Е. А. Евтушенко

 
                "- Алло, Оклахома?

                - Да, Оклахома.

                - Евтушенко дома?

                - Да дома он, дома."

                Вероника Долина.




   Мы изучали литературу в школе по учебникам, в которых были литературоведческие статьи, из них выходило, что поэты и прозаики, а особенно известные, не только в произведениях, но и в жизни - защитники простых людей, борцы за справедливость. Мы привыкли идеализировать талантливых людей.

   Но с течением времени я пришла к выводу, что образ автора и реальная личность человека не всегда совпадают, впрочем так же, как не совпадают имидж и истинная сущность любого человека. "Не боги горшки обжигают". Поэты - тоже люди. И, как обычные люди, не все из них любят страну или кого-либо больше, чем себя. Давайте разделим понятия поэт и человек. Как поэт Евгений Александрович Евтушенко очень талантлив. Его стихотворение "Ты начисто притворства лишена" я часто читаю как тест, и никто не может догадаться, кто автор, настолько оно перекликается с творчеством поэтов, пишущих о любви. Мы привыкли, что Евтушенко несколько тенденциозен (Некоторые называют его, с юмором, даже конъюнктурным. И ничего в этом плохого нет. Только профессионал может стать известным поэтом. Дайте тему - профессионал напишет. Тот же гимн. Евтушенко если бы гимн России написал, все бы рыдали). То есть в тенденциях разбирается, что в переводе на современный простой русский означает, что берега-то он видел, если по-блатному выразиться, знал, на кого и когда можно крошить батон, а на кого и когда нельзя. Человек умный и осторожный, можно было бы его назвать, в хорошем смысле слова, придворным поэтом, какими были в свое, царское время, Тредиаковский, Сумароков, тот же Ломоносов и другие. Менее великими они от этого не стали, дипломатичность и ум позволяли им выжить, причем выжить по-хорошему: не голодая, не проводя время в ссылках и каторгах, не лежа под плитой после дуэли в двадцать семь или тридцать семь лет. Оказывается, можно и поэтом хорошим быть, и особо не горевать. "Надо жить умеючи, надо жить играючи, в общем, надо просто жить припеваючи". Ну, зачем с властями портить отношения и иметь себе таки проблемы? Нужен стране БАМ? Будут стихи про БАМ. Началась приватизация - получайте стихотворение "Прощай наш красный флаг". Оно, конечно, трогательное, но есть в нем строки, "Ты не принес нам благ", " К свободе первый шаг мы сделали в сердцах по собственному флагу". По сравнению с простыми гражданами Советского Союза, "блага" у поэтов все же кое-какие были, а вот про шаг к свободе - это очень автобиографично. В тысяча девятьсот девяносто первом году, когда в стране было тяжело и страшно, бандитские девяностые, когда желающих оттяпать власть себе во благо стало много, когда начался беспредел, Евгений Александрович скромненько уехали в ... Америку, где в то время как раз были полный порядок и благоденствие, так совпало, простым людям в СНГ было плохо, а Евгению Александровичу стало хорошо. И чем он помог России? Жил в прекрасных условиях, отдыхал, работал в удовольствие. А про бывший Советский Союз забыл, как забыли борцы за правду Солженицын и Сахаров. Эти талантливые люди менее талантливыми от того, что уехали из худших условий в лучшие, не стали. Помахали Родине ручкой и вперед, к лучшим завоеваниям капитализма. Меняем социалистический строй на капиталистический.

   Евгений Александрович Евтушенко - известный поэт социалистической эпохи. Но, прошу, давайте не будем отождествлять людей, бросающих страну в трудные времена и не помогающих Родине ничем оттуда, из лучших мест, с истинными гражданами великой и всепрощающей России. "Где хорошо, там и Родина". Или "Где Родина, там и хорошо". На выбор. Компромисс: живу, где хочу, но Родину не забываю.

                1.12.2019.



   Информация из Википедии.

   Евгений Александрович Евтушенко (фамилия при рождении — Гангнус, 18 июля 1932[2] [по паспорту — 1933][4], Зима[3]; по другим данным — Нижнеудинск[5][6], Иркутская область; — 1 апреля 2017, Талса, Оклахома, США[7]) — русский поэт. Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец-оратор и актёр. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе[8].


