Александр Дюма-сын

/Из цикла «Силуэты»/

***

Изысканный эстет, любимец муз и граций!..
Вполне достойный сын великого отца...
Немало заслужил за жизнь свою оваций,
Пускай и не носил лаврового венца.

Практичен. И умён, и часто горд  собою...
В кругу  своих друзей всегда остёр и мил...
Любовницу свою, с трагической судьбою,
Воспел он... И Париж над нею слёзы лил...*

В безрадостные дни всевластия Коммуны,
Когда восставших орд повсюду смех звучал,
И радостный шабаш справляли «эти гунны»,
Он, перестав писать, таился и молчал.

Чуть в ярости своей не потерял рассудок,
Но духом ни на миг, упрямым, не ослаб...
Ведь он же не Курбе, сей мерзостный ублюдок,**
Любитель голытьбы и толстомясых баб.

...Когда же пал боец последней баррикады,
И начали вершить тотчас свой скорый суд
Средь улиц городских расстрельные отряды,
И залпы раздались повсюду, там и тут,

Средь оргии хмельной кровавого бедлама,
Когда своих врагов он мог уже презреть,
Уверившись вполне, что час окончен «хамов»,
С друзьями вышел он на город поглядеть...

И медленно бродя средь грозного кошмара,
В дымящемся вокруг апофеозе зла,
В нагроможденье тел убитых коммунаров
Встречал он иногда и женские тела...

Тех, что в былые дни, влача судьбу воловью,
Не знали звонких фраз с их тонкою игрой...
Застывшие черты с запёкшеюся кровью...
И кудри, что гребней не ведали порой...

Никто им не дарил изысканных камелий
Для украшенья блуз и обрамленья шляп.
На мужней лишь они покоились постели
И слышали в ночи лишь мужа стон и храп.

Когда ж пришла в Париж «кровавая неделя»***
И тяжкий час настал — пить горькое вино —
Они свою любовь оставить не посмели
И разделили смерть с мужьями заодно...

...А тонкий наш «эстет» — микс ярости и мести —
Придя домой, спешил в альбом свой записать:
«...я самок этих зрел, я видел этих бестий...
Ведь женщинами их я не могу назвать...»****

***

*В 1848 году Дюма-сын написал роман «Дама с камелиями», впоследствии переделанный им в драму. Прообразом героини Марии Готье послужила известная куртизанка Мари Дюплесси, недолгое время бывшая любовницей Дюма и умершая  в 23 года от туберкулёза.

**Курбе Гюстав — великий французский художник-реалист, участник Парижской Коммуны.
Приводятся подлинные слова Дюма о Курбе, сказанные по поводу написания им картины «Купальщицы», шокировавшей  привилегированную
публику.
***«Кровавая неделя» (21-28 мая 1871 года) — Время начиная с вступления версальцев в Париж и до падения последних баррикад коммунаров, время наиболее интенсивных
расстрелов (которые продолжались и в июне, и только из-за боязни эпидемий и заражения были приостановлены) Всего расстреляно более 20 тысяч человек.

****Подлинные слова Дюма-сына. Возможно немного иначе переданные, но смысл и звучание их были именно такими.

*


Рецензии
Здравствуйте, Дмитрий! Замечательно информативно, безукоризненно поэтически! Не только погружаешься в атмосферу того времени, но и узнаёшь немало о жизни «удивительного сына» – «гениального отца»!
«Вполне достойный сын великого отца...»!
Поверите, когда прочёл в первый раз Ваше стихотворение, начал с энтузиазмом перечитывать биографию Дюма-сына, вспоминать, а что-то и узнавать. Если Дюма-отец известен практически каждому (мало того – немного найдётся таких, кто бы не читал его романов), то сын его известен у нас, разве что, по «Даме с камелиями». Много лет назад была даже хорошая экранизация этого романа.
И ведь он действительно весьма похож на Александра Сергеевича (что объяснимо, учитывая и его родословную)!
Вот просто замечательно, Дмитрий! Мой восторг!
И добрые пожелания, безусловно.))

Аристарх Басаргин   24.11.2023 17:45     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Аристарх, за добрые слова в мой адрес...Вы сказали про экранизацию, а я вот даже не знал о ней...Что до Дюма-филя то я отношусь к нему всё же отрицательно, сама его фраза об убитых коммунарках свидетельствует много о нём...Собственно почти вся литературная Франция ополчилась в те дни против Коммуны, насколько я читал...Разве что Верлен( он работал в почтовом ведомстве при Коммуне и затем какое-то время скрывался от версальцев) , да совсем юный Рембо симпатизировали коммунарам...Все виднейшие литературные мэтры Франции были единодушны в своём неприятии Коммуны и были целиком на стороне Тьера и версальцев....Подобно тому, как все российские литературные мэтры , написавшие в 1993г известное "Письмо 42-х" Ельцину... Всего самого доброго Вам и удачи во всём!

Дмитрий Писарев-Акимов   25.11.2023 16:28   Заявить о нарушении