Величайший мастер эпохи Муромати... Сэссю Тойо Ода

Картина: "Зима". Национальный музей, Токио.


Во время периода Муромати (1338-1573) японская культура претерпела глубокие изменения. Клан Асикага установил контроль над сёгунатом и вернул его местопребывание в Киото (район Муромати). Возвращение правительства в столицу положило конец популяризации веяний Камакуры, придав культуре более аристократический и элитарный дух.

Среди наиболее значимых художников периода Муромати выделяют монахов-живописцев Сюбуна и Сэссю. Сюбун, монах киотского храма Сёкоку-дзи, создал картину Читая в бамбуковой роще (1446) — реалистичный пейзаж, чарующий глубиной своего пространства. Сэссю, в отличие от большинства художников периода, имел возможность пройти обучение живописи непосредственно в Китае. Пейзаж четерёх времён года (Сансуй Тёкан, ок. 1486) — одно из самых знаменитых его творений, представляющее собой неприрывное изображение одного ландшафта во время разных времён года.

Сэссю, или Сессю (1420-1506) – дзенский художник периода Муромати, один из величайших мастеров монохромной живописи тушью, известной как суйбокуга.

С именем японского художника Тойо Ода, больше известного под псевдонимом
Сэссю, связан высокий расцвет живописи во второй половине XV века. Самый
известный и высоко почитаемый в Японии мастер пейзажа, Тойо Ода сыграл вы-
дающуюся роль в истории всей Японской культуры, становлении её самобытности.

До нас дошло значительное число работ, имеющих подпись художника. Большинство
из них пейзажи, исполненные чёрной тушью. Кроме того, в 1479 году, он написал портрет знатного чиновника Масуда. Но главная заслуга Тойо Ода - перенесение
на японскую почву сложившейся в Китае системы монохромного пейзажа, полного
философского смысла и высокой духовности.

В своей эволюции японская живопись первой половины XV века постепенно под-
ходила к решению тех задач, которые в течение нескольких веков были в центре
внимания многих поколений китайских художников.

В юные годы Тойо Ода изучал и копировал произведения выдающихся китайских ху-
должников, во множестве проводившихся с континента наряду с книгами и рукопи-
сями. В 1468 году он уехал в Китай, пробыв там более года. Там были исполнены
самые ранние из известных его работ - "Пейзажи четырёх времён года", близкие
по стилю современной им китайской живописи. Художник добивался в них в первую
очередь лёгкости и естественности работы кистью, свободы композиции как зало-
га совершенства выражения образа природы.

В многовековой практике и эстетической теории Китая было детально разработано
построение монохромного пейзажа, передающего все основные  типологические
образы природы: горы, долины с реками и озёрами, деревья и её состояния в
зависимости от сезона, времени суток, погоды. Для изображения каждого конкрет-
ного мотива, например: горных пиков в тумане или могучего дерева на скале,
существовал совершенно определённый, имеющий свою классификацию набор приёмов,
которым необходимо было овладеть как "азбукой живописи". Художник не должен
был задумываться над тем, как именно передать мотив осеннего пасмурного дня,-
существовали  канонические элементы композиции, отработанные и проверенные
мастерами прошлого. Их надо было усвоить, знать, свободно ими владеть как
знаками, иероглифами, но для сообщения не письменного, а изобразительного.
Соответственно и зритель "читал картину, зная состав и смысл всех её ком-
понентов, законы их взаимодействия в композиции.

Художественная система китайского монохромного пейзажа не могла быть подвергнута существенным преобразованиям. Тойо Ода и не стремился к этому.
Он воспринял её целиком и использовался её языком  как наиболее подходящим
для выражения тех идей, которыми было воодушевлением его искусство. При этом
творческая личность художника проявлялась в индивидуальности почерка, эмоцио-
нальной выразительности линии как главного средства передачи объёма и
пространства, движения и покоя.

