Братья

1

Протянул землепашец плоды –
но в душе прогремело: «Пади! –
Падай ниц, падай ниц, падай ниц,
если духом ты смирен да нищ!
Обнищай – тут же станешь блажен,
и не нужно больных всесожжен...»

– Я немилость сносить не готов!
Разве я лицемерней, чем Авель?
Разве овцы угодней плодов?
Не позволю попрания правил!

Бог принять подаяний не мог –
ничего, кроме мяса и крови.
По земле застелился дымок,
сгнили ягоды, листья и корни.

2

Лежит на лицах смертная печаль,
блестит непреходящая печать.
Здесь каждый обречён, как вечный жид,
в плену былых деяний жить – не жить.

Но грезится грядущая пора,
когда помянут в Белом Королевстве
невольников ножа и топора
и поведут по лестнице – по леске

ни то туда, откуда небо вышло,
ни то домой, ни то на место казни –
всё дальше, больше, явственнее, выше –
и сделается всё крестовоздвижно,
и даже мы – пугающе прекрасны,
омыв сердца от чешуи проказы.

И выйдут встретить нас, нимбоголовы,
родные наши человеколовы

И выбежит из крепости Отец,
перед Которым мы, как тень, поникли,
и ангелам велит переодеть
нас в свежие морозные туники.

Зачем Ты шлёшь нам сон, далёкий Отче:
поход ни то на казнь, ни то домой?
Нам радостно, легко и страшно очень
век будущий воображать с Тобой.

Пусти пока за тусклое стекло,
чтоб сквозь него глядели мы, гадая,
где морок, где безделицы, где тайна,
покуда бытие не истекло.

3

– ...За клевету
гори в аду.
– А ты гори за тёмные посулы!
Так брата брат
отправил в ад;
но горький крик растаял на ветру,
и поутру в раю они проснулись.

И обнимает чистыми руками –
днесь от следов убийства всё избавлено –
раскаявшийся земледелец Каин
очнувшегося овцевода Авеля.

Премудро мир устроил главный Агнец:
сквозь кровь земное братство вечным станет,
когда сойдёмся мы на ставку очную –
как страшно, больно, горестно и трудно! –
когда простит нас Бог любовью отчею,
чтоб вслед за Ним простили мы друг друга.


Рецензии
вот и мне эта непонятка по поводу Земледельца и Пастуха давным давно уже
не даёт покоя: понятно, что "первое убийство в Истории" - духовное ли,
(мета)физическое или какое ещё - надо было описать и осудить, но почему именно этот вариант был выбран? - почему не наоборот? Почему "крово-жадная" профессия оказалась Творцу тварей и всего прочего благоугоднее, нежели безусловно более мирная? Я против! ))) http://stihi.ru/2009/11/08/8150

Сергей Богомолов   15.06.2021 02:11     Заявить о нарушении
Видимо, не бывает прощения вины без пролития крови; я этот принцип и его истоки тоже не вполне понимаю, но так есть, надо по этому поводу почитать хороших библеистов и святых отцов.
Вообще, дело не столько в профессии (внешнем), сколько в чувствах (внутреннем), для нас очень поучительно, что внешне «кровавый» человек может оказаться невинной жертвой.
Спасибо за правильный вопрос.

Филипп Андреевич Хаустов   15.06.2021 02:32   Заявить о нарушении
тут ещё ведь и дело в том, что "жертва кровная" оказалась и в Библии и в жизни как бы весомее бескровной/хлебной - в том, что человек богатый мог позволить себе жертву более щедрую, нежели бедный, и начало этому положено - как мне представляется - легендой о Каине и Авеле.
*** появление Христа, заметим здесь, подкорректировало эту "разницу в размере жертвы", не то чтобы уже совсем и насовсем, но всё же. ***

Сергей Богомолов   15.06.2021 02:43   Заявить о нарушении