Двери. Энциклопедия одного слова

ДВЕРИ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА
(тематический цикл)

Дверь — проём в стене для входа и выхода из здания, помещения, или проём во внутреннее пространство чего-либо, а также створ или несколько створов, закрывающие этот проём.

1. МЕЖДУ АДОМ И РАЕМ

Как часто мы себя прощаем,
Но трудно нам других прощать.
И, много в жизни обещая,
Не успеваем исполнять!

Как часто ближних осуждаем,
Но... будто в зеркало глядим.
Мир рая так недосягаем,
Но всё ж к вратам его летим.

У врат святых столкнувшись лбами,
И чертыхаясь на лету,
Стучимся в ДВЕРИ мы годами...
Нам открывают... Но не ту.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2010/09/21/754


2. СОЛНЦЕ ЖМЁТ ВЕСНЕ ЛАДОШКУ…

Солнце жмёт Весне ладошку,
Хрюша грязный трёт пятак.
На плетне ютится кошка,
Дразнит фырканьем собак.

Солнце жмёт Весне ладошку,
Пышет паром огород.
Скоро высадим картошку...
Будет дел невпроворот!

Солнце жмёт Весне ладошку,
Дремлют печки, впали в сон.
Настежь ДВЕРИ и окошки –
Льёт тепло со всех сторон!

Солнце жмёт Весне ладошку,
И всё больше неба высь,
Злой Зиме горланят кошки,
Дружным хором гонят: "Брысь!"

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2013/03/09/1088


3. ДУХМЯНАЯ ВЕСНА

Стыдливым румянцем
Весеннее солнце
К нам с ветром-духмянцем
Стучится в оконце.

Весна открывает
Сердца, словно ДВЕРИ.
Звучат, оживая,
Капели-свирели.

Духмяность дней вешних –
Сладчайшие ноты.
Воспрял мир от прежней
Студёной дремоты.

Мелодией нежной
Звучит пробужденье.
Вновь небо безбрежно,
А жизнь – наслажденье!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2012/12/06/11277


4. МАРТ ПРИШЁЛ, УРА!

Март пришёл искристый
Под хрустальный звон.
Топором лучистым
Рубит зимний трон –

Белые осколки
Щепками летят.
Галки-балаболки,
Радуясь, галдят.

Падают сосульки –
Звон со всех сторон.
Пташечки-свистульки
Гонят зиму вон:

– Прочь, мороз жестокий,
С вешнего двора!
И трещат сороки:
– Маар-р-рт  пришёл, ур-р-ра!

Пробуждайтесь, звери,
Снег повсюду квёл.
Отворяйте ДВЕРИ –
Вербный куст расцвёл!

…Сникло оперенье
Снежных облаков,
Всюду – пробужденье
От холодных снов.

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2014/09/05/7336

*Квёлый – слабый, хилый,вялый.


5. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Лес осенний –  как беседка,
Золотые ветви-прутья.
С виду – сказочная клетка…
Межсезонье – перепутье.

В прошлом зелень малахита –
Позолота побеждает.
ДВЕРЦА клетки не закрыта –
Ветер хлопает, играет.

Бабье лето – сердца песня,
Улетающая птица…
Лес, что солнце в поднебесье,
Драгоценно так искрится –
Лучезарно золотится!

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2015/08/28/9759


6. АВГУСТ – ЛЕТА ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСНЯ.

Август лета прощальная песня,
Поцелуев контрастных мотивы:
Время денное зноем чудесно,
Но уже ночи хладно строптивы.

Утром воздух похож на осенний,
Убывает жара понемногу:
Солнце стало гораздо степенней,
Значит, близится осень к порогу.

Август – лета прощальные звуки –
Перелётных станиц песнопенье,
Расставанья гнетущие муки...
И к отлёту птиц благословенье.  /(Птиц сердечное благословенье.)

Август – лета прощальные ноты
Дней простившихся бесповоротно.
Переполнены  сладостью соты –
Поработали пчёлы добротно;

Переполнено чувствами сердце –
Разнотравные воспоминанья…
Август схожий со сказочной ДВЕРЦЕЙ
С грустной надписью:
                «Всё… До свиданья!»

Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2014/08/21/5166


7. НОЧНОЙ ПРОМЕНАД

Ночной балкон, как музыкальная открытка:
ДВЕРЬ нараспашку – это выход в променад.
Цикады музицируют всю ночь для нас на скрипках…
Искрятся звёзды, как на солнце рафинад.

На море – волны, словно строчки, поздравленья.
Их пишет ветер нам не зримою рукой.
Луна – часам подобная, для летоисчисленья…
Беззвучны ходики… Но вторит им прибой.

Натали САМОНИЙ,


Променад (фр. promenade) – прогулка по городу.


ИЗОБРАЖЕНИЕ:
У дверей мечети - Василий Васильевич Верещагин. 1873. Холст, масло. 315,5х237,5

***
Василий Васильевич Верещагин - уникальный живописец, много путешествовавший, сопровождавший русскую армию в военных действиях на Балканах, в Средней Азии и Японии. Посвятив свое творчество батальному жанру, художник помимо военных событий старался запечатлеть виды Индии, Японии и других стран, представить русской публике их экзотику и колорит.

   Картина «У дверей мечети» - яркий пример иллюстрации нравов восточных государств, верно подмеченных зорким глазом мастера. Роскошь резных дверей олицетворяет богатство хозяев дома - правителей и высокопоставлен­ных лиц - и их презрение к беднякам, сидящим под этими закрытыми дверьми. В равной мере художник боролся против насилия над личностью, зла и несправедливости, происходящих по воле людей. Основной темой произведений Верещагина были жестокость и бессмысленность войн, инициированных разными государствами, за ним прочно закрепилась репутация «борца с войной», за что в 1901 его кандидатуру выдвинули на соискание первой Нобелевской премии мира. Добиваясь фотографической точности, живописец всегда опирался на правду факта: «дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражения в бинокль из прекрасного далека».

   Поэтому мастер становился участником всех военных действий и старался максимально правдоподобно донести происходившее на поле боя. Жизнь художника трагически оборвалась на взорвавшемся броненосце в 1904 в ходе Русско-японской войны.

ИСТОЧНИК:


Рецензии