Военно-медицинский музей. История одной выставки

                Мы быстро шли по красной ковровой дорожке через строй бюстов русских государственных деятелей и выдающихся медиков всех времен и народов. По пути успел заметить рядом с царственными особами загорелые бронзовые лица вождей революции И. В. Сталина, В. И. Ленина и С. М. Кирова. Наверное, здесь предпочитали подавать всю нашу историю, без хирургических изъятий. Интересно представить себе фантастическую ночь с этими ожившими изваяниями. У нас с ними мог бы получиться хороший разговор…
                Все вопросы мы решили быстро. Дело в том, что музей совместно с библиотекой «Cеменовская» организовал выставку моих работ в рамках традиционных Дней памяти лейб-гвардии Семёновского полка. Место для этого тоже было выбрано неслучайно. Военно-медицинский музей располагается в здании бывшего Александровского госпиталя лейб-гвардии Семеновского полка. От прежних хозяев осталось совсем немного, одна небольшая комната, соединявшая в себе часовню и зал памяти лейб-гвардии Семёновского полка, Семёновского - Александровского военного госпиталя. Богослужения в ней проводились только по случаю и большим праздникам. Рядом с этим залом и было решено устроить нашу выставку «Прогулка по Семенцам. Прошлое и настоящее». Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в гвардейском госпитале действительно когда-то была. Её даже построили вместе с госпиталем и освятили в июне 1800 года. Закрыли церковь уже при новой власти, в январе 1921 года. Даже вход сюда со стороны Введенского канала, которого тоже давно уже нет. Его засыпали еще в 1967 году. Теперь это имя носит улица, которая по-прежнему тянется от Обводного канала до реки Фонтанки. А еще здесь рядом сохранился Введенский сад, который за последние десятилетия сильно уменьшился в своих размерах. Когда-то в этом саду находился величественный Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка. Полковой храм заложили в 1837 году по указу императора Николая I. С тех пор праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (21 ноября), во имя которого строился храм, стал полковым праздником лейб-гвардии Семёновского полка.
                На этот праздник в православных храмах начинают петь: «Христос рождается», приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Может быть здесь, в часовне, стоило еще вспомнить о русских воинах, гвардейцах - семеновцах, сложивших свои головы за Отечество на ратном поле, сгинувших в тюрьмах и лагерях, о тех, чей след навсегда затерялся на далекой постылой чужбине, вдали от любимой Родины?
                Собор не дожил до своего славного столетнего юбилея. Его закрыли и разрушили по решению Леноблисполкома в 1933 году. Теперь о нем здесь напоминал скромный памятный знак, установленный в Введенском саду напротив Витебского вокзала.
                Как здесь не вспомнить одну старую мудрую притчу...
Однажды, к монаху-отшельнику ночью пробрался вор. Не найдя у него ничего ценного, вор удивленно спросил:
                - Где же все твое имущество?
                - Я все припрятал в верхнем доме, – сказал монах, показывая на небо...
                Музей показался мне настолько интересным, что не удержался и еще до начала будущей выставки заглянул туда еще раз. Захотелось лучше почувствовать это историческое место. Может быть потом мне удастся еще что-то передать людям вместе со своими работами. Пришел в музей самым обычным порядком, как посетитель, спросил только, можно ли попасть в домовую церковь? Она, по заведенному порядку, была в это время закрыта. Церковь открыли быстро и даже рассказали о ней. Сразу отметил, что мне, как военному ветерану, проход в музей предоставлялся бесплатно. Наверное, это правильно. Во время службы в армии мы тоже могли попасть в госпиталь беспрепятственным способом.
                Теперь этот бывший гвардейский госпиталь вместил в себя отечественную историю войн более чем за 200 - летний период. Что же в этом необыкновенного? Одна война сменяла другую, мирного времени у России почти не было. В других исторических музеях тоже обстоятельно рассказывали о войнах, как «о продолжении политики другими средствами». Это широко известные слова видного прусского военного теоретика генерала Карла фон Клаузевица (1780—1831). Здесь о войне говорили уже медики, а еще больше, о её страшной цене и милосердии. Способы и средства ведения войны всегда двигали вперед медицинскую науку, совершенствовали лечебную практику по спасению человеческих жизней в ходе очередной бойни. На представленных музейных экспонатах теперь можно было легко проводить занятия со студентами медицинских вузов.
