Что скрыто в Имени Твоём...

«ЧТО  СКРЫТО  В  ИМЕНИ  ТВОЁМ?» - спросил известный  автор…

А знаете ли вы, о чем может рассказать ваше имя? Пусть даже —  это псевдоним…
Поскольку мы знаем из древних текстов, что  мир был сотворен через слово,  то именно «СЛОВО»  и определяет дальнейшую судьбу объекта, как творения божьего. Очевидно, что это же касается и имени.
Сила слова  или  имени удивительным образом  организует и структурирует энергию, которая представляет собой данный объект. Энергия собирается в именно в ту структуру, которую несет в себе «слово», на нее направленное.
«Как вы яхту назовёте  — так она и поплывёт!» - спел известный персонаж…
Поэтому слово или  имя — это по сути «инструмент»  для  структурирования энергии пространства  и дальнейшего его пути. И эти параметры абсолютно не изменились с древности….

Касаясь темы древности и имён, моему удивлению не было предела, когда я однажды для себя  открыла родоначальников своего творческого псевдонима, а именно – моей фамилии  ПТАХ.
Для начала я вспомнила тот момент, когда этот творческий псевдоним ко мне пришёл, поскольку он меня привлек  тогда лишь своим смысловым соответствием с моей настоящей фамилией, указывающей на птичий вид. А потом я проанализировала всё, что произошло со мной с того момента ( в период около трех лет), как этот псевдоним у меня появился. И эти изменения в моей жизни оказались грандиозными!!!
Ну, собственно, как и родоначальники этого имени…
Моя жизнь в тот год вдруг сделала резкий вираж, под влиянием которого после 20-ти летнего перерыва я вернулась в  литературное творчество, которым немного увлекалась в юности, и написала много новых более зрелых стихов и песен, а так же свою автобиографическую книгу. Во мне вдруг без всяких тренировок раскрылся сильный свободный и уникальный голос, сменив мой прежний тихий голосок. А мои слегка волнистые волосы вдруг превратились в мелкие кудряшки и по всей нашей родовой структуре поменялись резус и группа крови.
Но самое невероятное то, что в этом всём мною был пережит феноменальный опыт духовного пробуждения и внутренней трансформации, в результате которого я стала глубоко осознавать смысл своей жизни и жизненное предназначение.
Надо отметить, что именно эти произошедшие  изменения и натолкнули  меня на видение скрытого смысла моего псевдонима, когда  в 2012 году я случайно открыла для себя на ту древность, из которой он исходил...

ДРЕВНЕЕ  ИМЯ  ПТАХ
Имя «Птах» дошло до нас с глубокой древности, со времен  ДРЕВНЕГО ЕГИПЕТСКОГО  Царства и имеет отношение к династии древних богов и царей. Это 4-5 тыс. до нашей эры.
 Мне удалось найти  удивительную  лекцию  авторитетнейшего специалиста в этой области, профессора, религиоведа, политолога,  доктора исторических наук – АНДРЕЯ  БОРИСОВИЧА  ЗУБОВА. И вот что он рассказал.
Оказалось, что  имя ПТАХ — это по сути древний «бренд», которым называли и добавляли как приставку к очень многим тогдашним именам.
В личных именах имя Птах употребляется с первых времен возникновения письменности Египта. Нам известно порядка полусотни имен древнего царства Египта с именем Птах. Например – МЕРИПТАХ, СЕХЕМАНПТАХ, ПТАХОТЕП. Кстати, ПТАХОТЕП  был одним из величайших мудрецов Древнего Египта.

