженными людьми. И эта машина занимала всю ширину улицы.
Эта картина вскоре была заменена на другие. По согласованию с детьми Ротко, экспозиция постоянно обновляется. К сожалению, ни название, ни год создания картины не был зафиксирован. Последующие поиски в каталогах и в Интернете не дали результата. Возможно, правообладатели не придавали ей большой художественной ценности. Поэтому и отправили ее в числе других в столь рискованное путешествие через океан в малознакомую страну. Но эта картина способна прояснить многое в творчестве Марка Ротко.
В ранний период творчества Ротко были написаны и другие, отличающиеся по сюжету, но близкие по смыслу картины. Рассмотрим две из них.
«Уличная сцена». 1937 год. Собственно улица занимает четвертую часть картины и находится в правой ее части. На оставшихся трех четвертях изображено некое препятствие.  Что-то, отдаленно напоминающее древнегреческие строения. Улица от верхнего правого угла картины круто спускается вниз и обрывается у препятствия. Между улицей и препятствием есть небольшой черный промежуток.
В конце улицы, в том месте, где она обрывается, наводятся мужчина и женщина. Они выглядят беспечными. Нога мужчины занесена над обрывом.
Третья картина называется «Вход в метро». Она написана в 1938 году. На картине изображено закрытое пространство. Четыре колонны делят пространство на четыре неравные части. На четыре – поскольку две колонны, находящиеся справа от зрителя, сливаются друг с другом. Колонны окрашены в синий и бледно желтый цвета. Граница между цветами четкая. На картине изображено пять персонажей. Все они находятся в центральной части картины, ограниченной слева и справа колоннами. Почти все они (кроме одного персонажа) одеты так, что цвет их одежд совпадает с цветом интерьера. Трое из этих персонажей стоят в проеме стены на темно коричневом фоне. Двое спускаются по лестнице вниз. При этом мы видим только начало спуска и не знаем, что находится в его конце. Один из персонажей, которые спускаются вниз, одет в такие же бледно-желтые одежды, как и те, которые стоят наверху в проеме стены. Одежды второго окрашены в бледно красный цвет. Пицц персонажей зритель не видит. Вместо лиц – желтые пятна без всяких деталей. Стена на дальнем плане окрашена в розовый цвет. В левой части стены один из ее фрагментов окрашен в черный  цвет. За спинами персонажей, стоящих в проеме стены, видна закрытая дверь.
Сравнивая композицию каждой из этих трех картин, отметим, что движение в них происходит вдоль диагонали, идущей от верхнего правого угла к нижнему левому.






Рисунок 2. Направление движения на выбранных для анализа картинах Ротко.

