Смотри на меня, как на равного

На исходе лета моя, и без того немалая библиотека, пополнилась дорогим для моего сердца томиком стихов и прозы с запоминающимся названием «Лишь Слову жизнь дана…». Под одной обложкой этой хорошо оформленной книги были собраны произведения участников 1-го Всероссийского конкурса литературного творчества инвалидов. Пять августовских дней, проведённых в общении с самобытными авторами, навсегда останутся в памяти. Ведь в рамках оренбургской «Стихии Пегаса»-2019 мы узнали для себя много нового и интересного о столице Южного Урала, обрели много друзей, расширили географию общения, что для маломобильных граждан дорогого стоит.
Среди десятков авторов мне посчастливилось встретить многих, по-настоящему талантливых людей. Интерес к их произведениям возник у меня не потому, что эти авторы имели инвалидность, но по причине их одарённости. Вот тут, в полной мере, можно сказать, что эти люди своим творчеством, жизнью своею, на практике доказывают, что творчество – один из лучших способов, кратчайший путь к осуществлению на деле правильного принципа жизни «Смотри на меня, как на равного».
При ограниченности наших возможностей по причине недугов, далеко не каждый из нас может претворить в жизнь лозунг «Перед тобою 100 дорог открыты! Выбирай любую!» Увы, на деле это далеко не так! Ведь по причине нездоровья ты можешь реализовать свои способности в весьма узком спектре. Так случилось и со мною – журналистом с 45-летним стажем.
Я считаю, что мне и моих сотоварищам повезло родиться в ХХ веке, во время, благодатное для творчества. Ведь сейчас, в век компьютеризации, для творчества в области искусства и культуры перед нами открылись широкие перспективы – те самые «100 дорог», о которых я вспоминал выше.
Если ты по-настоящему талантлив, то, сидя у ПК, ты можешь написать и издать читабельные стихи или прозу, написать и записать музыкальное произведение в любом из жанров, стать художником картины, потрясающей воображение. Нет теперь и прежних административных «препонов» в продвижении своих творений в массы. За твои «кровные» без всяких рекомендаций со стороны прежде всесильных творческих союзов, любое издательство готово выпустить в свет любую книжку, хоть сборник фраз из Букваря типа «Мама мыла раму» или «Рая рада Роме» – только плати!
Но вот тут-то и возникают «рыночные» проблемы и отношения, которые зачастую мешают выходу к читателям по-настоящему одарённых, но небогатых  авторов, живущих «от пенсии до пенсии» и не имеющих возможности издать свои произведения. Зато люди «при деньгах», даже при отсутствии божьей «искорки» таланта нередко «штампуют» свои «шедевры» с завидным постоянством и с немалой скорострельностью.
Но ведь невостребованные издания неинтересны никому! Не будет привлекать читателя та или иная книга только потому, что её написал инвалид такой-то группы, а не автор, пышущий здоровьем! В творчестве все равны – и человек, с ограниченными возможностями, и автор атлетичного телосложения! Читателю качественный материал подавай, без всяких ссылок на нездоровье! И это, как раз, ценно в творчестве и в нашей непростой жизни.
По крайней мере мне и в голову не приходила мысль, подписывая свои материалы, к имени-фамилии добавлять уточнение «инвалид 2-й группы с детства». Нет уж, если я, как автор интересен, и чего-то стою, то скидок тут мне не надо! Читайте текст, оценивайте его, а не сострадайте мне. Никому не должно быть дела до моих проблем! Кому интересно то, что тексты я набираю на трудяге-ПК лишь одним пальцем левой руки? Просто я научился работать на скорости, лишь чуть уступающей профессиональному оператору ПК. Разве важно читателю, что для работы спецвозможности дисплея включены у меня  на полную мощность? Нет, для других это не должно являться важным! На выходе моё произведение не стоит из-за болезни оценивать по менее строгому счёту, чем у здоровых авторов. Но вот финансовые возможности у массы инвалидов со здоровыми людьми зачастую несравнимы!
Именно здесь авторам-инвалидам и была бы нужна помощь, поддержка не столько словом, сколько – делом. Ибо даже выпуск «бюджетного» издания объёмом в 150-200 страниц при тираже в 500 экземпляров «съедает» у инвалида порядка трёх средних пенсий. А ведь многие авторы и о «средней» пенсии мечтают, как о манне небесной. При том, что не текстом единым жив человек…
Было бы здорово, если бы при том же центральном правлении ВОИ, творческом Союзе или банке, был бы создан какой-либо фонд для поддержки творчества инвалидов, а партнёром этого проекта стала бы какая-либо государственная организация с пониманием социальной значимости данного проекта, а не компания, пекущаяся лишь о собственной коммерческой выгоде. Увы, благотворительность чистой прибыли не приносит по определению. А для того, чтобы поддерживать людей по-настоящему талантливых, при этой структуре нужно создать экспертный Совет, в который вошли бы профессиональные авторы и критики. Данный Совет отбирал бы для публикации и поддержки действительно качественные произведения, интересные своим содержанием.
Наше творчество и без скидок имеет свою специфику. Едва ли здоровый автор о преодолении жизненных барьеров, о ежесекундной борьбе с болью напишет столь же ярко, правдиво, как тот, кто знаком с той самой болью на деле… Пример Тани Селиванчик и Игоря Хитрова, Дамира Хайруллина, Алексея Борисова и многих других авторов, боровшихся с болезнями ранее и противостоящих хворям ныне, яркое тому свидетельство. Едва ли кто-то иной из людей здоровых, сможет отразить в своём творчестве наше стремление жить полноценной жизнью столь же достоверно и искренне. Этим нам приходится жить не по воле авторского вымысла, но просто исходя из каждодневных реалий жизни такой непростой, трудной, но – единственной и неповторимой, единственной…
Утверждение Николая Островского о том, что «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькоеи. мелочное прошлое, и, чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её». Не случайно, эти слова принадлежат человеку, познавшему тяжесть болезни на себе, а не «в теории»…
Хорошо, что для комфортного проживания участников оренбургского конкурса и для их работы в рамках данного мероприятия, было сделано всё возможное.  Возвращаясь к той же «Стихии Пегаса», и говоря слова искренней благодарности хозяевам, организаторам и спонсорам данного проекта, в целом прекрасно подготовленного и проведённого, хотелось бы посоветовать им не гнаться за «географией», когда с гордостью рапортовалось не столько о высоком качестве произведений всех конкурсантов, сколько о том, что в Оренбурге были представлены авторы из 40 регионов России. И при этом мало говорилось о степени их талантливости…
Положа руку на сердце спросим: «А все ли из них оказались столь талантливы, что обрели путёвку на оренбургский творческий конкурс, получивший в этом году высокий статус всероссийского состязания?» Увы, ответить положительно на данный, в общем-то, риторический вопрос трудно… Даже некоторых призёров конкурса с произведениями, представленными ими на суд жюри, людьми талантливыми на поэтической «ниве» назать, увы, нелегко.
Право, нельзя же кичиться тем, что: «Я не поэтесса, и всяких там ямбов с вашими хореями, не знаю. Просто стихи пишу для себя и родни. От души, как получится А хочу, чтобы про меня в России знали!»
Прочтёшь строки «стихов» такой «поэтессы» и, к сожалению, на деле убедишься в том, что в своём признании, что со всякими там ямбами с их хореями, дама и вправду не знакома… Но тогда возникает вопрос: как же она прошла региональный отбор? И неужели не было выбора, замены ей, ни в регионе, ни у конкурсного жюри в Оренбурге?
Говорю это будучи убеждённым в том, что в творчестве болезнь не должна быть «смягчающим» фактором! Читателя надо щадить, открывая новые имена, а не бесталанных авторов из новых регионов! Тогда не будет обид на то, что кому-то из своих местных поэтов в четвёртоми сборнике «Стихии Пегаса» было даровано дюжина страниц, а многим из «не своих», за то – талантливым на деле, было отведено лишь 4-5 страниц, а то и менее…
Так как организаторы планируют сделать данный всероссийский конкурс традиционным, у них есть возможность убрать некоторые вполне объяснимые и простительные «шероховатости». Ведь даже первый Всероссийский конкурс, в отличие от всем известного «первого блина» не стал тем самым пресловутым «комом».
С чем организаторов можно только поздравить и пожелать им успеха в этом благородном начинании.
Игорь Сычев
Призёр 1-го Всероссийского конкурса литературного творчества инвалидов «СтихиЯ Пегаса»-2019


