художник аскет. асоциальность как.. мудростьь?

дом, с мезонином, (с меннонитом) и пр. прелестями



--
(двух-трёхх-..)ярусное эссе по мотивам чеховского миниатюрного шедевра..




----
1.

первые впечатления от чеховского миниатюрного шедевра.



**


прочёв чеховскый "дом с мезонином" был впечатлён
и сюжетом в целом и отдельными эпизодами,сценами.


такие вот пришли в голову мысли, идеи по этому по-
воду, в связи с проблематикою поднятою в сием рас-
сказе соотв.

итак,

эта вещь мне представляется как некый сентиментально-
психологическ. рассказ.; и, социально (-политическ..)
(некый даже памфлет в своём роде или типа того, - фе-
льетон и т.д. т.п. ноты проскальзывают-таки просвечи-
вают - в диалогах главного героя-рассказчика..) - са-
тирическый в общем-то по настроению-таки.

эхкзистенциальная (психологич., любовная) драма в т.ч. 


гл.герой - художник (альтерэго самого чехова а. соотв.).
исповедует, судя по своим разговорам (в диалогах, мыслях
(вслух)) некую форму (с содерж.) рёскинизма (от имени ..
основателя,гл. идеолога сего философск. некоего учения..
(направления,течения) - д.рёскина). т.е. он: и некый рё-
скинист (как и толстой л., соотв. косвенно можно назвать,
отнести нашего художника и к толстовцу также и в т.ч.. );
и утопист,идеалист.; натуралист (..`ж.ж.руссоистт`)., ау-
тентисттъ..

неанархическая (по крайней мере не ярая и не бездумная..)
такая альтернативная асоциальность некая. точнее социаль-
ность-общественность, но, иного порядку; категории,харак-
теру, чем сложившаяся традиционно социальная система.. в
которой типично, прозаично, банально., - и нелепо в общем
-то., - мы все пребываем на протяжении вот уже нескольких
тысячелетий соотв., (приближающихся к десяти +- уже) вот..
такая общность, которая зыждется на естественных совершен-
но идеалахх: на идеях как индивидуализма,свободы.; так, в
равной же степени и на концепцияхх равенства, братства ..-
идеалах гармонии, синергии. на идеалахх - свободы, любви.,
доброты.; справедливости., (демократии..в хорошем смысле).


(..уместными могут быть, можно позволить эпитеты из серии:
`софист`.; суфийст.; `дервишист`; ..`меннонит`.; `бахаист`
некый.; ..плюралист.  ..такие вот интенции асоциального .. 
аскетичнаго  типа жисни., по крайней мере ..) .


(острая) (резкая) социальная критика существующего социаль-
ного устройства общества. критика, социально-политического
строя, направленного на всё большую эхксплуатацию простого
народа.; оправдывающуюся как бы всё большим увеличением по-
требностей.,аппетитовв всё возрастающихх. соотв. и, необхо-
димостью (мнимой по сути-то, по существу-то - конечно же..)
как бы - всё большего потребления,поедания - разнообразных
продуктов.., - надо-не надо. работа на потребление соотв..
продуктов, без которых (или, во всяком случае не в таком..
кол-ве) - нормальный,здоровый,разумный таки человек можетт
вполне себе да и обойтис. в отличие от иных духовныхх вещей,
ценностей - истинныхх настоящихх.; которые зачастую, к сожа-
лению антагонистируют, увы (или, по крайней мере конкурируют
весьма - за время, силы,энэргию.; которые человеку нужно вк-
ладывать-таки., затрачивать соотв., - в то либо иное русло..
приходится выбирать, увы. так уж устроен мир. не нами приду-
мано так, - `закон сохранения энэргии`, сообщающиеся сосуды:
время - переливается., вливается; - соотв. либо в духовное.,
либо материальное. при этом по-хорошему, для человека - при-
оритет всё же духовное - доминанта.. материальность = допол-
нение некое.).

собственно есть мнение, что человек, даже и не порабощающая
система; - сам виновник, - сам инициатор как бы - своего же
раболепия. он сам избегает всячески любых мыслей,идей о со-
бственно свободе,душе и прочихх таких аля абстрахкцциях.,э-
фемерностяхх, аллюззияхх, идеалахх.; о, глобальныхх некиихх
таких вещахх., умозрительныхх и пространныхх.; глубоокомыс-
ленныхх такихх вопросах.; - квинтэссенцциальныхх собственно
(..`обо всём и ни о чём` - одновремённоо). вот.

