Легенда о Живой воде

Эпиграф

https://www.youtube.com/watch?v=YR_uzjzbG5Q

Предисловие

В Кабардино-Балкарии есть удивительная местность с великолепными водопадами и многочисленными минеральными источниками, известное под названием урочища Джилы-Су, расположенного в предгорье Эльбруса на высоте свыше 2,4 км над уровнем моря. С кабардино-балкарского языка его название переводится как «теплая вода». Оно говорит о том, что из-под земли бьют горячие источники целебной воды. Именно поэтому в горах основали курорт и построили к нему асфальтированную дорогу из Кисловодска. Местами она представляет собой настоящий горный серпантин.
Урочище Джилы-Су на карте Кабардино-Балкарии Джилы-Су в Кабардино-Балкарии находится в верховье реки Малки на расстоянии 80 км от Кисловодска и в 6 км от горы Эльбрус. Выше урочища Джилысу находится пробивающийся раз в году на пару летних месяцев так называемый Серебряный источник. Никакого серебра в воде не обнаружено, но факт того, что вода, набранная из источника, годами не портится в отличие от нарзанов Джилысу, заинтересовала учёных. Исследовав пробу «серебряной» воды, они пришли к выводу, что её структура отличается от всех вод. Ни газированность, ни содержание солей не влияют на структуру воды. Все воды описываются химической формулой аш-два-о, в том числе и «серебряная». А вот, что изменило структуру воды - тайна за семью печатями. Хотя на одну загадку у Серебряного источника стало меньше. Нашли причину появления воды в источнике раз в году летом на пару месяцев. Оказывается, высоко на источником на склоне Эльбруса озеро, которое связано с источником проходом в толще скального тела горы. Проход забит ледовой пробкой, которая в летнее время тает, воды озера устремляются вниз, сильно понижая уровень водоёма. Глазам мира является Серебряный источник. Лето в горах заканчивается быстро. Ночью холодно, вода в проходе замерзает, образуя новую пробку - Серебряный источник иссякает. Вот и вся загадка. Любое чудо можно объяснить вполне земным. Но вот как изменяется структура воды, какие процессы, происходящие в озере, на это влияют, пока необъяснимо. Но это дело времени - объяснение найдётся. Многие лечащиеся на народном курорте стараются приехать в Северное Приэльбрусье к началу «функционирования» Серебряного источника, чтобы принять все возможные водные процедуры региона.
 Исследователи Приэльбрусья на предмет былинной Русколани в отличие от сказок «О живой и мёртвой воде» считают минеральные источники Джилысу легендарным «Чистилищем» физических тел, страждущих исцелиться от недугов. Только очистив тело от скверны в «нижнем мире» урочища Джилысу, можно было подниматься для вознесения душ в «верхние миры» плато Ирахиктюз, где находится Серебряный источник, воды которого не лечат раны и недуги, а оживляют дух человека. Возродившего здесь душу допускали к культовым местам чарующих просторов Ирия-сада (плато Ирахиксырт), где жрецы отправляли свои культы. Способности воды «протухать» и не портиться породили легенды о «живой» и «мёртвой» воде. Помните из русских народных сказок? Спрыснули изрубленное тело мёртвой водой. Оно срослось, раны затянулись. Спрыснули живой водой – человек ожил. Говорят эти сказки именно об источниках Северного Приэльбрусья, где минеральная «ванна» в Джилысу - «мёртвая» вода, а Серебряный источник - «живая». Нашлись и материальные подтверждения, что минеральными источниками пользовались в стародавние времена. Например, на дне Серебряного источника нашли черепок от очень древнего сосуда. Минеральные источники Джилысу уникальные. Они считаются одними из сильных в России по своим целебным свойствам. А некоторые утверждают, что равным им нет во всём мире. Углекислые и соляно-щелочные нарзаны сосредоточены кучно: на территории, не превышающей квадратный километр, что позволяет лечить самый широкий спектр заболеваний, практически всё. Известны подтверждённые случаи излечения от такого смертельного заболевания как рак!