Согласно символике пространства, прошлое располагается в его левой части, настоящее – в средней части, а будущее – в правой. Линия жизни идет от левого нижнего угла к верхнему правому. Направление движения в картинах Ротко противоположно линии жизни. Это может означать либо то, что у персонажей картин нет будущего, либо то, что в будущем существует нечто, что представляет опасность для настоящего.
Сюжет первой картины под названием «Уличная сцена» словно иллюстрирует слова Шекспира, которые произносит Гамлет в одноименной трагедии: «Порвалась связь времен». Разрыв времен здесь изображен физически – как черная бездна между персонажами картины и стабильным объектом, расположенным левее.
Персонажи картины хотели бы вернуться в то время, когда мир был стабилен, надежен и предсказуем. Но ситуация в мире изменилась. Дестабилизация ситуации в мире (разрыв времен) нарастает. Этого не замечают и не осознают беспечные персонажи картины, а, значит, и его, Ротко, соотечественники.
В работе «Вход в метро» временные границы бытия четко обозначены. Слева от колонн находится прошлое, в центре – настоящее, справа от колонн – будущее. Все персонажи картины находятся в настоящем.  Они стоят перед выбором. Можно открыть дверь, находящуюся за спиной. Но что за этой дверью – неизвестно. Или бежать от настоящего в мир, связанный с прошлым. Но это бегство, этот выбор связан с неопределенностью и не предполагает достижения ожидаемого результата (мы видим только начало этого пути).
Таким образом, персонажи находятся в ситуации выбора без выбора. При этом они не осознают опасности ситуации, в которой любой выбор не предполагает их существования в будущем (у персонажей вместо лиц – цветовые пятна).
Предвидение грозящей миру катастрофы, которое проявилось в предыдущих двух картинах как предчувствие надвигающейся беды, материализуется в третьей, с улицей, с которой невозможно уйти, поскольку нет выходов, и грузовиком с военными. Созданы предпосылки для войны – грузовик движется из будущего в настоящее. И обыкновенному человеку нет никакой возможности спастись от надвигающейся катастрофы.
Предвидение Ротко осуществилось. Катастрофа, названная Второй мировой войной, унесла десятки миллионов жизней, были разрушены тысячи процветающих городов и сел. Война непосредственно коснулась и самого Ротко: в Двинске (Даугавпилсе) были убиты все родственники его семьи. Всем этим он был потрясен. Почему человек оказывается способен на такие зверства? Что скрывается в глубинных тайниках его души? Ответ на этот вопрос он ищет в психоаналитических работах Фрейда и Юнга, Найденные таким образом решения, а также собственное понимание сущности души человека он пытается воплотить в живописных полотнах. Реалистическая живопись для этих целей не годится. Так происходит переход Ротко к абстрактной живописи.
Его работы сложно, подчас невозможно интерпретировать, используя слова. Слова конкретны. Они не передают всю гамму смыслов, заключенных в его картинах. Тем не менее, попытаемся это сделать. Анализ содержания некоторых картин произведем, руководствуясь символикой пространства, где нижняя его часть символизирует бессознательное человека, а верхняя – сознательную часть психики.
Рассмотрим взаимоотношение черного и красного цвета в картинах мастера. Красный цвет – это цвет целенаправленной активности. Активность как форма проявления энергии человека зарождается в глубинах бессознательного (Черное, Красное, Черное, 1968 и ряд других картин на эту тему). Эта активность проявляется как чистая энергия. Данная энергия может быть направлена на различные цели. При этом,  цели могут быть как созидательными (Охра и красное с красным, 1954), так и разрушительными (Черное и оранжевое на красном, 1962).
Исследуя эмоциональные проявления души человека, он прежде всего занимался познанием собственной души. Автор биографии Ротко, Дж. Бреслин, отмечает, что написание очередной картины шло быстро. Но перед тем, как приступить к работе, художник дни проводил в раздумьях (Бреслин, 1993).
Талантливые художники чувствуют пульс времени. Это проявляется в их произведениях.
В 1962 году разразился карибский, или кубинский  кризис. Мир оказался на грани ядерной войны. Человечество вновь, как и перед Второй мировой войной, окутала атмосфера страха. Доктор психологии, профессор Вивиан Кинг из США рассказывала одному из авторов статьи о тех временах, что было очень страшно. «Мы строили бомбоубежища и готовились к войне»,- говорила она.
Ротко глубоко переживает эти события. Как результат - меняется его взгляд на сущность собственной живописи. Пространство картины уже не дробится на цветовые фрагменты и становится однотонным. Все чаще на картинах начинает доминировать черный цвет, метафизический цвет Космоса. Как отмечает И.Игнатов, «Накопленный ранее опыт изображения беспокойства, страха или отчуждения, подтолкнул Ротко к попытке передачи трагедийности человеческого существования на более обобщенном уровне» (Игнатов, 2013: 9).
Ротко через цвет пытался разгадать тайны человеческой души. Мы не знаем, насколько это ему удалось. Но к концу жизни он, похоже, понял, что познание души человека невозможно без познания тайн мироздания, поскольку душа человека является частью метафизического Космоса.
Почувствовать метафизику картин Ротко можно, оставшись один на один с изображением. Один из авторов этих строк работает в магистерской программе «Искусство». Некоторое время назад происходила работа с картинами Ротко. Студент оставался наедине с выбранным им произведением. В зале, где экспонировались картины, выключался свет, и респондент в течение 30 минут пытался «вчувствоваться» в произведение. Ассоциации, которые рождались у него в течение этого времени,
фиксировались им самим. Реакции были разными. Были зафиксированы случаи, когда респондент не выдерживал временного промежутка в 30 минут и начинал плакать. С другой – в отчетах студенты отмечали, что они начали лучше понимать творчество художника. Приведем фрагмент одного из таких отчетов. Его автором является будущий магистр искусств Эвита Клейна.
«Бывают моменты, когда мы чувствуем смущение или не осознаем этого. Эмоция, которая сознательна и выражена словами, освобождает нас. Как получить доступ к скрытым эмоциям? Ответ: через произведение искусства. Поищите в интернете как можно больше картин Марка Ротко (только с цветовыми пространствами без изображений), а затем интуитивно выберите ту, которая лучше всего описывает ощущение момента. С глазами часто легче «найти» правильные слова, чем с умом. Побалуйте себя сообщением, которое вам говорят цвета. А теперь запишите все, что приходит на ум, на листе бумаги. Вы будете поражены тем, сколько отношений вы можете установить с вашей недавно написанной и личной жизнью. Письменное сообщение содержит все ваши проблемы, подозрения, радость или беспокойство. Все, что мне нужно сделать, это расшифровать его, спросив себя, как каждое написанное мной слово вписывается в мою жизнь; где я слышал это раньше; почему я выражаю свои эмоции именно этим словом или изображением. Все ответы внутри нас! Все ответы находятся в иллюстрации ».
 
Изображение 3. Работа студентов с картинами Ротко. Для фотосъемки в выставочном зале был включен полный свет.
Включая в себя метафизические смыслы, работы Ротко обладают эстетической ценностью. Как отмечает Н. Азаренко хотел ли он этого или нет, ему удалось найти комбинации оттенков, которые ценны сами по себе, в их минимализме и чистоте, независимо от значения, которое он в них вкладывал (Азаренко, 2017).
Обобщая сказанное выше, представим свою точку зрения на алгоритм анализа абстрактных произведений.









Изображение 4. Алгоритм понимания абстрактной живописи.
К сожалению, несовершенная техника сайта Стихи.ру не позволяет предоставлять в тексте таблицы и схемы.
И список литературы на латинице.


Рецензии