такое мнение существующее на сей счёт, из недавне постфактум
выцепленных, - встречается у таких авторов (соотв. писателей
в большинстве своём; или, как минимум - плюс и ещё что-то..)
как: радикалисты - ги дебор, кен кизи.; потом полегшее чуток
- андре моруа., михаил веллер..
в своихх книгахх они поднимают-таки вопросы социальной крити-
ки., неравенства. проблемы,проблематики: меры контроля, меры
потребления., меры работы.; в общем, разумности жисни, бытия.

безусловно, объективно верно подмечено, что кому-то (может и)
не нужен-таки некый воевода, пастух.. но, а кто-то без них, -
пастырей-то, поводырей., - обойтис ну никак не могёт. вот-с..

в глубине, недрах человека заложен алгоритм некый правильного
мудрого жития,бытия. если обратиться к этим знаниям, мудрость
порадует своими открытиями.. осознанность наполнит всю жизнь.
(просто) докопаться., дойти до э#того источника надобно. вот.
только вот загвоздка, естественно и то, что про%цент таки -..
тех кто чуток к таким инсайтам,озареньям.; - тонким материямъ
- весьма мал однако. и, как будто действительно природа зало-
жила такое соотношение, когда теоретические чаяния о всеобщем
счастьи - кажутся лишь утопиею; плодом идеалистического раду-
жного воображения-надежды человека.
однако, для веры - слепой - это не преграда. надеяться на все-
мерное счастье есть право любого. стремиться - да, пускай это
и невозможно,недостижимо; но само стремление - облагораживает.
кое-чего постичь не дано. лишь верить остаётся. и это хорошо..




----
2.

критическыя суждения - безоценочного как бы характеру.,
с чёткими позициями. (.."ничё личного,лишного; всё по делу").


**


в природе естественность самое заложено. человек сам регулиру-
ет свою жизнедеятельность самостоятельно. конечно, ..животное
поведение тоже не всегда прилично с точки зрения этики и эстэ-
тики. однако, оно адекватно, с позиций базовых потребностей; -
значит имеет таки всё же право да быть. пусть и не эстэтично,-
а практично,прагматично,утилитарно. пусть неэтично, но свобод-
но. а это тоже немалого стоит.

про медицину, школу - "..аптечки., .. " - как пренебрежительно
заметил гл.герой-рассказчик (сам чехов собств.) - моё мнение -
это всё вещи необходимые несомненно. для определённых категорий,
определённой ситуации : школа на этапе освоения базовых навыков,
медицина - для некоторой профилактики сложных болезней и эхкст-
реннаго соотв. вмешательства так сказать.. во всех прочихх слу-
чаяхх, на мой взгляд, принцип аля "в малых дозахх - лекарство.,
в чрезмерныхх - уже яд" - совершенно справедлив и в отношении -
социальныхх институций; не стоит и здесь злоупотреблять сиими -
помощниками,подспорьем - ..`костылями`; - которые специализиро-
ванные, для строго отведённых специфическихх случаев/ситуаций..
в общем-то, предусмотрены довольно оправданно и обоснованно ве-
сьма.
всякое ж злоупотребление., неуместное применение., ..`залипание`
на подобныхх вещахх - как минимум, опять же `топтание на месте.,
стагнация., либо что ещё хуже деградация.

в природе заложены механиззмы оздоровления. если жить в гармонии
- с собою и природою, миром.; то, это и есть профилактика наиэф-
фективнейшая., на мой субъективный взгляд. при этом, медицину -..
для крайних-то случаевв, где без профессиональной квалифициров.-
грамотной помощи не обойтис., - конечно же полностью со счетовв-
снимать ни в коем разе не стоит, упаси бог. ведь столько случаевв
замечательных, когда кроме вмешательства медицины ничего не могло
спасти человека. такие методы порою весьма и весьма эффективны ..
(и, далеко-то ходить за примерами не надо: те же стоматологи - как
облегчают нашу жизнь (страдания) порою. без ихх методовв - никуда.,
никак уже.).