Былины и летописи приносят информацию о том, что термальные источники в Приэльбрусье издавна были настоящим спасением для хворых и немощных. Сюда шли пешком, добирались на лошадях, преодолевали крутые горные склоны с единой целью - принять целебную нарзановую ванну и выпить «живой» воды. Сказка - ложь, да в ней намёк… Все мы помним с детства сказки, в которых раны героя лечили мёртвой водой, а потом оживляли его с помощью живой. Оказывается, это не выдумки. Живую и мёртвую воду люди научились получать сами. Да и в природе существует много чудодейственных источников. Самые известные, пожалуй, находятся в Северном Приэльбрусье в Джилы-Су. В минеральном источнике - мёртвая вода, а в серебряном - живая.
1. По легенде именно у подножия горы Алатырь, как в древности назывался Эльбрус, находился райский сад, который впоследствии был отделен от остального мира огненной рекой под названием Смородина, или Кызыл-Кол, а в современном звучании исток реки Малки. По преданию через эту речку проходил Калинов мост, служащий для перехода душ умерших в загробный мир. В реальной жизни этот природный мост существует в виде каменной пробки над ущельем. Джилы-Су это не только урочище в Кабардино-Балкарии, но и уникальный источник, бьющий из земли с температурой воды +25°С, что и послужило его названию, которое переводится с тюркского как теплая вода. Предполагается, что вода нагревается вулканическими процессами глубоко в горных породах. Близлежащие камни природной ванны окрашены в красных цвет отложениями железа. Этот источник служит для принятия минеральных ванн, ее не пьют, так как считается, что здесь мертвая, а в Серебряном источнике живая вода. У других источников можно найти минеральную грязь, которую принято накладывать аппликациями на больные суставы или обмазываться полностью. После чего необходимо дождаться полного высыхания лечебной грязи и смыть ее водой из целебного источника. По минеральному составу и вкусу все источники очень отличаются друг от друга. Есть кремневые, железистые, слабоминерализованные воды, которые собираются в небольшие естественные бассейны. Каждый горный источник полезен для организма человека: улучшается состояние опорно-двигательного аппарата; укрепляется нервная система; стабилизируется работа печени и почек; улучшается работа органов пищеварения; нормализуется гормональный фон; выводятся шлаки и соли.
2. Однажды два брата-горца поспорили, кто из них будет владеть солнцем, а кто луной. Они никак не могли прийти к согласию и отправились по ущельям Эльбруса в надежде, что им встретится тот, кто поможет разрешить спор. Устав от долгой дороги, они присели отдохнуть. Вдруг на старшего брата сверху упала огромная змея и стала его душить. Младший схватил её и стал тянуть. Змея оставила старшего и перекинулась на младшего. Старший схватил шашку и перерубил гадину, но при этом случайно перерезал горло брату. Размотав с тела младшего брата обвившуюся мёртвую змею, он бросил её в источник с неприятным запахом… И змея вдруг ожила!
Когда старший брат понял, в чём дело, то решил проверить свойства воды из источника. Он отрубил мизинец левой руки, а потом окунул руку в воду. Палец прирос мгновенно. Тогда он побрызгал этой водой рану младшего брата, и тот сразу ожил.