Сэссю (Тойо) Ода уже при жизни называли величайшим японским художником своего времени, и этот вердикт был подтвержден более поздними поколениями художников. Многие из них подражали его стилю или находились под влиянием его творчества еще в XIX веке. Несколько художников даже использовали его имя; среди них был великий мастер 16-го века Хасэгава Тохаку, который гордо именовал себя «Сэссю пятого поколения». Целая школа японской живописи, школа Ункоку, посвятила себя продолжению его художественного наследия.

В "Длинном свитке пейзажей" 1486 года, хоть и исполнении под впечатлением от творчества китайского художника XIII века  Ся Гуя, складывается собственная манера художника. "Длинный свиток пейзажей", разворачивающихся на полосе
почти 17 метров длины, - это философская поэма, где выражено мировозрение
художника, видение мира и отношение к нему. Начинаясь с весенних пейзажей, картина изображает затем пейзажи летние, осенние, зимние.

Передавая весь цикл жизни природы в его постоянной повторимости, художник
выражает представление о жизни как потоке бытия, о природе как божественной
вселенной, ритм которой воссоздается им в ритме картины. В смене мотивов
свитка слышится речь мудреца, которому открылись тайны бытия, и он может
поведать о них кистью и тушью.

Ещё более характерен и индивидуален почерк художника в пейзаже "Зима", где
условная линия используется не только для того, чтобы воссоздать силуэты и
объёмы, но ритмически организовать плоскость картины. В пейзаже "Зима" самое
главное - чувство застывшей скованности, холода и неподвижности как общего
состояния природы. Художник передаёт это сбалансированность композиции,
спокойной уравновешенностью тёмного и светлого, тяжёлого и лёгкого в гораздо
большей степени, чем сюжетной определённостью в передаче изображенного мотива.

В конце жизни, около 1506 года, Тойо Ода исполнил пейзажный свиток "Ама-но-
Хасидатэ" с видом прославленной своей красотой местности на берегу Японского моря. Сама по себе задача передать не отвлечённый образ природы вообще, а
подлинный ландшафт своей страны была достаточно смелой для средневекового
художника. Условная система монохромного пейзажа с её законами построения
и передачи на плоскости глубины и пространственности применяется Тойо Ода как
метод осознания возвышенной красоты и величия пейзажа реального.

Значение творчества Тойо Ода для японской живописи трудно переоценить. Он
принёс в искусство высокую духовность замысла, ощущение природы как грандиозного всеобъемлющего мира, органичной частью которого был и человек.
Артистизм его живописи был ценен и важен не только сам по себе, но как выра-
жение определённого миропонимания. В его образе мира главным качеством была
целостность, единство, без сознания которого невозможно было и более конкрет-
нос отношение к природе, переживание её реальной красоты. Тойо Ода сделал
для японской живописи естественным и органичным метод работы чёрной тушью, а
это существенно расширило её выразительные возможности. Высока его культура
работы кистью, когда внутренняя содержательности образа целиком зависит от
того, как именно положено пятно туши и проведена линия, отделяющая предмет
от окружающего пространства и одновременно означающая их связанность и единство. Без этого было бы невозможно не только развитие в следующем столетии
так называемой школы Кано, но и расцвет декоративной живописи XVII - XVIII
веков, а так же искусства гравюры в XVIII - XIX веках.

В 1956 году Всемирный Совет Мира на проходившей в столице Австрии сессии номинировал десять человек, которые внесли наибольший вклад в мировую культуру, и почтил их память. Сэссю (Тойо) Ода был среди этих десяти деятелей культуры вместе с Леонардо да Винчи.


      
                @


Рецензии
Алексей, спасибо ! Очень интересно и
содержательно!
Удачи! С теплом

Роза Горбачёва 2   10.12.2019 16:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Роза, за отклик! С благодарностью, Алексей!

Алексей Гончаров2   10.12.2019 16:05   Заявить о нарушении