Моральный этатизм Соловьёва

Даёт ли человеку дарственную
Цивилизованная государственность,
Чтобы быть счастливым, добрым и духовным,
Жить при этом честно, приятно и ровно?

Говорил о важности этатистских основ
Для морали и нравов философ Соловьёв,
Ругал Льва Толстого гениального
За мысли, будто державность аморальна.

Соловьёв сознавал, что без духовной свободы
Не видать в стране ясной моральной погоды,
И власть будучи всегда повязана групповым интересом,
Давать обязана право выбора жизненного процесса.

Наш философ не учёл лишь истину простую:
Блюдёт государство мораль, но чью и какую?
«Оправдание добра»* в абстракции Соловьёва
На деле бы снова заковало добро в оковы.

Не возвысить нравственность и мораль, добро над злом,
Если не отправить державу наживы на слом.
Любой нравственно-моральный удалец
Получит в добродетельных ходах конец,
Когда заглотит его золотой телец.

Пока человек не найдёт от Рая земного ключи,
Не восторжествует добро, сколько всюду о зле ни ворчи.
Найти невозможно заветный ключик золотой,
Если Карабас с бородой стоит над головой.

Может быть, его кукол-машин восстание
Сделает добро сильным и осязаемым,
Но и сегодня мы слышим философскую странность,
Будто мораль развить сможет наша государственность.

По-прежнему держава – рассадник сорняков коррупции,
И смеётся демон Астарот над «мудрой» конституцией,
Зато чтут ныне былых идеалистов
Как гениальных абстрактных моралистов,
Не замечая в пропагандистской философской трескотне
Дворцы их гуманизма, стоящие на идейном песке.

*название произведения В.Соловьёва


Рецензии