                Любители острых впечатлений приходили сюда на вечернее театрализованное представление в «Анатомический театр». Его участники попадали сразу в XVI век, примеряли на себя роли профессоров, студентов-медиков, художников, католических священников и других жителей средневековых городов, а потом вместе присутствовали на вскрытии тела, которое по всем правилам проводил анатом-прозектор.
                В этот день здесь было много школьников. Протиснувшись через их подвижную разноголосую толпу, сразу же оказался на выставке, посвященной войне во Вьетнаме. Очень впечатляющая получилась экспозиция. Для большего воздействия музейщики даже повесили над головами посетителей несколько бумажных авиабомб. В зале ко мне подошел маленький хромой мальчик.
                - Скажите, а это настоящие бомбы?
                - Ты уже знаешь, что это такое?
                - Я видел как они взрываются…
                - Нет, мальчик, они не настоящие. Это только макеты…
                Мне очень захотелось поговорить с ним, узнать, откуда взялся такой необычный ребенок. Не получилось, почти сразу пришла учительница и увела его.
                В музейных залах, заполненных старыми военными фотографиями и медицинскими инструментами, я быстро почувствовал знакомую атмосферу армейского госпиталя и полевого лазарета. Так говорить правду могли только врачи: «Тебе сейчас будет больно и нужно немного потерпеть»... Самое удивительно, что это потом всегда оказывалось правдой. Тебе становилось лучше, вместе с возвращенным здоровьем. Так складывалось доверие...
                Как-то сразу дернуло морозом по коже, нахлынули воспоминания о прежней службе. Мне не понаслышке пришлось узнать тяжелый запах перевязочных пунктов, лекарств, кровавых бинтов и заживо гниющего человеческого тела. Однажды он въедался в твою кожу, мозг, в одежду и потом преследовал всю жизнь. О многом мне откровенно рассказывали друзья, опытные армейские врачи. Конечно, у нас там не столичные медицинские центры, и пили не дорогой импортный коньяк, а обжигающий горло спирт.
                Разговор часто получался жестким и совсем не о героизме, не об ангелах милосердия с красным крестом. Потому что, по большей части, война для солдата - просто тяжелая работа, грязь, кровь и физические страдания. Война всегда чудовищна, она уже никогда не покидала человека. Там, у солдата и офицера с любым знаком на его эмблемах, всегда была своя окопная правда о том, что «наверху» совсем другие понятия о жизни и смерти…
                Конечно, в таком музее на все это стоило обязательно посмотреть, хотя бы один раз в своей жизни. Даже тем, кто сегодня имел право нажимать на пусковые кнопки, решать вопросы войны и мира в самых разных странах. Потому что людские потери в масштабах государства всегда оставались простой статистикой, а в каждой отдельно взятой семье они кровоточили незаживающей раной. Потому что боль утрат у отцов, матерей, жен и детей уже никогда не залечить словами монаршей благодарности, бронзой памятников и щедрыми военными пенсиями.
                Мне показалось символичным, что выставочные залы музея, рассказывавшие о медицинской службе Красной армии и современных вооруженных конфликтах, сейчас отказались закрытыми на реэкспозицию. Они по-прежнему продолжали пополнять свои стенды новым материалом…
                Самыми первыми посетителями на выставке оказалась группа мальчиков кадетов из Павловска. В чем-то, даже символично. Будущие офицеры интересовались старой русской гвардией, ее традициями. Успел познакомиться с их воспитателем, наметился интересный контакт для участия в воспитательной работе с детьми.
                В памятный день, 4 декабря, в часовне Введения музея настоятель протоиерей Михаил Погиблов совершил торжественную Божественную литургию. Открытые двери часовни на это время превратили экспозицию выставки в часть храма и памятного зала лейб-гвардии Семёновского полка, соединив прошлое и настоящее. Казалось, что теперь сама небесная покровительница гвардейцев, Пресвятая Богородица проявляла свое благорасположение к собравшимся. Никогда раньше не считал себя примерным прихожанином и, возможно, поэтому видел лик Богородицы не иконописным. Её образ чаще приходил ко мне вместе с людьми помогавшими делать добрые и нужные дела.
