Исторические справки к материалу Сарона часть 1

                ИЕРУСАЛИМ
               
    Иерусалим - Город Давида  -  (иврит — Ир Давид)

  Старейший населённый район Иерусалима находится на месте древнего города периода иевусеев (называвших его Йевус), а также периода Первого и Второго Иерусалимских храмов.

  Уже в Бронзовом веке был обнесённым стенами городом. Согласно традиции, является тем местом, на котором царь Давид построил свой дворец и основал столицу.
   
  Древнейшая часть Иерусалима была заселена в 4 тысячелетии до н.э., что делает его одним из древнейших городов мира.

  За свою долгую историю, Иерусалим был как минимум дважды разрушен, 23 раза осаждён, 52 раза атакован и 44 раза завоёван либо вновь отвоёван.

  В разное время городом владели: Израильское* царство, Иудейское царство**, Вавилон, Персидская империя,  империя Александра Македонского, Египет Птолемеев, Сирия Селевкидов.
 
  Вслед за распадом Римской империи, Иерусалим отошёл к Византии.
 
  После Византии город принадлежал арабским халифатам, крестоносцам, государствам Айюбидов и мамлюков, Османской и затем Британской империям, Иордании и, наконец, Израилю.

  Единственное место на земном шаре, которое от самой глубокой древности освящено поклонением Единому Богу и на которое издревле с благоговением взирали верующие трех религий — иудаисты, христиане и мусульмане, находится в восточной части Иерусалима***.

  В конце ХI — начале Х вв. до Р. Х. Иерусалим стал столицей древнееврейского государства Израиль, а около 935 г. до Р. Х. — столицей Иудейского царства.
 
  К этому времени относится подъем строительства в городе, когда были возведены новые крепостные стены, дворцовые и культовые здания.

  Наиболее выдающимся из них был Храм, построенный в эпоху царей Давида и Соломона (конец  ХI в. — около 928 г. до Р. Х.).

  Большинство исследователей, следуя сообщению Библии, полагает, что Соломон построил Храм на горе Мориа, - на том месте, которое его отец Давид купил у Орны Иевусеянина (2 Цар 24:18,25; 1 Пар 21:18–30).
 
  Но Давиду не суждено было завершить возведение Храма. Он воздвиг на гумне Орны только алтарь Единому Богу и умер, завещав продолжение строительства сыну Соломону.

  Соломон начал строить Храм почти за 1000 лет до Р. Х.

  "И начал Соломон строить Дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая была указана Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид", — говорится об этом в Библии (2 Пар 3:1).

  Работы по строительству Храма длились 7 лет (3 Цар 6; 7; 2 Пар 3–4).

  В этот Храм был перенесен Ковчег Завета, - место, где находилось Святое Святых. Оно  было запретным для посещения, и лишь раз в год сюда имел доступ первосвященник.

  Впоследствии Иерусалим завоевывался, разрушался и вновь восстанавливался вавилонским царем Навуходоносором I; персидским царем Киром; египетским царем Птолемеем; римлянами.
 Судьбу города разделял и Храм Соломона.   По возвращении евреев из вавилонского плена в 524 году до Р. Х., Второй Храм восстанавливался в течение 19 лет и впоследствии неоднократно страдал от разрушений.

В 588 г. до Р. Х. он был разрушен Навуходоносором.

 После еврейского восстания во II веке до н. э. на некоторое время было восстановлено Иудейское Царство, но уже в 6 году н. э. на месте него была провозглашена римская провинция Иудея.
 
  В прежнем великолепии он был восстановлен при царе Ироде Великом
 (40 – 4 гг. до Р. Х.). Работы продолжались 46 лет.


   * - Израильское царство

   История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Разные источники датируют это событие 1067 - 1025 годами до н.э.
 Но Саул недолго был верным слугой Божим. Библия описывает его неповиновение.
 В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

  Период царствования Давида и Соломона (1012 - 928 годы) - золотой век Израильского царства. В 1012 году Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно вёл войны против внешних врагов. Также велось обширное строительство, в том числе, в Иерусалиме.

  Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне - и внутриполитические достижения Давида. Собственно, в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

  Смерть Соломона (928 год) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику.
  Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью ИеровоамаI, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северное (Израильское) царство, которое получило название ИЗРАИЛЬ со столицей сначала в Тирце, затем в Самарии. Его первым царем был оппозиционный режиму Соломона царь Иеровоам.
  Северное царство просуществовало свыше 200 лет, и было уничтожено Ассирией в 721 году до нашей эры.

   ** - Иудейское царство
 
  Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали Южное царство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.
 Оно просуществовало свыше 300 лет, и было уничтожено Вавилоном в 586 году до нашей эры.

  *** - восточная часть Иерусалима в наше время заселена арабами. 



                СТЕНА ПЛАЧА

       Разрушение иерусалимского Храма (70 г. по Р. Х.)      

   Пророчество Спасителя (Иисуса Христа) о разрушении Храма (Мф. 24:2;) сбылось вскоре после Его крестной смерти, а именно:

  В ходе ИУДЕЙСКОЙ ВОЙНЫ**** Иерусалим был разорен войсками римского императора Тита Флавия (41– 81 гг.).
 
  Храм Соломона в 70 г. также был разрушен, и к настоящему времени от него сохранилась только часть наружной ограды, то есть Стена Плача.

  Такое место, как место Храма Б - га, не могло быть забыто после разрушения ветхозаветного святилища.

  Известность этого места заставила римского императора Адриана (117 – 138 гг.) через 50 лет построить здесь из развалин Храма Ирода языческий храм Юпитера.
  Внутри этого храма Адриан распорядился поставить свою статую.

  В начале IV в. при императоре Константине Иерусалим стал христианским священным городом, и языческий храм Юпитера был разрушен.

  Но в 363 году при императоре Юлиане Отступнике евреям было разрешено начать восстановление Храма Соломона на его древнем месте. Указ Юлиана, разрешавший евреям сооружение Храма, был дан рабби Гиллелю.
 
  Но после того, как был открыт древний фундамент и на нем положены первые камни, сильное землетрясение сбросило их с места, а строители в страхе разбежались.

  По древним сказаниям, на юго - восточной части храмового двора лежал огромный камень, приготовленный для строительства, но по какой - то причине не вошедший в стену и в течение веков остававшийся “неключимым изгнанником из числа избранных”.
 
  Именно этот камень, говорит предание, имел в виду Спаситель в своих словах о камне, пренебреженном зиждущими (см. Мк 12:10).

  Католические писатели добавляли, что этот краеугольный камень имел в виду Спаситель и в обращении к апостолу Петру:

   "Ты - Петр, и на сем камне созижду церковь Мою" (см. Мф 16:18).
(Петр - в переводе "камень").

  В местных арабских сказаниях есть также упоминание о каком - то забытом камне, "вопиявшем к небу о мщении пренебрегшим им зиждителям".
 

  В юго - западной части территории, занимаемой некогда иерусалимским Храмом, находится ныне Стена Плача.
 
  Плач евреев у подножия разрушенного Храма Соломона начался еще с древних времен.
  Как сообщал в 333 году бордосский паломник, недалеко от разрушенного Храма находился "пробитый камень, к которому раз в год приходят иудеи, помазывают его, с воплем рыдают, разрывают свои одежды и затем удаляются".

  О разрешении иудеям посещать место бывшего Храма в день разрушения его Титом упоминает и блаженный Иероним.

  По его словам, когда Иерусалим уже был обращен в Элию Капитолину, евреи со всех концов мира собирались на свое древнее пепелище и ценой золота добивались позволения "плакать на развалинах храма".
 
  Этот обычай сохранялся в течение многих веков. Во времена крестоносцев христианские авторы часто упоминали о "месте плача евреев при Западной стене".
 
  Один из русских паломников так описывал во 2 - й половине ХIХ в. свое посещение Стены Плача:

  "Любопытно видеть как  здесь вечером, в пятницу, собираются толпы детей Израиля, закутанных в белые саваны и прильнувших лбами к этой святыне. Они собираются сюда молиться, читать "Плач Иеремии" и в буквальном смысле орошать слезами драгоценные для них камни"...


Рецензии