Голос

На свете много инструментов музыкальных
По форме разных и по весу тоже,
Но, главное, звучащих уникально
И друг на друга совершенно непохоже.

К примеру, все скрипичные «игрушки»
Звучат совсем не так как духовые.
Огромный барабан «стреляет» как из пушки,
А малый цокает, что кони скаковые.

Или возьмем, король «всего» - рояль,
Он, кажется, собою затмевает всех на свете;
То поднимает ввысь, а то уносит в даль,
Но не заменит пастушка свирели на рассвете.

Все очень разные, но все по своему важны,
Когда в оркестре их одном, собрали.
Для композиторов они, конечно, не равны,
А дирижеру «пО фиг», важно, чтоб не «врали».

Что скрипка первая, сидящая с ним рядом,
Что маленький рожок, не разглядишь в «упор».
Пронзит он каждого сверлящим взглядом,
Коль спутаешь ты до мажор и ля минор.

Но тихо! Выйдет некто пред оркестром,
Нет инструментов никаких в его руках.
Общаться с публикой он может жестом
И ... голосом, забыв волнение и страх.

Да, это инструмент певца или певицы,
Он дан им свыше, но не безвозмездно.
Он может покорять, свободно литься,
Но может потускнеть, звучать невнятно, бледно.

Для соответствия высокому предназначенью
Нужна упорная работа каждый день,
Способность к прихотей своих ограниченью
И той, что раньше нас явилась, то есть лень.

И лишь тогда подарок, данный Богом,
Нас восхитит, и слезы потекут из многих глаз,
Когда на сцену выйдет в платье строгом
Тот или та, в ком жив не голос – божий глас!

О, сколько их великих и прекрасных
Нас покоряли на подмостках разных стран
И на пластинках, пленках, дисках разных
И в фильмах, что предоставлял экран.

О, Ланца Марио, «король» из Голливуда!
Как благороден и красив твой голос был,
И «by mai love» звучало словно чудо,
И чудный ангел нас на крыльях возносил.

Мария Каллас, Гоби и Корелли Франко,
Их было много, всех не сосчитать.
Сердца свои нам открывали словно Данко
И заставляли наши трепетать.

А русские, советские певцы! Какая школа!
Шаляпин, Собинов, Нежданова, Ершов...
Ансамблевое пение, дуэты, трио, соло,
А исполнение классических хоров!

Козловский, Лемешев, Обухова, Норцов,
Михайлов, Гмыря, Барсова и Эйзен,
Георгий Нэлепп, Александр Пирогов,
Максакова Мария (бабушка) и Рейзен.

Потом вступили в зрелость помоложе,
Чтоб развернуться им, конечно, нужен срок.
В конце шестидесятых и чуть-чуть попозже –
Милашкина, Атлантов, Нестеренко, Мазурок...

Но все, кого я перечислил, лишь в Большом,
А были, ведь, ещё: Охотников и Магомаев,
Бабий и Соловьяненко с Кондратюком
И Лейферкус, Биешу, Отс и Серкебаев...

В качестве эпилога. Из интервью народной артистки СССР,  Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии и Государственной премии СССР Марии Биешу:

«Вообще Советский Союз — это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей. И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты. Сейчас модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии жить не могла. При советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлось мое детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского. Я очень люблю Россию. И переживаю за неё сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Москва же всё для меня сделала, все звания, и все премии — всё Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь. „Мы помним добро и ваш талант“, — сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств. Ко мне лет десять на каждый фестиваль прилетала Ирина Архипова, мы с ней были очень дружны. Она меня так и называла: „Моя сестренка“. Передайте России, что половина моего сердца осталась там. Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!».
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Биешу,_Мария_Лукьяновна

              (03.06.2017 г.)               


Рецензии