со школою-то как быть .? - научиться : ..считать., читать., писать..
и, - к чертям собачьим (i).  идтить в ..университет - ..наукам., ре-
лигьям,  ..и с к у с с т в у   обучаться. примерно такую мысль вслух
и вложил чехов в уста гл.героя-художника-рассказчика (в "д. с м.") -
в диалоге-диспуте с лидочкою-`плюмбицею`. [`плюмбум` - как метафора..
правдолюбца,моралиста.; который слепо и яро верит в некую мораль.; ..
при этом однако настолько стерильно и безоглядно., что и сам станови-
тся фанатиком.; - источником бед для окружающего (..неидеально-совер-
шенного., нестирильного (..и, слава богу., - на самом-то деле..))мира
соотв.]. {ещё, мне эта литературная драматическая сцена напомнила -..
рефференс с фильмом чухрая "ч1-й"..: сама драматургия конфликта между
`белым` пленным офицером и `красною` конвоиршею так сказать, тоже со-
стоит в проблеме выбора., в столкновении концепций жизненныхх паради-
гм (идеологически-моральных; этических,формальных.; политических даже
если угодно - с одной стороны.; и, некиихх - аля свободныхх., эстети-
ческыхх.; общегуманистическыхх.; надыдеологическыхх, надполитич. если
угодно.. ). и традегия сиих сюжетовв - в том, что выбор окончательный
делается-таки не в пользу соотв. второго - мудрого - любовного - сво-
б о д н о о о о г о. хотя всяческими (мелодраматическими) худож.-выра-
зит. средствами (музыкою - музык.оформлен.соотв. сцен в кадре-мизансц.;
пластикою тоже - как и самих персонажей (жестами,движением); так и опе-
раторской (динамико-фотографической передачею )) - эхкспрессию., поэти-
ку., поэзию (- драматиззма., мелодраматизма., трагизма..); - обнажить и
показать как и насколько для неё (-той что ошиблась по большому счёту..
всё же. - на мой-то взгляд по крайней мере,  моя позиция - эстэтская ж)
это всё ужасно всё же; - делать такой страшный выбор, принимать ужасное
решение.. при этом мнения в ссср должны были разделиться: кто сторонник
идеологии коммунизма - наверняка на стороне женщины-девушки-коммунистки.
но, мне кажется какая-то часть аудитории солидарна и с позициею - когда
её такой самоотрешенностный,слепой,неразумный,немудрый,негуманный в кон-
це-то концов, - поступок (напомню историю-сюжет: она убивает его при б.)
- ..вызывает таки критику., неодобрение., непри(н)ятие .. и  т.д. т.п.}.
такое вот лирическое отступление можно сказать. хотя ||-параллели естьь.

в позициональном некоем отношении, трое героев (и + четвёртая - женя..),
есть архетипическые примеры-образы., которые можно охарактеризовать как:
лидочка-"плюмбичиха" - как ярая `социалистка`(-..социоманка.,социофилка)
= одна крайность(/до фанатизму+- буквальноо..); другой полюс - это недо-
обломовв, -белокуров (~крайняя+- форма пассивности некоей вообще жизнен-
ной.. витальной.. пассионарноей.). ~ нигилист +- своеобразный ~ .
герой чехова же, - художник - где-то посередине что ли +- или типа того.
не есть ли это - ..гармоничное., мудрое соотношение социальн. и личного. 
ибо, аля `правильность` до безобразия - таких дев как лида и ей подобн.,
нередко/частенько до добра особо не доводит в конце концов, и по большо-
му-то счёту. вот. такова моя мораль. чеховская где-то близко скорее все-
го. (ну или сказать - моя близка его мнению; дабы соблюсти субординацию;
он же первее меня, он же авторитетнее. снимаю шляпу в общем, антон п.ч).
[..мне однако можно перенять,принять эстафетную палку от подобных ему ..
как впрочем и чехов сам когда-то в свою очередь принял её у предшеств..].

{такие пироги.}




----
з.

