Предатели и герои

https://berlin-09-05-45.livejournal.com/17592.html
Полная версия статьи, опубликованной 04. 11. 2016 г. в "Магаданской правде"

Непреложность наказания или относительность в измене Родине?

За всю историю христианской цивилизации был создан целый пантеон общих героев, титанов духа, а также составлен позорный список отщепенцев и преступников, чьим деяниям нет ни прощения, ни срока забвения за давностью лет. Сами имена этих антигероев, начиная с библейских Каина, Иуды, античного Брута, стали нарицательными. Не зря великий итальянский поэт Данте, живописавший нисходящие круги ада, поместил предателей и убийц в самое мрачное место подземного мира – девятый круг, откуда нет ни выхода, ни реабилитации.


Невольники чести и заложники бесчестия

В истории нашего отечества имеются свои клятвопреступники, изменники присяге, Родине и чести. От Святополка Окаянного, убийцы единокровных братьев своих Бориса, Глеба и Святослава до князя Андрея Курбского, изменившего Ивану Грозному и гетмана Мазепы, предавшего польского короля, российского императора и короля Швеции. ХХ век в России начался с двух неудачных войн и трех революций, в ходе которых империя была уничтожена, а последний самодержец оказался предан всеми.

И своими генералами с думскими заговорщиками, и собственными родственниками. Как российскими, так и британским кузеном. И только двое из высших военачальников граф Федор Келлер и Гуссейн хан Нахичеванский, немец и азербайджанец, оба генералы от кавалерии оказались верны до конца присяге и государю, в отличие от других республиканцев, всех этих алексеевых, рузских, корниловых, деникиных, колчаков, врангелей, красновых и маннергеймов.


Кроме того оба преданных святому царю-страстотерпцу генерала разделили с Николаем Вторым и его мученический венец. Ф. Келлер был расстрелян в Киеве петлюровцами, а Г. Нахичеванский в 1919 г. большевиками. Впрочем, семена измены и братоубийства, посеянные с обеих сторон в гражданскую войну, дали свои ядовитые всходы и в начале Великой Отечественной. И связаны они с именем бывшего советского генерала Андрея Власова. Который проявил себя дельным командующим при обороне Москвы осенью 1941-го, был обласкан самим Сталиным, но струсил, изменил присяге и предал Родину в 1942 г., когда он добровольно сдался в плен к немцам, спасая свою шкуру после разгрома окруженной в Мясном Бору 2-й ударной армии.


Однако, все в нашем несовершенном мире, согласно Эйнштейну, относительно. Если 23 января 1974 г. в статье, опубликованной в «Литературной газете» Петрусь Бровка назвал писателя-диссидента Александра Солженицына – «литературным власовцем», то уже через пятнадцать лет его статьи и книги стали издаваться в СССР огромными тиражами, сам он был восстановлен в гражданстве СССР, а еще через пять лет в 1994 г. прилетел из США в Магадан, после чего триумфально проехал на поезде от Владивостока до столицы России.


Сегодня литературное наследие А. Солженицына, его основной труд «Архипелаг ГУЛаг» входит в обязательную к изучению школьную программу. Но из адаптированной и втрое сокращенной вдовой писателя Натальей Солженицыной версии книги, выпущенной издательством «Просвещение» и предназначенной для учащихся 11 класса, исключена глава, оправдывающая генерала-предателя А. Власова. «Власовскую армию я не включила сюда совсем, - объяснила Наталья Солженицына, - я решила это полностью элиминировать (исключить, изъять – прим. И. Д.), потому, что наше общество не готово сегодня это обсуждать. Пусть пройдут десятилетия, когда люди будут это обсуждать».

Впрочем, те, кто уже сейчас готовы принять, простить и оправдать предательство генерала Власова, могут открыть первый том «Архипелага ГУЛаг» и на 27 странице прочесть сочувственные строки А. Солженицын о власовцах. Ведь именно в них он и заложил традицию оправдания предательства и в эмигрантской среде и в своем отечестве.


Приговор окончательный, обжалованию не подлежит!

