Дата нового года

Авторы:



Татьяна Мершукова (Т.М.) http://www.stihi.ru/avtor/leva708
Михаил Азнауров (М.А.)
Валентина Захарова (В.З.) http://www.stihi.ru/avtor/serenada6
Валентина Гайдук (В.Г.) http://www.stihi.ru/avtor/vgayduk
Надежда Ямщикова (Н.Я.) http://www.stihi.ru/avtor/yamshikova1959



(Т.М.) Опять ликует весь народ,
Встречая миром Новый Год.
Опять подарки, суета
Синдромом пьяным маята.

Но только людям невдомек,
Что есть истории урок-
Он Новолетием зовется,
И родословная ведется
с начала Сотворенья Мира.
Вот где могущество и сила!

В тот год славяне победили
Страну Дракона-Аримиею
И заключили мир с Китаем
Теперь мы это точно знаем.

От нас упорно все скрывали,
Но мы победу одержали,
Над всем невежеством своим
Что знать, мы сами все решим.

Пора б уже нам всем проснуться,
К своим истокам прикоснуться.
Уроки предков изучить,
И дальше думать, как нам жить..

Должна Россия возродиться,
И сердцем к Богу обратиться.
Познай себя ты, Человек!
А то проспишь ты всё вовек.

Люди привыкли праздновать Новый Год 1 января, тем не менее по славянскому календарю Новый Год отмечался отнюдь не первого января. Наши предки приурочивали наступление нового календарного цикла к куда более важным для их жизни и работы дням. Самым близким по времени празднования и по культурным традициям к современному Новому Году торжеством была Коляда. Коляда приходился на день зимнего солнцестояния — самый короткий солнечный день в году. Тем не менее большинство современных историков, основываясь на различных старорусских календарях, уверено, что никакой связи именно с Новым Годом для наших предков день Коляды не имел. Более всего сохранилось в памяти людей празднование Нового года в сентябре — православная церковь лишь относительно недавно перенесла начало года к официально принятым принципам летосчисления. Новый Год у славян, ставших христианами, не праздновался, но его дата устанавливалась на первое сентября. Различные археологи и
культурологи отмечают крайне близкое соответствие христианских праздников языческим аналогам. Поэтому они предполагают, что празднование Нового Года до прихода христианства также приходилось на сентябрь. Наиболее подходящей датой, по общему мнению, следует считать 21-22 сентября. Именно в этот день происходит осеннее равноденствие.




(М.А.) Пришлось не просто, календарю:
И, на поклон идти к царю,
И, перед церковью склониться,
Чтобы в народе сохраниться.

Меняли его как желали.
Всё ради точности? Едва ли!
А как народ, а как приметы?
Царям и церкви, зачем это?

Вот церковь, властно заявила:
В сентябре одном лишь, года сила.
И, на писание священное ссылаясь,
Года нового дату, утверждает.

В день *Симеона, праздник сей.
Властей церковных то решенье.
Народу принять без сомнений
И, праздновать года приход!

После Крещения Руси (988 год) появилось, новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Реформа календаря проводилась без учета трудовой жизни народа, без связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.  Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен в народе под именем Семена Летопроводца.  1 сентября считался  днем окончания лета, и началом нового года. Помимо того, он считался днем собора оброков, податей и личных судов.



(В.З.) А душа, как говориться, хочет
праздника, резвиться.
Но это правило для тех, кто не
считает, что есть грех.

Их бесчестью все равно, в какой
день “есть, пить вино”.
Да, светским праздник Петр нарек
традиции все же сберег.

Сам царь сторонник был притом
Гулянию пред Рождеством.
На Красной площади, на главной
После молебна православных.

Фейерверк громадный был.
(Это кто видел, говорил).
Согласно чину, роду, знати.
В доме это, или в хате.

Наряжались все строения.
И с учетом настроенья.
Ветви приносили в дом.
(Разрешалось си царем).

В меру, скромно, возлиянья.
Тоже каждого желанье.
Люд православный меру знал.
Петров закон не преступал.

До Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, но по старому юлианскому календарю (что соответствовало 14 числу по началу года). Петр постановил отмечать Новый год с 1 января – на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки – дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино. После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще.

 

(В.Г.) О, сколько путаниц в обрядах и религиях,
Так заплутал наш мир в календарях,
Не разобраться в святочных энергиях,
Свой новый год начнём опять с нуля...

Сбивает с мыслей смех и беготня,
Уносит радость, суета в подарках
И невдомек, что некому пенять,
Наш новый год не станет перестарком!

Несёт всех дальше исчислений ход,
От нас самих так мало здесь зависит,
Феноменален просто свет-развод,
Уж слишком много в жизни всяких чисел!

Так зная много, видим ясно - мало,
Глядим вперёд, шагаем вновь...назад,
Рождением Христа день декабря назвала
История религии, - духовный самосад...

И плюс и минус...нет им пересчёта,
Мы вновь надеемся на свой счастливый год,
Свет торжества, не будет дням просчёта,
В людских сердцах творится переход!

Со всей решимостью царь Пётр I меняет летоисчисление и с того времени оно идёт уже от Рождества Христова. Но достаточно долго, наряду с новым, продолжало существовать старое летоисчисление. В 1699 году был выпущен Указ, разрешающий подобное сосуществование.
После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года была произведена реформа календаря, с целью согласования даты начала Нового года в стране с датами большинства европейских стран. В 1918 году 24 января Советом Народных комиссаров был принят "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря".
В результате, весь мир совершенно не понимает нашего феномена Старый Новый Год! Разница между старым и новым стилем в прошлом веке стала составлять - плюс 13 дней. День 1 января «перешел» в 14 января... Наша современная ночь с 13 на 14 января до революции была новогодней ночью. И если мы отмечаем Старый Новый Год, то прикасаемся к истории и отдаём дань времени.
Удивительно то, что Православная Церковь всё ещё живёт по старому, юлианскому летоисчислению. Но главное не в этом, а в том, что мы с нетерпением и надеждой ожидаем приход нового года. Для нас важно, чтобы он принёс новое и полезное для всех нас и подарил ожидаемое каждой семье! Пусть всё самое доброе и светлое поселится в наших сердцах....


(Н.Я.) В дохристианский период,
Праздновали Новый год.
Зимнее солнцестояние,
Индоевропейский народ.

В языческой, древней Руси,
Неразрешённым вопросом.
Летоисчисление чисел хранит,
Разноплановых дат, опросом.

Следы дохристианских праздников,
Языческий год, древних славян.
Разного рода, привратников,
Неизбежной судьбой, вершить участь мирян.

День зимнего солнцестояния,
Народный праздник Святые вечера.
умирание, рождение, миросозерцание,
Где на смену солнцу пришла луна.

Рождение мира, момент временной смерти,
Праздник Новый год, всегда катаклизм.
Мысль о светопреставлении в круговерти,
В христианском Армагеддоне эгоцинизм.

Начало празднования Нового года следует искать в глубокой древности. Все языческие народы, ознаменовывали его разными богослужебными обрядами, торжественными приношениями и забавами. Египтяне праздновали воскрешение Озириса или Новый год. Греки и римляне ознаменовывали радостными и всенародными играми. Не было народа, который не встречал бы Новый год, особенным праздником. Пляска и пиршества, следовали за таинственными обрядами. Не только народ, но и жрецы надевали на себя маски с изображениями различных Богов, ходили по городу, пели и танцевали под музыку. Греки, любившие веселость и удовольствия, переряжались и бегали толпами по домам, где их угощали, и все веселились. Женщины, более изобретательные в удовольствиях, наряжались в мужские платья, или, собравшись на званые вечера, занимались гаданием и пением песен. Римляне встречали новый год с торжественною важностью: консулы и патриции, приходили в пышных одеждах в храм для принесения жертв. Первосвященник молил богов о ниспослании на народ новых милостей, и об отвращении от него всяких бедствий.


Рецензии
Тема серьезная поднята, спасибо всем соавторам!!!

Татьяна Мершукова   17.12.2019 20:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.