                Отец Михаил - военный священник и его интерес к полковым храмам мне понятен. Он раньше служил в войсках ПВО, а став священником, бывал в горячих точках, открывал молитвенные комнаты в войсковых частях, строил храмы и открывал воскресные школы. До недавнего времени - помощник начальника Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова г. Санкт-Петербурга по работе с верующими военнослужащими. Когда отец Михаил узнал, что на месте Введенского сада раньше находился величественный собор, принадлежавший легендарному Семеновскому полку, что там погребены останки воинов, сложивших свои головы за Отечество, необходимость восстановления храма стала для него очевидной. Со временем для этого был создан специальный благотворительный фонд. Идея восстановления храма возникла в 1998 году, когда директору музея Анатолию Андреевичу Будко военные передали в дар старинную икону Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это стало поводом обратиться к настоятелю Николо-Богоявленского морского собора протоиерею Богдану Сойко, чтобы просить открыть на территории музея часовню во имя Введения во храм Божией Матери. С тех пор в ней регулярно проходили богослужения, а приходом часовни и возрождением Введенского храма стал заниматься отец Михаил...
                Позднее в музее состоялась презентация выставки, на которую пришли жители из разных районов города. Конечно, более других к выставленным работам проявили интерес жители Семенцов. Для них это уже второе пришествие выставки на свою историческую родину. Загородный Музей-усадьбу «Приютино» на встрече представляла главная хранительница музея, Нина Антонова. Интерес у неё оказался вполне профессиональным. Старшие сыновья хозяев усадьбы Олениных Николай и Петр служили в Семёновском полку, оба потом стали участниками Отечественной войны 1812 года. Позднее, Николай погиб в сражении при Бородино.
                Старший научный сотрудник Ласса Селиванова по ходу экскурсии в памятном зале рассказала, что военно-медицинский музей поддерживает связь со многими потомками гвардейцев - семёновцев, проживающими в настоящее время за рубежом. Уже много лет она собирает материалы, связанные с историей лейб-гвардии Семёновского полка. В Введенском саду у места взорванного полкового собора скоро будет воздвигнута каменная часовня. Она станет своеобразным памятником не только гвардейцам-семёновцам, но и всем тем, кто многие годы добивался этого непростого решения. Победы нужны не только на ратном поле, но и в окружающей жизни для восстановления исторической справедливости. У Лассы Николаевны есть основания считать это своим успехом тоже. Здесь у неё своя собственная история. Когда-то состоятельные родственники Лассы Селевановой были владельцами нескольких доходных домов. Один из них, всё еще можно увидеть в Семенцах на Верейской улице №28. Признаюсь, что узнав об этом, нимало не удивился. Глядя на поставленную, неторопливую походку Лассы Николаевны, её врожденные хорошие манеры и умение одеваться, легко представить такое прошлое. Люди, проработавшие много лет в музеях, незаметно для самих себя, могут свободно перемещаться во времени. Признаюсь, что и меня тоже давно увлекает такое занятие...
                Размышляя о выставке и состоявшемся там разговоре, неизбежно прихожу к мысли, что без своей исторической части сегодняшний Петербург все больше теряет знакомые черты. Только рядом с ней город всё ещё кажется прежним.
                Петербург - очень необычный город. Он чем-то напоминает мне волшебную флейту, скрытую в красивом футляре. Соединяясь с музейным пространством Северной столицы и ее окрестностей, она начинает говорить с нами, звучать в свой полный голос. Поверьте, это совершенно удивительная и неповторимая мелодия...
               
На фото - рисунок автора: Семеновский - Александровский госпиталь в Петербурге


Рецензии
спасибо за интересно - познавательный рассказ! читала с удовольствием!
С уважением Людмила Бусарнова

Людмила Бусарнова   06.12.2019 18:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила.

Сергей Псарев   06.12.2019 23:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.