152. Иная перспектива

На закате реки, горы и поля
Засыпают в тишине благоговейной...
Вдаль гляжу, но убегает от меня
Перспектива по оси прямолинейной.*

Ну и пусть бежит она к мечте своей,
В неизвестность устремляясь торопливо,
В этом мире для покинутых людей
Есть великая иная перспектива!**

Видишь, тихо приближается ко мне
Безоружная в наивности внезапной,
Улыбаясь всеобъемлющей Весне,
Перспектива, что считается обратной.

И с её незамутненной чистотой
Потаенные откроются мне двери;
Возвращаюсь я обратною стезей
В те Края, где не смолкает звук свирели...

Обращается с немым вопросом к нам,
Прогоняя прочь лукавых и безликих,
Образ Троицы, что по Святым Словам
Воссоздал для нас монах Андрей великий.

Безоружная в наивности своей,
Поражая откровенностью правдивой,
Превращает взрослых в маленьких детей***
Богом данная иная перспектива!

Любовь Зимина 27.05.2020

*Прямая линейная перспектива — вид перспективы, предполагающий единую точку схода на линии горизонта, при которой предметы уменьшаются пропорционально по мере их удаления от зрителя. Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке и основывалась на простых законах оптики. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

**Обратная линейная перспектива — вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере их удаления от зрителя. Таким образом, в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

Поскольку в обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе, феномен обратной перспективы исследовали такие известные специалисты, как Борис Викторович Раушенбах.

***Интересно, что дети с рождения видят мир в обратной перспективе, и многие рисунки детей говорят нам об этом, но с возрастом такое восприятие мира, как правило, пропадает. Древнерусские живописцы в своих фресках изображали мир так, как они его видели. А видели они его так же, как видят мир дети. Они рисовали параллельные линии, ухо­дящие вдаль расходящимися, а не сходящи­мися, то есть в обратной перспективе.


Рецензии