Биография и очерк творчества
Родился 18 июля 1932 года в семье поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (1910—1976) и Зинаиды Ермолаевны Евтушенко (1910—2002), геолога, актрисы, заслуженного деятеля культуры РСФСР. Внук педагога-математика Рудольфа Вильгельмовича Гангнуса.
Содержание
1 Биография и очерк творчества
1.1 Последние годы и смерть
2 Гражданская позиция
3 Критика
4 Личная жизнь
5 Факты
6 Библиография
6.1 Поэмы
6.2 Стихи
6.3 Сборники стихов
6.4 Романы
6.5 Повести
6.6 Публицистика
6.7 Мемуары
6.8 Собрания сочинений
6.9 Антологии
6.10 На английском языке
7 Сотрудничество с музыкантами
7.1 Дискография
7.2 Классическая музыка
7.3 Песни
8 Кинематограф
8.1 Фильмография
8.1.1 Актёр
8.1.2 Режиссёр
8.1.3 Сценарист
8.1.4 Песни
8.2 Документалистика
9 Выступления в Политехническом
10 Награды и признание
11 Память
12 См. также
13 Примечания
14 Литература
15 Ссылки
В 1944 году, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом — в поэме «Мама и нейтронная бомба») — при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 год, чтобы не получать пропуск, который положено было иметь в 12 лет[2][9].

Учился в московских школах № 254 и № 607, в школе у него были плохие отметки.[10] Занимался в поэтической студии при районном Доме пионеров в Москве.[11]

В 1948 году его несправедливо заподозрили в школе № 607 в поджоге школьных журналов с отметками, поэтому в 15 лет его исключили из школы. Поскольку его после этого никуда не принимали, отец послал его с рекомендательным письмом в геолого-разведывательную экспедицию в Казахстан, где под его началом оказалось 15 расконвоированных уголовников.[12] Затем он работал на Алтае.[10]

Начал печататься в 1949 году, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952[13] по 1957 год учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания»[2], а также за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым»[14].

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР[15], минуя ступень кандидата в члены СП.
«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».

— Евтушенко, «Преждевременная автобиография».
Заодно он был оформлен секретарём комсомольской организации при Союзе писателей.[11]

Время второй половины 1950-х, начала 1960-х годов — период поэтического бума, когда большая популярность пришла к таким поэтам как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Они воодушевили многих любителей поэзии, их стихи казались свежими и независимыми по сравнению с произведениями поэтов предыдущей эпохи. Выступления этих авторов собирали полные концертные и спортивные залы, и поэзию периода «оттепели» вскоре стали называть эстрадной.

В последующие годы Евтушенко напечатал несколько сборников, которые приобрели большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт» — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина» (Правда, 21 октября 1962 года) или «Братская ГЭС» (1965)), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр» (1961) или «Баллада о браконьерстве» (1965)). <…> Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант — как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды» — казалось, ослабевает.

— Вольфганг Казак
Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.


Ричард Никсон и Евгений Евтушенко

Результат выборов-1989 в Харькове, на которых с огромным отрывом (в 19 раз от ближайшего кандидата) победил Евтушенко
С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года — секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года — сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года — член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в городе Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где жил постоянно, иногда приезжая в Россию[16].

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «И;дут белые сне;ги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

Последние годы и смерть
12 марта 2017 года Евтушенко был госпитализирован в тяжёлом состоянии в США[17][18]. У него был рак в последней четвёртой стадии, вернувшийся после операционного удаления почки, прошедшего около шести лет назад[19]. По свидетельству Михаила Моргулиса, Евтушенко до последнего оставался в сознании[20]. Евгений Евтушенко умер 1 апреля 2017 года во сне от остановки сердца в окружении родных в Медицинском центре Хиллкрест в Талсе (штат Оклахома, США)[21][22][23][24][25][26][27]. Соболезнования выразили президент России Владимир Путин[28] и мэр Москвы Сергей Собянин[29].

10 апреля в храме Святого благоверного князя Игоря Черниговского посёлка Переделкино прошло отпевание поэта; отпевание совершил протоиерей Владимир Вигилянский[30].

11 апреля в Центральном доме литераторов состоялось прощание с Евтушенко[31].


Могила Е. Евтушенко на Переделкинском кладбище
В тот же день он, согласно своей последней воле, был похоронен на Переделкинском кладбище рядом с другими поэтами — Борисом Пастернаком[32] и Виктором Боковым.

В городе Зима Иркутской области 11 апреля 2017 года был объявлен траур[33].

