Коломенский сонет

.





Содержание:

Роман Славацкий
- Эссе. Коломенский сонет.
.
Подборка Романа Славацкого
.
- И мы и мир – всё то же Существо
- Хоть пристань ковыряй тяжёлым ломом
- В саду рассыпан вишен вьюговей
- Едва волна в ночи убавит ярость
- Не зря Борей бугрился духом бури
- Сквозь дождь и солнце — воздух Вознесенья
- Пока Шекспир, как будто хитрый вождь
- На грани моря — сумрачный трактир
- Такая нынче тишь, такой простор
- Горацио, есть множество вещей
- Суровый Дант» не брезговал сонетом
- На мачте треплет ветер старый флаг
- Игристым сидром пьеса отошла
- Пугает храма тёмный небосклон
- Когда войдёшь к возлюбленной-Сестре
- Плутона опустелая стена
- Весёлый Крит прибоем окружён
- Опять апрель ручьями прожурчал
.
Авторы Коломны:
.
Галина Самусенко
- Полночный бриз наполнил паруса
Евгений Захарченко 2
- О чём мечтать? Что нынче греет душу?
.
.
Авторы Стихи.ру
.
Лена Павлова
- Какая радость утром в тесноте
Галиаскарова Елена
- Дуэль с зимой назначена в лесу
- Ты позабыл мечты и обещанья
- Когда туманной ночи покрывало
- Не спрашивай, кого люблю я, ветер
- Безжалостна осенняя метель
Светлана Илларионова
- Покров, Покров... Торжественный момент
- Шумит морской прилив не мне, увы
Морион
- Среда сегодня вроде бы. А знаешь
- не чувствовать, не думать, почему
- Мой Таллин спал. Маяк уже мигал
- всё помню: босым бегал под дождём
Ирина Букреева
- Печальная смотрела ты в окно
- Зимы рожденье сразу не заметим
Ирина Коляка
- Быть может, окончательно забуду
- Конфетных безобёрточных "подушек"
- Влекут меня цветущие поля
- За творчество, питающее всюду
- Костёр любви пылал неукротимо
Рейвен
- Жужжанье пчёл? Катился день осенний
- И темнота, парящая внутри
Фомин Алексей
- Коломна. Кремль. Восточная стена
- Среди людей, похожих на деревья
- Темнеет. Зажигают фонари
- там, где живешь не стоит умирать
- и небо потемнело, встреча скоро
- прижаться к неживому: камню, стенам
- Когда приходишь с улицы, то пахнешь

