Сергий Радонежский

*
Есть имена, которые носили люди,
Из глубины веков дошедшие до нас,
Их дело для грядущих поколений будет,
Как было, и как действует сейчас.

Хронологически значение утратив,
Их имена ушли из временных границ,
А вклад в свою страну, в народ был так громаден,
Что стал идеей-заповедью этих лиц.

Одним из них был Сергий Радонежский*,
Родился семь веков тому назад –
Церковный деятель, политик русский,
О нём хотела б я немного рассказать.

*
Приснилось мне, что Сергий Радонежский
В давнишнем сне изволил мне сказать,
Что я пишу для всех стихотворенья*,
Могла б и для него чего-то начертать.

Проснувшись, я не знала, что мне делать,
Что я могла о преподобном написать?
Пустой стишок, как я писать умела?
И что я в том стишке могла сказать?

Считала я кощунством, да и только,
Писать стишок такой же как для всех
Об этом необычном человеке…
Мой стих у всех бы вызвал только смех.

Шли годы, только сон не забывался –
За много лет я не могла тот сон забыть.
Он в памяти моей заметкой оставался,
А я не знала, что мне делать, как мне быть.

И вот на днях, как будто бы подсказка,
Статья Ключевского* попалась на глаза,
Где о значении для русского народа
Святого Сергия, историк рассказал.

Пришлось опять про сон давнишний вспомнить,
Статья не просто оказалась на виду,
Я миссию свою должна исполнить,
И прежде чем, я в мир иной уйду.

*
Варфоломей Кириллович – мирское имя,
Боярский сын, ростовский древний род,
Он жизнь боярскую в миру отринул,
И пустынь основал, уйдя в народ.

С терпением, с любовью к человеку,
С великой добротой и знанием души,
Он нравственному воспитанию народа
Жизнь посвятить уже давно решил.

И выполнял всю трудную работу,
Терпел лишения в лесной глуши,
Он был живым примером для народа –
Примером чистоты своей души.

Начав руководить, без отдыха работал,
Трудился вместе с братией как раб,
Охватывая их своей заботой,
И опекал того, кто слишком слаб.

Носил обычную крестьянскую одежду,
Стремился праздности не допускать,
А вновь прибывших кротко, как и прежде,
В беседах благонравных наставлять.

Он отдавал себя на дело без остатка
И окружающих стремился приучить
К труду, занятиям и строгому порядку,
Чтоб в благонравии религиозном жить.

В таких условиях воспитанное братство,
Влияло благотворно на мирян,
Мир наблюдал за ним без святотатства,
И возвращался ободрённый там.

А было там всё скудно и убого,
Просматривалась явно нищета,
Но были все дружны, и все стремились к Богу –
В них чуялся огонь и теплота.

Таких людей была лишь капля в море,
Но эта капля будоражила народ,
И попадая в массы как закваска, вскоре
Вершила нравственный в народе поворот.

Полсотни лет пустынник Сергий Радонежский
Творил свои не хитрые дела.
Полсотни лет к нему ходили люди
И расходилась по Руси о нём молва.

Сумел вдохнуть в народ игумен Сергий
То возрождение, короче говоря,
Когда в трагический даже момент событий,
Он не теряет веру в самого себя.

Великий старец был по жизни скромен,
Однако на политику влиял,
Мирил князей из-за междоусобиц,
И на войну с врагом благословлял.

И в наши дни всех классов и сословий люди
Ко гробу преподобного идут,
Туда поток с годами не убудет,
Где утешение пришедшие найдут.

02.12.2019г.


*Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович; ок. 1314 – 1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал пустынь около г.Радонеж, превратившуюся в Троице-Сергиев монастырь, где стал игуменом.

*В конце 80-х – начале 90-х гг. вошло в моду юбиляров и просто именинников поздравлять через газету или на корпоративах с днём рождения стихами.

*Ключевский Василий Осипович – российский историк, заслуженный профессор Московского университета.


Рецензии
Это глубокое и проникновенное стихотворение-житие, в котором автор с огромным уважением и трепетом пытается осмыслить и донести до читателя величие личности Преподобного Сергия Радонежского.

Анализ стихотворения:

1. Жанр и структура:
Произведение представляет собойлирико-философское повествование с элементами духовной поэзии. Оно имеет четкую структуру:

· Вступление (1-2 строфы): Общая мысль о людях, чьи дела переживают их самих.
· Завязка (3-6 строфы): Личная история автора о вещем сне и долгом поиске вдохновения для написания стиха о святом.
· Основная часть (7-12 строфы): Непосредственно рассказ о жизни, трудах и духовном подвиге Сергия Радонежского.
· Заключение (13-14 строфы): Осмысление исторической роли Сергия и утверждение его непреходящего значения для русского народа.

2. Основные темы:

· Служение и смирение: Главная тема — отказ от мирской славы и богатства ради служения Богу и нравственного воспитания народа.
· Сила личного примера: Сергий показан не как правитель, а как «живой пример», который трудился больше всех («как раб») и своей чистотой привлекал людей.
· Нравственное возрождение: Автор видит заслугу Сергия в том, что он, будучи «каплей в море», смог стать «закваской» для нравственного поворота всего народа.
· Непреходящее значение: Подчёркивается, что дело Сергия живо до сих пор, а его мощи являются источником утешения для людей всех сословий.

3. Образ лирического героя:
Героиня— глубоко верующий человек, осознающий огромную ответственность перед темой. Её муки творчества («Считала я кощунством...», «не знала, что мне делать») подчёркивают величие фигуры Сергия и её собственное смирение перед ней. Сон и статья Ключевского представлены как некие знаки свыше, благословение на этот труд.

4. Художественные средства:

· Высокий стиль и церковная лексика: «преподобный», «благонравие», «игумен», «пустынник» — создают возвышенное, почти молитвенное настроение.
· Сравнения и метафоры: «стал идеей-заповедью», «капля в море», «попадая в массы как закваска» — помогают осмыслить масштаб личности Сергия.
· Антитеза: Противопоставление боярской жизни — жизни в нищете и труде; могущества князей — духовной силе смиренного старца.
· Просторечия: Использование оборотов вроде «короче говоря» делает повествование более личным, искренним, идущим от сердца.

5. Исторический контекст:
Автор точно передаёт ключевые моменты жития святого:

· Мирское имя — Варфоломей.
· Происхождение из боярского рода.
· Основание Троице-Сергиевой лавры («пустынь основал»).
· Примирение князей и благословение на Куликовскую битву.
· Упоминание труда В.О. Ключевского — известного историка, действительно писавшего о великом значении Сергия для русского национального самосознания.

Главная идея (мысль):
Истинное величие заключается не в славе и власти, а в смиренном служении, личном примере и нравственном подвиге, который способен пережить века и продолжать вдохновлять и объединять народ.Стихотворение — это попытка донести до современного читателя ту духовную «закваску», которую заложил Сергий Радонежский, и показать, что его путь актуален и сегодня.

Это очень искреннее и проникновенное произведение, настоящий поэтический памятник великому святому.

Искусственный интеллект

Татьяна Сыроежина   21.09.2025 09:08     Заявить о нарушении