Гражданская позиция
И сквозь рыла, ряшки, хари
целовальников, менял,
словно блики среди хмари,
Стенька лица увидал.
Были в лицах даль и высь,
и в глазах угрюмо-вольных,
словно в тайных малых Волгах,
струги Стенькины неслись.
Стоит всё стерпеть бесслёзно,
быть на дыбе, колесе,
если рано или поздно
прорастают лица грозно
у безликих на лице.
Братская ГЭС
глава «Казнь Стеньки Разина»[34]
В первый сборник стихов Евтушенко вошли стихотворения, прославляющие Сталина[35]. Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100-летнему юбилею Ленина. По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и т. п.) — следствие влияния пропаганды[36]. Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард <…> Жалкий какой-то Женя. Кокетка <…> В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…»[37]. Ранним стихам Евтушенко свойственны оптимизм и вера в светлое коммунистическое будущее, характерное для поколения «шестидесятников»[38]. Так, в одном из своих произведений он писал[39]:

Если мы коммунизм построить хотим,
трепачи на трибунах не требуются.
Коммунизм для меня — самый высший интим,
а о самом интимном не треплются.
В 1962 году в газете «Правда» было опубликовано ставшее широко известным[40] стихотворение «Наследники Сталина», приуроченное к выносу из Мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения: «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Последнее стихотворение было написано 23 августа 1968 года, через два дня после ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж.

Под впечатлением от военного переворота 1973 года в Чили и гибели президента Сальвадора Альенде, с которым он лично встречался, Евтушенко написал поэму «Голубь в Сантьяго». После падения диктаторского режима Пиночета, в 2009 году президент Мишель Бачелет удостоила Евтушенко высшей награды Чили для иностранцев — ордена Бернардо О’Хиггинса, после чего он прочёл свою поэму многотысячной толпе с балкона президентского дворца Ла-Монеда в Сантьяго[41][42].

Евгений Евтушенко печатался в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый мир», «Знамя». Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля[43]. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я — за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году. Однако, по воспоминаниям М. И. Веллера, это не мешало Бродскому просить у Евтушенко помощи в сложные жизненные моменты, причём Евтушенко никогда ему не отказывал[44].

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку Перестройки «Апрель».

После реакции[en] некоторых россиян на теракты в Лондоне, выраженной в злорадстве, прикрытом некоторым сочувствием[45][46], в 2005 году Евтушенко написал стихотворение «Так им и надо!», в котором отметил, что радость чужим бедам — наследство сталинского и гулаговского облучения, но «станции лондонского метро —/родственницы Беслана», и так как «Родины разными могут быть,/но при войне и терроре/разве не может нас объединить/общая родина — горе?»[47].

В феврале 2014 года Евтушенко обратился к народу Украины со словами поддержки и стихотворением «Государство, будь человеком!», написанным в ночь с 18 на 19 февраля, в разгар столкновений протестующих с милицией и внутренними войсками МВД во время Евромайдана. Отметив, что «невидимками на Майдане/вместе — Пушкин, Брюллов, мы стоим», Евтушенко выступил против политической вражды и в поддержку конвергенции, выразив надежду, что «всем Европой нам стать удастся»[48][49][50].

Критика
Литературный стиль и манера Евтушенко давали обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, в интервью 1972 года, опубликованном в октябре 2013 года, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский крайне негативно отзывался об Евтушенко как о поэте и человеке[51]:

« Евтушенко? Вы знаете — это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. … У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. »
Личная жизнь

Автограф Е. Евтушенко, 1989
Евгений Евтушенко был официально женат четыре раза[52]. Его жёны:

Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина, поэтесса (в браке с 1957 года);

Галина Семёновна Сокол-Луконина (в браке с 1961 года),
сын Пётр;
Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница (в браке с 1978 года)[источник не указан 220 дней],
сыновья:
Александр,
Антон;
Мария Владимировна Новикова (род. 1962)[53], в браке с 1987 года,
сыновья:
Евгений,
Дмитрий[54].
Факты
В 1963 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times от 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко: «…perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet)».
В 1967 году Евгений Евтушенко полулегально посетил Португалию, с которой при салазаровском режиме Советский Союз не поддерживал никаких отношений. Однодневный приезд организовала издательница Сну Абекассиш, имевшая по этой причине серьёзные проблемы с ПИДЕ. Под впечатлением увиденного Евтушенко написал стихотворение «Любовь по-португальски»[55].
Некоторые источники приписывают П. А. Судоплатову высказывание о том, что Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния»[56]. Однако в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя»[57]. Юрий Фельштинский также заявляет, что Евтушенко сотрудничал с КГБ, и его куратором в КГБ был генерал Питовранов[58].
Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками — Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании[59].
Супермикрокнига со стихотворением «Волга» имеет размер 0,5;0,45 мм и является одной из десяти самых маленьких книг в мире[60].
«Карельский зять» — такое прозвище Евгений Евтушенко приобрёл, женившись на петрозаводской студентке медфака Маше. В настоящее время Мария Владимировна Евтушенко — уже дважды выпускница ПетрГУ (медицинский и филологический факультеты) и мать двоих сыновей знаменитого поэта[61][62].
Евтушенко назвал любимой из написанных им поэм поэму «Голубь в Сантьяго», которая, по его собственному утверждению, спасла от самоубийства более трёхсот человек в разных странах[63][64].


               


Рецензии