==============================================




КОЛОМЕНСКИЙ СОНЕТ (автор: Роман Славацкий)
.
.
– Предыстория –
.
Сонет справедливо называют наиболее совершенной поэтической формой. Существует даже понятие Идеального сонета. Распространяться на эту тему не имеет смысла, поскольку строгие правила этой формы перечислены выдающимся немецким поэтом и теоретиком стиха Йоханнесом Бехером  (Прим. редколлегии БЛК: Бехер И. Р. Философия сонета, или Маленькие наставления по сонету / / Вопросы литературы, 1965, № 10; основные положения работы Бехера систематизированы в статье Б. Михайличенко http://refleader.ru/jgeqasujgrnarna.html).
Однако согласиться с германским классиком можно лишь отчасти. На самом деле сложность и вариативность жанра была заложена в самый момент его рождения.
Сонет создан 800 лет назад на Сицилии, при дворе Фридриха II Гогенштауфена, императора Священной Римской империи, короля Иерусалима и Сицилии. На благословенной итальянской земле переплелись потоки латинской, греческой и арабской культуры. Она восприняла на себя влияние провансальской баллады, в которой ещё ранее уже произошёл синтез латинского метра, арабской рифмы и еврейской учёности.
Так что в сонете, созданном нотариусом короля Федериго – Якопо Лентини, уже изначально, генетически была заложена пластичность и предрасположенность к изменчивости. Достаточно посмотреть на строфику раннего итальянского сонета, чтобы понять, как разительно он отличается от последующих вариаций.
И здесь сыграла роль не только прихотливость баллады и мелодика народной песни. Тут ещё чувствуется и тайная духовная символика, недоступная «простецам», но очевидная для участников придворной «Сицилийской Академии».
.
– Мистика строф –
.
Изначально сонет Якопо Лентини, распространённый «сицилийской школой поэтов», делился на две строфы. Его составляли сицилийская октава – «сицилиана», и секстет. Средневековое греко-арабское сознание восприняло тонкое понимание пифагорейства и мистики чисел. Восьмёрка считалась числом Аполлона! Созданная наложением двух квадратов восьмилучевая звезда в то же время была символом Рождения Спасителя – Вифлеемской звезды…
Потрясающий образец архитектурной мистики даёт фантастически прекрасный замок короля Федериго – Кастель-дель-Монте. Он складывается из восьми восьмигранных башен. Стены его окружают восьмиугольный двор, внутри которого в старину находился восьмигранный бассейн.
Не удивительно, что это число, столь значимое для покровителя Сицилийской школы, отразилось в первой строфе Сонета.
Вторая строфа, секстет, являет нам образ «щита Давида»; МогенДовида. Этот символ Мессии складывается из двух разнонаправленных треугольников, являющих нам гармонию земного и небесного.
Понятно, что диалогичность, сложность и диалектика внутреннего строения была заложена в самом начале поэтической формы. Но до времени она была прикровенной, по слову Гераклита: «Скрытая гармония лучше явной».
Вопрос о связи Сонета с «золотым сечением» и «числом Фибоначчи» изучен достаточно, и мы не будем касаться его в этом кратком очерке. Гораздо более интересно дальнейшее развитие формы Сонета.
.
– Единство и многообразие –
.
Дальнейшая история показала, что Сонет, оставаясь самим собой, может, подобно Протею, принимать самые разнообразные воплощения. Перенесённый из Южной Италии в Центральную, он приобрёл более дробную строфику. Поэты «Нового сладостного стиля», а вслед за ними и о. Франческо Петрарка разделили «сицилиану» на два катрена, а секстет – на два терцета.
Так более рельефно выделилась структура, составленная из сочетания чётных и нечётных чисел. Сонет стал более диалогичным, уже здесь проявляется диалектическая система: «тезис-антитезис-синтез», которая позднее получит ярчайшее воплощение в классическом Немецком сонете.
Но это ни в коей мере не означает смысловой натужности и ригоризма, «обязательной философичности» и «обязательной диалектичности». И сонет эпохи Возрождения и поздний итальянский сонет чрезвычайно разнообразны и по тематике и по исполнению. Здесь есть место не только лирике, но и сатире, и поэзии иронической. Достаточно заметить, что в период «маньеризма» появляются такие «поэтические шалости», как «безголовый сонет», «хвостатый сонет», «сонет с кодой»…
.
Во Франции Сонет изменился ещё более ощутимо. Итальянский 11-сложник, построенный на женских рифмах, сменился 5-стопным французским ямбом с чередованием мужских и женских рифм. Старофранцузский сонет эпохи «Плеяды» приобрёл новую характерную рифмовку терцетов.
Свои окончательные формы Сонет во Франции приобрёл в XIX веке, особенно в литературном братстве «Парнас». Непревзойдённым образцом здесь остаются «Трофеи» Ж.-М. де Эредиа.