Лугов цветочный аромат
струится вниз, прозрачен воздух,
Шумит, искрится водопад,
С горы спадая, ищет роздых.

Внизу в долине есть село,
Что прячётся за горной веткой.
О нём сказание дошло
До нас от наших давних предков.

Поверьте вы моим словам,
И передайте, чтоб знал каждый.
Два брата дружно жили там,
Но вот повздорили однажды.

«Родился утром я, мой Брат,
А ты родился, знаю ночью.
Луна твоя, твой в жизни знак,
А мой конечно, это Солнце!»

«Несправедливо говоришь,
Суть не в рожденье нашем точно!
По сердце Солнце мне, молчишь,
Луна ж, как ты, молчит воочью».

Спор бесполезный долго шёл,
Как в пропасть всё летело гулкий.
Чтоб разрешить сей разговор,
Решили – сходим на прогулку.

Шли долго, солнце, жаркий день
Устали, нет в ногах ведь правды.
Присели рядом вместе в тень
От горного большого камня.

Недолог отдых был в тенях,
Беда пришла с открытым жалом…
Змея, что грелась на камнях,
На Брата Старшего упала.

Вокруг обвилась и давай,
Ему давить всей мощью горло.
Брат захрипел, кричит: «Вставай!
Спаси меня!» Змея упёрлась…

Умён был Младший, тороплив,
Схватил змею за шею строго…
А та Старшого отпустив,
Обвила кольцами другого.

Тут Старший, выхватив кинжал,
Одним ударом взрезал корпус,
Змею рассёк он пополам,
И… младшему попал им в горло.

Так, Старший брат, убив змею,
С досадой бросил прямо в воду.
Упал брат Младший, жизнь – судью,
Взывает Старший к небосводу…

Но чудеса, змея жива,
Родник, что бил из недр священный?!
Но странный запах, ведь молва,
О нём давно шла в суеверьях.

Решился… новый взмах руки,
И палец падает без жалоб…
Он к роднику рукой приник,
Рука здоровой сразу стала!

Водицу, зачерпнув рукой,
Побрызгал тело с благодатью.
И ожил Брат, родник святой,
В слезах обнялись дружно братья.

«Богатыми мы можем стать,
Вода живая», - Младший молвил,
«Людей ты будешь врачевать,
Слух распущу, ты – чудо доктор!»

С тех пор минуло много дней,
В них по ночам, в час пик, увядший…
К источнику в дни потемней,
Шёл за водой брат тот, что Младший.

А Старший всех лечил подряд,
Доход их был теперь стабилен.
С водой «пришёл» мешок деньжат
В достатке братья те зажили…

Служилось это в Рождество,
Шёл за водой…Темно, источник,
Недобро встретил там его -
Дракон стоял как полуночник…

«Я здесь поставлен сторожить,
Как смеешь ты без промедленья.
Живую воду уносить
Без спроса и без дозволенья?!
Лишил покоя ты меня,
Сюда приходишь очень часто.
Зачем тебе нужна вода,
Ответь мне смертный всё согласно»

Тут испугался младший брат,
Поведав правду всю Дракону.
Тот, понял, что не виноват,
Но всё должно быть по закону. 

И с облегчением вздохнув
Дракон сказал витиевато:
«Хочу, в глаза его взглянуть,
Хочу другого видеть брата.
Клянись землёй, клянись отцом,
Тем, что тебе по жизни свято.
Но утром должен привести
Ко мне сюда другого брата!»

«Я передам твои слова,
Но за другого не ответчик.
Клянусь отцом, вернусь я сам,
Приду к тебе, Дракон, на встречу!»

Речь, брата Младшего приняв,
Дракон ушёл с главой под воду.
А брат, с водою зашагав,
Пошёл в село к себе на отдых.

«Глупец, ты братец и кретин,
Ты веришь чудищу, закону?!
Вот, если хочешь сам иди,
С утра в пасть к этому Дракону»

Вот свет в верхушках гор слепит,
И отражаясь, льёт струёю.
То Младший брат идёт, спешит,
К источнику с водой живою.

Ждёт у воды его Дракон:
«Где Старший брат, недальновиден.
Нечестен, слаб, а я – закон,
Вас отпустил б, его увидев.
И разрешил бы точно спор,
С которым вышли вы из дома.
Ну, что ж, клянусь водой озёр,
Судить я буду по живому!

Ты честен, и в душе силён,
Тебе и Солнце, без разборки.
Оно по праву лишь твоё,
Будь Соколом со взглядом зорким.

Твой брат бесчестит род мужской,
Луна его теперь воочью.
Пусть лупоглазой Совой
Будет летать, да только ночью».

«Да будет так!», - сказал Дракон,
«Пускай свершится правосудье,
Мой справедлив всегда закон,
Да обернуться в птицы люди!»

Летает Сокол вверх в подъём,
Подставив Солнцу – другу крылья,
Сову он ищет белым днём,
Чтоб рассказать, как спор стал былью.

А та, подальше прячет взор,
В тени, где нет дневного света.
Вот так решился братьев спор,
Один - в ночИ, другой - в рассветах!


Рецензии
Познаватедьно преккрасно и так талантливо.

Сергей Лутков   24.09.2022 16:46     Заявить о нарушении
Доброе утро, Сергей! Рад твоему отзыву к легенде. Игорь

Игорь Апрельский   26.09.2022 06:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 66 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.