радужноое


**


верить в свободу. добро. счастье.
не это ли тема едва ли не всех писателей всех времён и народов.
о несправедливости, неразумности, негармоничностии; - на конт-
расте-то - со светлым,добрым ..далёкиим   ..и, близким - одно-
времённоо. идеалоомъ *
не это ли (один из-минимум) главный мотивв - писательствования.
как попытки  и з м е н и т ь  мир,людей  -> к  л у ч ш е м у !. 

и я туда ж.
наьлюдаю. вижу. пишу.

тысячелетия летят. человек как будто стоит поныне на месте том..
сократ,платон,аристотель - ещё тысячелетия назад писали мудрые
мысли.
народ же, невежественен - как и при царе горохе. в массе своей.




--
ч.

посткриптум:

морализатория (всё же не обошлос, поддать таки да и придётся..)



**

есть люди, которые любят - приказывать,командовать.; мучить,изде-
ваться. определённо, есть и люди, - кому нравится чтобы над ними
доминировали. любят раболепие., (рабопритворничество как минимум).
может от нездоровых некиих причин.

не хочется принадлежать ни к тем, ни к другим.
хотя лагерь их соблазнителен,заманчив. иногда.

п с и х о л о г и з м ы    некыя:   порочный круг замкнут - разд-
ражение,усталость - порождают, приводят к - не гармоничным мысле-
чувствам неким, соотв. ведущим к поведению нехорошему,недоброму..
а они опять в свою очередь питают-таки эскалируют нагнетают педа-
лируютт - снова и снова и снова.; - по цепной связи-реакции = ра-
здражение и усталость соотв.
=слабость духа, малодушие некое и пр. нездоровыя мыслечувства и..
поведение соотв. они, наверное, и есть главные причины положения
вещей, состояния - общества. п с и х о л о г и ч е с к а я  сфера
-~ причина +-. остальное - как следствие скорее всего., наверное.
..прискорбное бесчувствие. холодность.. в жизни человека, эх-хх..



--
pps


и, как будто и властьимущим,истеблишменту - выгодно-таки, - чтобы
человек таки был в психологическом некоем терроре что ли. репрес-
сированном,-..репрессирующем социуме таки .

а люди ..подыгрывают таким драконовским правилам,(законам) игры ..

прискорбно однако.



----
таков пассаж вот-с.






====
приложение # раз.


**


любопытные на мой взгляд фрагменты собственно из "сада с мезонином".



(само)ироническый (как минимум. как макс. - саркастическый.,
`декадентскый`., сатирическый..) пассаж., - про долю таки участь
- художника (-слова,писателя - в т.ч., в данном случае соотв..);
(само)исповедальческый пассаж (гл.героя-рассказчика =альтерэго..
самоего чехова а.п. соотв.), вот.


--
начало цитирования:

>>

..

- скажите, отчего вы живёте так скушно, так не колоритно ? - сп-
росил я у белокурова, идя с ним домой. - моя жиснь скушна, тяже-
ла, однообразна, потому что я художникъ, я странный человекъ, я
издёрган с юных дней завистью, недовольством собою., неверием в
свое дело, я всегда беден, я бродяга, но вы-то, вы, здоровый но-
рмальный человек, помещик, барин, - отчего вы живёте так неинте-
ресно, так мало берёте от жизни? отчего, например, вы до сих пор
не влюбилис в лиду или женю ?

(..)
 

{стр.1о (- бумажн.книжки соотв.)}



>>.
--
конец цитирования.


--
ну и далее про оптимизмъ и пессимизм:
..про 99% глупыхх людей и, 1% умныхх.

(..)


{стр.11 (-"-)}.


*


--
ай да чехховвъ., ай-да ..молодецъ.





----
приложение # двас.



--
вопрос по ходу литературоведческый, теоретическый соотв. возник вот:



..чем отличается-то, в чём различие собственно рассказа от повести ??


-.. хм, только ли размерностию, объёмом, величиною - колич-м показ.??


(..)


ну да, выходит что и качеством - глубиною сюжета;
и соотв. количеством - (вытекающим +-) широтою ..


повесть посередине между рассказом (`мелочь пузатая`) и уже, романомъ.




----
приложенье # трес.



--
собственно ссылка на текст самого рассказа "дом с мезонином" в том
виде, в каком мне довелос с ним познакомиться., почитаться намедни
буквально. вот.



--
начало цитирования..
>>(..)<<

--
ссылка:
..


Рецензии