.
Свои особенности были у португальского сонета (Луиш де Камоэнш) и у сонета испанского. В этом отношении особенно характерен Луис де Гонгора-и-Арготе, отличающийся настоящим метафорическим буйством. Он стал основателем целого литературного направления: «гонгоризма».
.
Из Франции Сонет перекочевал в Англию, где обрёл распространение в творчестве выдающихся британских авторов: Сидни, Спенсера, Говарда и других «поэтов-елизаветинцев». Однако в это же время возникает принципиально новая форма: «свободный английский сонет», который часто не совсем правильно называют «шекспировским сонетом». На самом деле создателем «свободного английского сонета» был «елизаветинец» Генри Саррей. Учитывая относительную «бедность» английской рифмы, он отказался от классической повторяющейся рифмовки в катренах. «Сарреевский сонет» строится на трёх катренах, не связанных сквозной рифмой, и завершается дистихом, т. наз. «замком», в котором выражается основная мысль стихотворения.
.
Эту схему у Саррея позаимствовал Шекспир, придав ей ещё большую свободу и даже, если можно так выразиться, некоторый «анархизм». «Сонеты» зачастую строятся преимущественно на мужской рифме, в которую иногда без всякой логики вторгается пара женских рифм. К сожалению, эта порывистая страстность приглажена и почти совсем утрачена в классически благообразном переводе Маршака. Аутентичную структуру шекспировского стиха попытался передать Вл. Микушевич, а окончательный вариант представил Б. Архипцев, автор первого в России полного эквиритмического перевода «Сонетов».
.
Заметим, что ещё в «пиратских» изданиях стихи Шекспира публиковались единой строфой, без деления на катрены и дистих. Современные переводчики стараются придерживаться именно этой формы.
.
В Германии Сонет получил развитие в эпоху раннего Барокко. Позднее старонемецкий сонет развился в Классический немецкий, строгие правила которого сформулировал уже упомянутый нами Йоханнес Бехер.
.
В славянской культуре наиболее характерна поэзия Польши. Прекрасные образцы старопольского сонета оставил Ян Кохановский. Но настоящим шедевром эпохи Романтизма стали выстроенные на женской рифме 13-сложники Адама Мицкевича.
Особую роль в сонетистике сыграл словенский поэт Франц Прешерн, внесший значительный вклад в развитие жанра Венка сонетов.
.
– Русский сонет –
.
Он занимает совершенно исключительное место в мировой литературе! Если не считать редких ученических опытов периода Барокко, которые не оставили существенного следа в истории, то можно сказать, что Русский Сонет родился сразу, во всеоружии и полном блеске, подобно Афине, исшедшей из головы Зевса! Уже сонеты Пушкина и его современников явили гениальные образцы этого жанра. И, конечно же, особого внимания заслуживает созданная Пушкиным «онегинская строфа» которую буквоеды могут сколько угодно называть «14-строчником». А по нашему мнению это – прекрасные свободные сонеты с финальным дистихом.
Совершенно фантастическую картину представляет собой наш Серебряный век! Количество превосходных поэтов, великолепие их стихов, немыслимое разнообразие метрики, стиля и строфики не поддаётся охвату в данном очерке! Остаётся лишь отослать читателя к монографии проф. О.И. Федотова, где эта история рассмотрена с достаточной полнотой.
.
Заметим ещё, что время «рубежа веков» не ограничилось только Россией. Народы, входившие тогда в Российскую, а потом и в советскую империю вместе с российскими коллегами продолжали совершенствовать Сонет на своих языках. Достаточно вспомнить работы польских, украинских, белорусских литераторов, достижения которых дают благодатные отзвуки до сих пор, и возвращаются в Россию в форме переводов. Вообще русская переводческая школа – это само по себе грандиозное явление, сделавшее практически все мировые шедевры «фактом русской литературы».
Но всё сказанное не означает, что слава Русского Сонета ограничивается Серебряным веком.  Пожалуй, можно сказать, что в известном смысле Серебряный век продолжается и до сих пор.
.
Отечественная сонетиана и в новейшее время пережила несколько ощутимых всплесков. Достаточно вспомнить мощнейший резонанс после маршаковского перевода «Сонетов» Шекспира.
.
Своеобразным отзвуком этого бума стала коломенская сонетиана 2-й пол. ХХ века, и в частности – появление новой канонической формы.
.
– Коломенский Сонет –
.
Особенность Коломенского сонета или, как его ещё называют, «сонета Славацкого» заключается в необычной строфике. Отчасти он восходит к Свободному английскому или «сарреевскому» сонету, поскольку в нём, как правило, нет сквозной рифмовки. Кто-то почувствует здесь продолжение пушкинского эксперимента с «онегинской строфой», а специалисты могут увидеть намёки на «перевёрнутый» французский сонет.