С другой стороны с именем Птах связана новая столица единого Египта, которая была воздвигнута царем МЕНЕСОМ (Мен Нефер (mn nfr) – несокрушимый и расцветающий), царем Мины, на месте уже существующего скромного древнего Храма Бога Птаха. Царь Менес был человеком просвещенным  и  религиозным,  поэтому для восстановления страны и создания единой державы  после периода разрухи и хаоса, он выбирает точку на карте, где пересекаются Верхний и Нижний Египет и почитается имя Бога Птаха. Причину этого выбора мы сможем понять, если рассмотрим все аспекты  Птаха, и  только тогда нам станет понятно, что это отнюдь не случайность, как считают некоторые исследователи.
Эта  новая столица Египта так и называлась ХЕТКАПТАХ — палата Духа Птаха. И от этого имени «ХЕТКАПТАХ» произошло греческое слово ЕГИПТУС.
По мнению А.Б.Зубова, этимология, т.е. истинное значение слова «Птах» - утеряны. Однако по версии Элизабет Хейч, духовного практика, написавшую автобиографическую книгу о древнем Египте "Посвящение", ПТАХ - это древнеегипетское слово БОГ.

Есть языки, такие, например,  как украинский, которые сохранили это слово в своем лексиконе до сих пор. И его значение переводится,  как  — ПТИЦА. Не потому ли птица издревле считалась символом свободного духа или души, в том числе и у древних Египтян? Очевидно, что корни украинского языка уходят в глубокую древность и выносят, как память, на поверхность целую обойму   древнеегипетских слов, которые  не являются  общеупотребительными в других языках.

ПТАХ – ЭТО БОГ В СЕБЕ

Бесспорно, самым известным и распространенным носителем этого имени был сам Бог-Творец ПТАХ, который под своей эгидой создал первых Богов. Он относится к наиболее древним богам,  был главнейшим из них, и как уже было сказано выше, максимально почитался в новой столице Египта — Мемфисе.
Благодаря древним текстам до нас дошли сведения, что  в древнем Египте в первую очередь Он был покровителем мастеров и ремесленников, всех мастеровых людей  и слыл Богом божественного проведения.
Главный жрец  Мемфиского храма Птаха имел титул Ур Хиреп Химут – это великий управитель ремесел. Одним из эпитетов царя Тутанхамона в его гробнице был эпитет – умелый словно Птах.

Одно из самых ранних упоминаний Птаха – это упоминание о нем  в
 «Текстах Саркофагов». В этих текстах Он назван одним странным эпитетом — РЕСЕР ДЖЕНЕФ (перев. «Тот, кто за южной стеной»). Его храм был построен действительно за южной стеной города, но здесь есть еще и другой смысл. «…За южной стеной» – это лицо, обращенное к вечности, находящее за пределами  сотворенного  бытия.

«Тот, кто за южной стеной» — именно это и является главной  загадкой и главным  эпитетом  Бога Птаха.
Египтяне полагали, что одно дело – Бог Творец, но другое – это БОГ В СЕБЕ. Творец – это явление Бога уже в наш мир  со своими творческими потенциями. Но Бог, который находится и по ту сторону, не доступный нам вовсе, он абсолютно недоступный, и поэтому  находится за этой южной стеной. Он отделен от нашего понимания какого-то бы ни было. И это один из самых главных  и великих эпитетов Птаха — БОГ В СЕБЕ.
В «ТЕКСТАХ  САРКОФАГОВ» —  мы так и читаем:
«Я  — Тот, кто к югу от Моей стены, Повелитель Богов, Царь Небесный, Творец Душ, Правитель обеих Земель (земли и неба), Творец Душ, дарующий душам (имеется ввиду Суть, сущность человека) венцы существенности и бытие. Я Творец душ и жизнь их в руке моей. Когда я желаю – я творю и живут они, ибо Я – творящее Слово(Ху), которое на устах моих и премудрость сия, которая в теле моем. Слава Моя во Мне пребывает     ( досл. - достоинство мое в руках моих). Я – Господь!»
Эти слова Птах говорит о Себе. Он Творец душ и Он творец Мира. И в то же время – он находится к югу от своей стены. Он за пределами  человеческими, он не доступен.