Рецензии
"Смотри на меня как на равного" -
лишь сильным сказать по по силу?
а тем, кто судьбою раненый,
такого не выдано пылу?!..
Но если наоборот,
увечьям своим вопреки,
взглянувшим из-под руки
и жадно шагнувшим вперёд,
не хочется отставать,
а следом и в ногу идти?!..
не встань на пути - смести!
отваге в них замереть
не дай ни сейчас, ни впредь!
позволь же ты им пройти
"четыре четверти пути"!..

От души спасиБо Вам, Игорь, за отвагу Вашей души, силу Духа, впитанную корнями!
БУДЬТЕ ВСЕГДА ВПЕРЕДИ,а мы - за Вами...нужны такие м а я к и, мой дорогой Друг!
Неизменно уважительно,
я

Светлана Груздева   30.12.2020 13:39     Заявить о нарушении
Светлана! Признателен Вам за сердечные слова такой рецензии. Просто в моём положении иного не дано. В отличие от людей здоровых, у меня немного вариантов для самореализации. Тут или ты, собрав волю в кулак, используешь едва ли не единственный шанс на нормальную жизнь на пределе сил, или твоя участь бомжом быть. Как говорил поэт Юрий Левитанский: «Каждый выбирает для себя»… Просто в творчестве вне зависимости от состояния автора тем более скидок не предусмотрено. Тут всё просто и ясно: или твоё творчество читателям интересно без всяких скидок, или твоя немощь тебе не поможет в любом случае. С лучшими предновогодними пожеланиями и благодарностью за понимание

Игорь Сычев 3   30.12.2020 17:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.