К научному пониманию причин развала Советского Сою
В статье «Трагедия СССР. Почему самый образованный в мире народ не смог предотвратить развал страны», написанной якобы неизвестным автором, но опубликованной на ряде сайтов приводятся факты о «деятельности-бездеятельности» КГБ СССР, сыгравших по мнению автора роковую роль в судьбе страны.
Это очень интересно, но всё-таки главная причина не в деятельности-бездеятельности КГБ и лиц, спевшихся вокруг этой организации. Это субъективный фактор. Главная – недостаточность объективных условий и в России, и в мире для закрепления нового общественного строя. Они, возможно, в планетарном масштабе только начинают складываются. Сейчас уже даже наиболее дальновидные миллиардеры (только не российские) начинают поговаривать о том, что капитализм себя исчерпал.
Материально Россия была готова в начале ХХ – го века к дальнейшему развитию капитализма на своих просторах, но даже и развитого капитализм она не смогла создать из-за политической слабости российской буржуазии как класса. И получилось то, что получилось. Мы бы назвали это в свете осмысления опыта социального строительства: «предсоциализм» или «ранний социализм».
В истории капитализма можно тоже обнаружить аналогичное явление (развитие буржуазных отношений в итальянских городах в эпоху Возрождения). «Ранний социализм» в России как незрелая система в чрезвычайно жёстких условиях отчаянно противостоял и внутренним и внешним деструктивным силам, в конце концов не смог устоять. Но он («ранний социализм»), полагаем мы, указал более чётко дорогу к его (социализма) более зрелым формам (если учитывать не только трагический российский опыт, но и другие успешные и неуспешные шаги в этом направлении.
Трагизм социального творчества масс в России был предчувствован некоторыми нашими писателями и философами (Горький, Платонов, Бердяев, Булгаков и др).
Им удалось вскрыть основное антропологическое противоречие Русской (Великой Октябрьской социалистической) революции, т.е. противоречие понимания и принятия справедливого общества лидерами революции (по европейски, в российской традиции от декабристов до большевиков) и понимания и принятия его (справедливого общества как царства божьего) простым людом, полуобщинным полуправославным, полуязыческим крестьянством и фабрично-заводскими рабочими( в российской традиции от участников народных восстаний и бунтов до старообрядцев и разных сектантов).
Наконец, сам Владимир Ленин остро чувствовал опасность перерождения характера власти в Советской России и в последних своих письмах и заметках предупреждал об этой опасности своих соратников.
Есть ещё один аспект научного понимания развала Советского Союза. Теоретический, а точнее антидогматический. Марксистский теоретический коммунизм имеет мировое значение как опыт научного осмысления социального творчества людей. Но в нём в основном отразился опыт Западной Европы и Северной Америки. Однако практика реализации этой научной теории показала, что социальные процессы и социальные закономерности гораздо сложней, чем это представлялось и Марксу, и многим его последователям, от некоторых Маркс ещё при жизни и сам был вынужден открещиваться («я не марксист»). Объективная необходимость творческого развития «теории научного управления обществом», чем, в сущности, и должна быть теория научного коммунизма в широком смысле, не была реализована по той же причине – незрелости социальной системы.
Ещё в конце XIX– начале XX веков наука вступила в пространство пост неклассической парадигмы, которая подвергла линейное восприятие эволюции сомнению. В теоретических положениях, доминировавших в Советском Союзе в обществознании, преобладало линейное восприятие, не позволяющее раскрыть всю полноту сложности социально-антропологической реальности.
Представление о чистых общественно-экономических формациях является идеализацией. Реально в структуре любого социума всегда присутствуют и действуют в той или иной форме элементы реликтовых социальных отношений и структурные элементы новой общественно-экономической формации. Те структурные элементы, которые доминируют на данный исторический период, и определяют лицо социума. По-видимому, социалистической политическая власть в СССР была до тех пор, пока, действительно, выражала и реализовывала интересы трудящихся классов и социальных слоёв. Когда бюрократия стала своими сословно-групповыми интересами вытеснять интересы общегосударственные, всенародные, начался процесс деградации, перерождения власти и общественного строя. В 91 – году это процесс подошёл к завершению.
Да, конечно, большинство граждан РФ и граждан бывших советских республик оглушены падением СССР. Но и так называемый западный мир очевидно не почувствовал облегчения. Его постоянно трясёт как в лихорадке. Продолжение доминирования власти олигархического капитала грозит гибелью всему человечеству. Осознание этого будет способствовать объединению всех антикапиталистических сил: антифашистов, антиглобалистов, пацифистов, зелёных. Социалистическая революция в России при всём своём трагизме показала миру возможность создания более комфортных условий для дальнейшей борьбы за торжество «идеи общества реального гуманизма». Существование СССР, вся его история - беспримерный подвиг народа, его создавшего.
Советский Союз доказал, что может существовать общество, главной целью которого может стать развитие творческих способностей каждого человека. Опыт Советского Союза и других «ранних социалистических государств» способствовал распространению практики «социального государства» в социалистической и буржуазной формах. Основной вклад СССР в разгром Гитлеровской Германии и её союзников приостановил тенденцию фашизации капитализма как мировой системы (фашизацию мы определяем как существующую внутри империализма тенденцию возвращения к открытому рабству).
Свидетельство о публикации №119112705919