МЕМФИССКИЙ  ПАМЯТНИК — КАМЕНЬ ШАБАХА

Для того, чтобы понять творческое начало Птаха, как Творца, находящегося вне своего творения, можно прочесть первые строчки одного из самых замечательных и самых таинственных текстов, которые имеются в Египте. Этот текст был открыт в конце ХIХ и опубликован в первые годы ХХ века, так называемый – «Мемфисский Памятник» или он еще имеет название – «Камень Шабаха».
Шабаха —  это эфиопский царь, негр, 25-й династии. Как рассказывается в преамбуле к тексту,  этот текст был списан с более ранних источников, и «Царь Шабаха нашел этот текст на изъеденных червями кожаных списках и повелел начертать на черном базальте навсегда, чтобы он был вечен.» Камню этому не очень повезло. Но он очень твердый. И уже во время арабского завоевания этот твердый камень видимо из разрушенного храма был изъят и применен как нижний жернов для мельницы. И много столетий над ним вращался нижний камень, и между ними перетиралось зерно. А в середине камня было просверлено отверстие для шеста. Поэтому отдельные части этого камня, которые ближе к отверстию, оказались абсолютно истертыми. А те, которые по краям – хорошо сохранились. Поэтому в тексте есть потери.
Этот «КАМЕНЬ  ШАБАХА» был найден французами, наполеоновской экспедицией, увезен во Францию, а затем  вместе со всеми Египетскими коллекциями Наполеона он был конфискован после поражения Наполеона, и после Венского конгресса  англичане, знавшие цену этой коллекции, ее всю увезли в Лондон.
Сейчас «КАМЕНЬ  ШАБАХА»  – это одно из украшений коллекции Британского музея.

«Мемфисский Памятник» исследовал английский ученый, археолог и историк,  Джеймс Генри Брестед, написавший в 1905 году свое главное сочинение «История Египта от древнейших времён до персидского завоевания», который  перевел «Мемфисский памятник»  и впервые опубликовал отчет где-то в 1901 или в 1902 году.  Он подтвердил, что в «Мемфисском Памятнике» прямо и ясно сказано, —  мир творится божественным словом. Мир сотворен  — логосом (египетское слово – Ху – повелевающее слово).
Мнение Джеймса Брестеда и ряда других исследователей о том, что  — это текст Древнего Царства Египта, скорее всего, верно, поскольку, хотя в него и вошли элементы новой грамматики, это лишь говорит о том, что данный текст был многократно переписан с ранних  источников. То есть по факту – это очень древний текст. Он обнажает глубочайшее древнейшее религиозное знание, которое было в мире.
Вот фрагмент этого текста, который позволяет понять, что же такое Птах:
"Боги, которые возбытийствовали в Птахе:
ПТАХ НА ВЕЛИКОМ ПРЕСТОЛЕ, который родил Богов;
ПТАХНУН (Бездна Инобытия) - отец АТУМА, который родил Богов;
ПТАХНУНЭТ - мать Богов, родившая АТУМА;
ПТАХ ВЕЛИКИЙ - Сердце и Язык Богов;
НЕФЕРТУМ (Благая Полнота);
НЭНОСУ РА (Тот, кто даёт жизнь) - Каждодневная".

То есть, Он родил Богов и он дает каждодневную полноту жизни через РА и посредством РА.
«Создался Сердцем, создался языком образ Атума, ибо единственный Великий есть ПТАХ, своим Сердцем и своим Языком даровавший жизнь всем этим Богам и их Сутям (КАУ). Сердце Его – ГОР, — явление ПТАХА. Язык Его – ТХОТ, — явление ПТАХА».( ТХОТ — ибисоголовое существо – создатель литературы, письменности. Он читает книгу умерших в инобытие.)
То есть ГОР и ТХОТ являются Сердцем и языком ПТАХА. Не какими-то отдельными Богами, а лишь членами Его тела, но имеющие свое свободно автономное бытие по законам духовного мира.
«Ведь известно, что повелевают Сердце и Язык всеми членами, пребывая во всяком теле, пребывая во всяких устах, всех Богов, все людей, всех животных, всех ползающих тварей, у всего, что имеет жизнь, замышляя то, что они желают, объявляя то, что они желают.»
То есть – в Сердце – замышляется, языком – объявляется. Вот так же и мир сотворен. Для человека важно, что он творит Сердцем и Языком. Он в сердце замышляет и слово произносит. И этим творит.