А труды Александра Исаевича по части переписывания истории, уже весной нынешнего года дали свои плоды в Санкт-Петербурге в виде первой защищенной в России Кириллом Александровым докторской диссертации на тему: «Генералитет и офицерский корпус вооруженных формирований КОНР в 1943 – 46 г.г.». В Институте истории РАН за эту «объективную работу» проголосовали семнадцать из восемнадцати убеленных сединами и увенчанных научными званиями академиков. Одним из доводов в пользу реабилитации А. Власова, по мнению К. Александрова, является… решение Конституционного суда РФ 1992 г., касающееся отмены всех репрессивных приговоров, вынесенных партийными органами. В случае с экс-генералом РККА и бывшим членом компартии А. Власовым, приговору Военной коллегии Верховного суда предшествовало постановление Политбюро ЦК ВКП (б), то есть, высшего партийного органа власти, а смертный приговор за измену уже дублировался военным судом. Тем самым, считает, свежеиспеченный доктор исторических наук К. Александров, генерал-предатель А. Власов уже реабилитирован в России и его «честное имя», как борца со «сталинским режимом» должно быть восстановлено. Однако, еще 1 ноября 2001 г. Главная военная прокуратура РФ отказала в реабилитации А. Власова и его подельников.

Альтернативный взгляд на предательство

Разнятся взгляды на личность генерала Власова и у представителей обеих ветвей русского православия. Если для священнослужителей Московской патриархии А. Власов является однозначным предателем, то для иерархов зарубежной церкви  он, безусловно, - «был и остается символом сопротивления безбожному большевизму». Синод РПЦЗ адресовал открытое письмо протоиерею Георгию Митрофанову, в котором выразил ему «глубокую благодарность за книгу «Трагедия России. «Запретные» темы истории ХХ века», по сути, апологию «власовского движения». И в этом смысле Г. Митрофанов находится в одном окопе с А. Солженицыным, К. Александровым и другими почитателями генерала-предателя.

И с ними солидарны и подписанты благодарственного письма: первоиерарх РПЦЗ митрополит Илларион, архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сан-Франциский и Западно-Американский Кирилл и др. Выдержка из этого письма более чем красноречиво иллюстрирует их позицию: «На вопрос: «Был ли А. А. Власов и его сподвижники – предателями России?», мы отвечаем – нет, нимало. Все, что было ими предпринято – делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России».

В 2009 г. при поддержке Русской православной церкви Московского патриархата вышла книга «Правда о генерале Власове: сборник статей», главной целью которой, по словам ее авторов, было стремление «показать, что точка зрения профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова на генерала-предателя А. А. Власова, на Великую Отечественную войну является маргинальной для РПЦ». Авторы особо подчеркнули, что предательство Власова и власовцев – «это наша боль и наш стыд, это позорная страница истории русского народа». Солидарен с позицией Русской православной церкви и президент РФ Владимир Путин, заявивший, в частности, в интервью польской газете «Выборча»: «Сегодня мы понимаем, что любая форма сговора с нацистским режимом была неприемлема». Для всякого здравомыслящего человека абсолютно ясно, что героизация Андрея Власова и власовцев, по мнению недавно ушедшего из жизни видного российского историка и участника Великой Отечественной войны Михаила Фролова, в первую очередь, направлена на пересмотр итогов второй мировой, а также на оправдание коллаборационизма в Прибалтике и на Украине, где потомки побежденных и нацистских прислужников ежегодно чествуют военных преступников из числа национальных соединений СС. Как писал М. Фролов, «представлять предателя Власова, коллаборационистов в роли борцов за Россию, за русский народ не что иное, как недостойная с нравственной точки зрения потуга, сознательное, преднамеренное извращение фундаментальных ценностей российского общества – патриотизма, любви к Родине, беззаветного служения интересам ее народа».

Будете у нас на Колыме… милости просим в архивы!

Согласно рассекреченным документам из Архива УФСБ по Магаданской области, после окончания Великой Отечественной войны «на Дальнем Севере (было) расселено и трудоустроено 24565 спецпоселенцев-«власовцев». Многие из них, служившие в армии противника в качестве рядовых, попавших в плен во время отступления наших частей в 1941 – 1942 г.г….Вторая категория «власовцев» - это служившие в карательных частях и органах противника «СС», «СД», «Абвер», казачьих формированиях и национальных легионах, которые, как правило, являлись участниками зверств и злодеяний, совершенных немцами на временно оккупированной Советской территории».

