Слынчев бряг 1981

В свете наступающего утра
рядом вижу чудо из чудес:
Тело голубого перламутра
дивный и бесценный дар небес.
Ты как ангел, милая, прекрасна!
Синих занавес прозрачна тень,
воздух чист и свеж и небо ясно.
Легкий бриз пророчит добрый день.
Тишина. Лишь робкий шелест веток.
Море перед зорькой как сапфир.
Сыплется в волнах неярких света
нежность листопадом сквозь эфир.
И за что ко мне благие боги
так добры? Наверно неспроста.
Столь прекрасны бедра, грудь и ноги,
столь невинны очи и уста.
Мир как дар нам ныне дан на блюде
и на все иные времена...
И при вздохе чуть качнулись груди
словно пробуждаясь ото сна.
Сонный взгляд, как эликсир целебный
дарит и восторг и благодать.
Ей-же-ей, за этот миг волшебный
мне совсем не жалко жизнь отдать.


Рецензии
Автор рецензии допускает, что стихотворение - шутка, и все-таки...
Канцеляризм "в свете...последних событий", "последних решений", который прочитывается в первой строфе с публицистически-официальным "наступающим" в лирике, представленной, как любовная, сразу задает тональность формального отношения к слову. И появление образа "тела голубого перламутра" становится не частью описания лиргероини с метой "милая", а скорее какой-то анатомической несуразицей, возникшей из-за смешения трех стилей: канцелярского, публицистического и высокого поэтического. И вообще употребление слова "тело" до описания его носителя воспринимается на уровне подсознания скорее трагически, чем романтически, ну а голубизна это ощущение только усиливает.
В строфе про тени и занавесы нарушена грамматика связи между членами предложения, что делает его предметом внутреннего диссонанса, и пока читающий соединит "синих занавес" с "прозрачной(???) тенью", внимание с волны восприятия уходит неудержимо, даже невзирая на голубой перламутр. Откуда в комнате легкий бриз, предположить не очень сложно, но связать это с пророчеством — тяжеловато. И ладно бы это было "обещанием" ("обещает добрый день"), или предсказанием перед каким-то важным событием, что обычно связывают с уровнем подачи слова "пророчество", а так обычный день, каких тысячи и здесь уровень дельфийских оракулов, гиперболизация отношения к частной истории как к минимум к истории мира. После "голубого тела" и "прозрачной тени" несогласованных занавесок слово "пророчество" требует неординарного сюжета, а здесь, шаблон на шаблоне:
"дар небес"
"дивный дар"
"добрый день"
"иные времена"
"невинны уста"
"целебный элексир"
"жизнь отдать"

Уточнение про море с использованием уменьшительно-ласкательного "заря" на уровне бытовых паттернов напоминает о КРС и Млечном Пути и хочется "зорьку" написать с большой, как кличку.
Вкрапления архаизмов после "зорьки", книжного высокого стиля "столь", "очи", "уста" делают текст книжно-выхолощенным, оторванным от современного языка, что представляется повествованием не о живом человеке, лирической героине, а описанием картины из прошлого, ну как минимум по времени "Чаепития в Мытищах", максимум "Трех граций" Антонио Канова.
Описание вздымающихся грудей, которые живут автономно от героини и так же автономно "пробуждаются от сна", объявляя суверенитет хозяйке, провоцируют улыбку, вызванную особенностями восприятия женского тела в период повальной цифровизации.
И пафосный аккорд в финале о жизни, которую не жаль отдать, после бравурно-разговорного "ей-же-ей", неплохо отражает степень "искусственности" всего написанного. Не случайно не тронута тема названия, поскольку такая метафора, как мир после "Слынчева бряга" не может быть оправданием или форой для профанации искусства. Поэты, не писавшие про сдачу жизни, отдавали ее за слово молча, не юродствуя, но и не гордясь этим.
Где-то лежит "Марс", привезенный из Болгарии, левы, стотинки...Пусть лежат...Там, говорят, дипломатический скандал назрел, не буду его трогать.

Кшесинская Деметра   01.07.2022 08:01     Заявить о нарушении
У каждого критика запах особый.
Но если запахло суконной особой
Педанткой, которой коснувшись едва,
Засохнут до пепла цветы и трава,
Коль пахнет эстеткой с прокисшею миной,
Царящей в присыпанной пылью гостиной
Не знавшей столетье весеннего ветра,
То прячься, поэт! Пред тобою Деметра!

Пиня Копман   03.07.2022 09:26   Заявить о нарушении
Литературная критика отличается от обычной профессиональным подходом и чтением не только содержания, но и того, что принято считать контекстом или, если по Джойсу, сверхтекстом. Работая в современном формате на световых волнах неона, газа нейтрального, способного стать проводником, а не барьером, тщательный критик, погружаясь в мир глубокого автора, может даже его вибрационный кинестетический код почувствовать, но на своей волне, связанной с кодами постоянства и метами неизменности, такими как дата рождения, группа крови, место рождения, шрамы, родинки и прочие арканы звезд. Как опрометчиво заявили римляне о "непахнущих деньгах", не пахнут только иллюзии. Поэтому попытку сделать литературоведческий разбор банальной струей пародийного скунса не защитываю. Предпочитаю работать с текстами профессионалов, выводя за скобки матрицы своего логоса подобные пассажи...Если дочитали до конца, у Вас появится шанс найти свой выход, если нет, придется теперь жить в моем мире на волне скунса...
Осторожно, в Болгарии уже накипает.

Кшесинская Деметра   03.07.2022 09:45   Заявить о нарушении
Опусы Ваши не то, чтоб смешны
Но неприятны, как с дыркой штаны.
Критика, право, совсем не фонтан
И ощущается как меркаптан.
Заумь, эстетство – что цепи и клеть.
Скука – ну это хоть можно стерпеть.
И неуместна, как слон на шоссе.
Лучше, Деметра, пишите эссе!

Пиня Копман   03.07.2022 18:42   Заявить о нарушении
Для Ксешинской:

По правилам современного русского литературного языка ни восклицательный, ни вопросительный знак удваивать/утраивать и т.д. нельзя, даже если вас переполняют эмоции.
Максимум, что позволено правилами пунктуации, после ? поставить ! для большей экспрессии.

Алиса 120   03.07.2022 23:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.