Сердце – это источник Воли. В нем замышляется не столько образ, эйдос, сколько размышляется нравственный аспект, размышляется – хорошо или плохо, надо или не надо, быть или не быть. То есть Сердце – это сосредоточение воли и нравственное судилище любого существа.
А произносится – языком, что означает  —  человек может языком повелеть, объяснить, передать любую идею кому угодно, подчиненному, другу, сыну, жене т.д. То есть  — язык творит на самом деле. Ведь царь сам по себе не строит плотин и крепостей. Он – повелевает и потому они строятся. Следовательно слово – творит. И здесь впервые показан образ творящего слова. Но слово творит не само по себе.
То есть в евангелие сказано – «Вначале было слово и слово было у Бога, и слово было Бог». То есть, — оно было в Его Сердце. То есть, — слово возникает в этом сосредоточении всего,  в этом волевом центре. И вот этот волевой центр и есть ГОР – Вышний. То есть Сердце Птаха – это ГОР. А язык – это ТХОТ. Эти оба персонажа – это Сердце и Язык Творца.

 БОГ  ПТАХ – СОЗДАТЕЛЬ  И  МАСТЕР

Идея Птаха состоит в том, что он Создатель и Мастер. То есть, человек происходит из природы Бога, сын Ра, и он вместе с тем – он создание Птаха. То есть он одновременно и «творение» и «дитя». А это —  разные вещи. Дитя имеет ту же природу, что и отец. А творение имеет другую природу, нежели творец. Эти две категории имен Птаха и Ра – показывают  две категории человека. И для этого они важны.
Первая категория в Атуме Ра – это категория сыновства и отцовства, единства природы. А у Птаха – это различие природы. Но единство, возникающее между изделием и мастером.
Это является соединением несоединимого.

В Египте распространенное имя  Птаха  — ПТАХТАТЭНЭН. «Та» – это сотворенная земля, почва. Поскольку в Египте есть еще другое понимание земли – земля как твердь. То есть ТАТЭНЭН  переводится как поднимающаяся земля. То есть Он – Создатель этого мира. И Создатель находится всегда за пределами своего создания. Это обязательное условие. Например, мы создатели наших детей, но мы находимся за их пределами. Я пишу книгу – я ее создатель, но я нахожусь за ее пределами, поскольку бесконечно больше этой книги.
 В Христианстве это описывается в словах в начале книги бытия о том, что
— «создал Бог человека из персти земной и вдунув в него дыхание жизни и стал человек душою живою»,
а в другом месте:
— «сотворим Бога по образу нашему и по подобию нашему».
Здесь речь идет абсолютно о двух несовместимых вещах, соединяющихся в каждом из нас, и мы часто не отдаем себе в этом отчета. Это божественная природа – сотворение по образу и подобию нашему, дыхание жизни, и сотворенной природы, которую Бог взял как поднимающуюся землю, ПТАХТАТЭНЭН, и из нее творит человека. То есть в человеке эти две природы, божественная и тварная, в  каждом – соприсутствуют.
То есть имя Птах как раз и фиксирует внимание на этой тварной природе человека, что Творцом Тварной природы является Птах.
Поэтому Птах – это по определению – умелый в ремеслах, умелый ремесленник.

В одном из интересных текстов – Берлинском Папирусе, молитвенном тексте нового царства к Птаху обращаются следующие слова:
« Ты создатель всех Богов,  людей и животных,(существительное «Ниби» – создатель, в Египеском языке означает литейщик металла, сталевар),
Ты Создатель всей земли и берегов, морей и океана» ( здесь создатель – это «Ири», от глагольного  существительного – видеть, т.е. создание  через видение).
Для человека еще до письменной культуры создание глазом было столь же мощным образом, как позднее – создание словом. Поскольку художник древний видел глазом и рисовал. И этот образ на стене создал в первую очередь – человеческий глаз. А рука с кисточкой – служебный орган, как и язык. А создает глаз, как творящий образ распространен очень широко во многих культурах, в том числе и в греческой, где слово и идея восходят в конечном счете к глаголу видеть.
«Ибо имя твое – Устроитель Земли, ХЕММУТА (Хемму – скульптор, художник, Та – это земля). О, Ты, которого не ведает никто! Да будем молиться Ему, да восхвалим Его, да помолимся пред славным образом Его, призывая прекрасные имена Его! Впереди Тебя – Вечность, позади Тебя – Вечность, Бесконечность, ты объемлешь оба конца Вечности, нет конца бытию Твоему!»