Кроме них в колымских лагерях и на спецпоселении находились бывшие полицаи, старосты, бандеровцы и прибалтийские националисты, служившие в немецких воинских и карательных подразделениях. В статсводке 9 отдела УМГБ на Дальнем Востоке за декабрь 1950 г. количество спецпоселенцев из числа предателей с оружием в руках служивших немцам, определено в 28002 человека. Из них власовцы составляли подавляющее большинство – 24028 человек. Бесстрастная статистика зафиксировала не только общее количество коллаборационистов, но и точное деление их по национальным группам.

Как сын священника воспел побег власовцев

Почитателям творчества Варлама Шаламова нет нужды представлять этого выдающегося советского писателя, родившегося в семье священника и в студенческие предвоенные годы состоявшего в подпольном троцкистском кружке, за что Варлам Тихонович сам себе и намотал оба тюремных срока. Среди его «Колымских рассказов» особняком стоит «героическая сага» о «Последнем бое майор Пугачева». На самом деле, как убедительно доказал магаданский писатель и краевед Александр Бирюков в своих печатных трудах и в телепередаче «Шаги победы» (эфир ГТРК «Магадан» от 5 сентября 1995 г.), прототипы героев шаламовского рассказа являлись не «безвинными жертвами сталинских репрессий», а предателями, отбывавшими законное наказание на Колыме. Из двенадцати бежавших десять оказались бывшими военными.


Семь из них были власовцами, двое полицаями, и один бывший морской офицер, имевший до войны две судимости по уголовным делам и попавший в лагерь за убийство милиционера. Все они избежали высшей меры наказания за свои преступления, потому что в СССР после войны была отменены смертная казнь. В ходе погони девять беглецов были застрелены охранниками, а трое вернулись в лагерь, где досидели до освобождения и вполне вероятно, в годы «перестройки» могли бы даже претендовать на реабилитацию и выплату денежной компенсации, как жертвам «политических репрессий».


Фальшивый ветеран

В июне 2010 года прошло заседание комиссии военного комиссариата Магаданской области по проверке законности прав Владимира Захарова на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. По результатам слушания дела, Владимир Ефремович, обладатель удостоверения ветерана ВОВ, выданного в 1980 г. был лишен своего статуса и льгот, предусмотренных российским законодательством. За год до этого у В. Захарова было похищено его удостоверение. Когда он обратился в областной военкомат, то ему выдали дубликат. Но одновременно с этим в военкомат поступила анонимная информация о том, что в годы войны В. Захаров воевал на стороне немцев. После проверки органами УФСБ, информация подтвердилась. Оказалось, что красноармеец Владимир Захаров попал в плен в 1944 г. и действительно служил сначала в немецкой жандармерии, а потом в армии Власова рядовым. После войны отбывал наказание в Пермском крае. Таким образом, получив еще в советское время статус и льготы ветерана, В. Захаров не только не имел на это никаких прав, но и не подпадал под определение «жертвы репрессий». Добавить к его истории следует и еще один примечательный факт.


В 1995 г. В. Захаров, как уроженец Житомирской области, обратился в УМВД Украины за справкой, которая ему и была незамедлительно выдана. В этом документе черным по белому написано, что он «являлся активным участником немецкой жандармерии и власовской армии в 1945 г. был пленен Советскими войсками в г. Праге и направлен в фильтрационный лагерь в г. Соликамске. После чего переведен на спецпоселение. Снят с учета 24. 10. 1951 г., и освобожден 25. 11. 1952 г.».

Таким образом, ежегодно отмечая 30 октября День памяти жертв политических репрессий, стоит помнить и разделять тех, кто безвинно страдал в лагерях и тех, кто получил заслуженное наказание, счастливо избежав высшей меры, а во времена хрущевской «оттепели» и горбачевской «перестройки» некоторые из них даже сумели обманным путем превратиться в «незаслуженно пострадавших».

Игорь Дадашев


Рецензии