Интересно то, что другие образы Богов изображались или смешанные животно-человеческие или чисто-животные. Это связано с жертвенными животными, что образ не должен быть антропоморфным. Но для образа Птаха всегда делалось исключение. Птах всегда изображался в виде человека. При чем, не просто в виде человека – но в виде жреца, с обритой головой, с посохом Уаш (процветания) в руке. Поскольку внешняя оболочка человека, как мы его воспринимаем, как физическое тело, это тоже творение Птаха. Птах творит все тела.
То, что в нас одно с Богом – не изобразимо и не воспринимаемо визуально, это духовная Сущность. А то, что в нас изобразимо и воспринимаемо, это сотворенная природа, наше тело, наш облик. И поэтому тот, кто сотворил этот наш облик, он и изображается в этом облике. Это очень важная иконографическая форма, когда неизобразимый Творец изображается изображением той твари, которую он создал. Поэтому скульптура жреца с посохом обычно является изображением Птаха.

 БОГ  ПТАХ — УСТРОИТЕЛЬ  ЦАРСТВА

Бог Птах так же по египетским представлениям – создатель Царства. Царственность как форма организации жизни – это такое же творение Птаха, как и земля, как и человек, как все материальные сущности. Поэтому в новом царстве царь венчался всегда в Мемфисе именно в храме Птаха. Судя по всему, это происходило и раньше, когда были тому политические возможности.

И одним из титулов Птаха, который нам известен только с периода Нового Царства, но который возможно был и раньше, это ХОРСЕТУРЕТ ( царящий над троном великим). То есть над седалищем царской власти царит Птах. Таково великое значение Птаха.
Именно поэтому царь  Мина, когда решил восстановить распавшуюся страну, которая видимо тонула в безбожии и мятеже, основывает столицу именно там, где почитается Бог как Творец космоса, Творец гармоничного мира Бытия, потому что, почтив этот образ, он надеялся гармонизировать и реально гармонизировал этот мир.
Подобно тому, как Пресвятой Сергий велел строить храм Святой Троицы, поскольку именно троичное отношение в Боге это идеал для христианских отношений социальных. И он хотел гармонизировать распавшуюся в татарскую смуту Русскую землю и сделать ее опять гармоничной, духовной, единой, здоровой, точно так же и  царь Мина строит Храм Птаха там, где почитается Создатель космоса, Создатель целостности.
Поэтому о Птахе так мало говорили в заупокойных текстах. Так как он по ту сторону…, а для умершего важен не момент творца, а момент родства, не то, что он создан Богом, а то, что он имеет божественную природу. Поэтому в заупокойных текстах о Птахе не говорилось. А в именах личных – говорилось, потому что человек как личность, как индивидуальность, он сотворен, конечно же, великим Мастером, сотворен демиургом. Поэтому, для Птаха лучшее слово в нашем этимологическом языке – это демиург, Творец всего, творец миров. ВАНТАКРАТА – творец и  держатель Всего.
А уже в новом царстве эта планка несколько снижается к человеческой любви. Птах становится объектом восторга. И по мере того, как человек всё больше любит этот сотворенный им мир, он всё больше и больше любит Бога в его лике, в Его роли создателя сотворенного  мира. И поэтому к Птаху уже обращена масса лирических личных гимнов.
Гимн нового царства: « О, Птах! Мое сердце полно тобой! Мое сердце украшено любовью к тебе, как болотная топь  цветущими лотосами! Заделал я дом свой преддверием храма твоего!»
То есть человек свой дом, свою жизнь, свое материальное бытие делает преддверием того, кто за южной стеной.

Основные  представленные  в статье материалы   взяты  из видео лекции профессора  и религиоведа  А. Б. Зубова «Имя Божества в древнем Египте (А.Б.Зубов)»
https://youtu.be/Gub6lK2sfRM


Рецензии