.
Тем не менее, структура Коломенского сонета достаточно своеобычна, и нигде системно до сих пор не применялась. Отдельные сходные по структуре произведения у разных авторов носили случайный характер и не разрабатывалась как метод.
В строении Коломенского сонета принципиально важна одна главная особенность. Дистих тут расположен не в конце стихотворения, а сразу за первым катреном! При этом мощная финальная концентрация смысла, его «замковая часть», сохраняется, но она органично включена в завершение последнего катрена.
Это новшество как бы «взрывает» привычную структуру. Но в таком провокативном «взрыве», как раз и заключается основной смысл эксперимента! Благодаря ему появляется масса новых возможностей в развитии поэтического пространства Сонета.
Разумеется, существовали объективные предпосылки к появлению специфической «коломенской формы».
.
В новейшее время, по крайней мере с 60-х годов, на Россию обрушивается целый водопад «лирических экспериментов». О.И. Федотов, ведущий отечественный сонетолог, весьма точно сформулировал особенности новой поэтической эпохи.
«Сонет на современном этапе его развития характеризуется: 1) интенсивностью и отмеченностью своего присутствия в репертуаре поэтов самой разной эстетической ориентации; 2) активным взаимодействием с сопредельными и прямо противоположными стихотворными формами, например с верлибром; 3) разнообразием его архитектоники, а также метрических и ритмических воплощений; 4) склонностью к экспериментам и в то же время имитацией наиболее архаичных, сохраняющих классическую чистоту эталонных моделей; 5) обращением к суперсложным, главным образом цепным, сонетным композициям и изобретением новых, невиданных прежде их модификаций».
Почти все из пяти выделенных О.И. Федотовым особенностей так или иначе проявились в сонетных циклах Коломны.
.
Однако помимо объективных обстоятельств существуют ещё и локальные особенности, которые предопределили появление Коломенского сонета. К их числу относится духовная традиция города, его мистика. В определённой степени эту особенность выражает понятие Коломенский текст. Сейчас нет смысла вдаваться в подробности этого явления. Его генезис практически полностью раскрыт в одноимённом труде проф. В.А. Викторовича. Процитируем основной вывод авторитетного учёного.
«Коломенский текст – это некий сверхтекст, проявляющий себя достаточно независимо от индивидуальных особенностей творящих его художников. Через них (хотя и не за них) Коломна заговорила от лица российской провинции».
Иными словами, эта Душа Города существует как бы сама по себе, не только вбирая в себя словесные и зрительные образы, но и генерируя смыслы, определяя современное творчество, а также – будущее коломенской культуры.
Итак, Коломенский сонет можно назвать частью «сверхтекста», он бы и не появился, если бы не этот «сверхтекст», если бы не это невероятное сгущение смыслов, литературных, исторических и художественных образов, накопленных в Коломне за многовековую духовную историю города, начиная от «Задонщины» и до нашего времени. Ведь внутри этого сгущения, этого огромного облака, существовали и сонеты: С. Шервинского, А. Кочеткова, В. Меркурьевой, П. Радимова и, наконец, того же Б. Архипцева.
.
Продолжая их традицию и в то же время «отталкиваясь» от неё и явился Коломенский сонет.
.
Включение дистиха между катренами представляет сразу несколько возможностей. Такое разделение создаёт неожиданную ритмическую паузу. При этом дистих может продолжать мысль предыдущего катрена, или знаменовать мысль последующего. Он может объединять логику первых катренов или, напротив, фиксировать их антагонизм. Двустишие может иметь и самостоятельное значение, задать философский вопрос или явить отдельный художественный образ. Как правило, рифмы двустишия не совпадают с другими частями сонета.
.
В настоящее время Коломенский сонет активно развивается и совершенствуется, запечатляясь в самой разнообразной метрике. Можно надеяться, что объявленный в городе конкурс «Хвала Сонету!» к апрелю следующего, 2020 года, принесёт новые образцы этой перспективной формы.



*** Ветер Вселенной (автор: Роман Славацкий)
.
...................................…Вы верите в такой небесный разум? /А.Кушнер/
.
.
И мы и мир – всё то же Существо;
что ж странного, что Ягве с нами связан?
Но странно: что воскрес тридневный Лазарь,
а шлёт Синедрион: «Убить его!»

Так новый день срывает клочья ночи;
но человек о чуде знать не хочет.

Единый взор вмещает целый мир,
но дух не ищет вырваться из плена.
И тратят время сонмища транжир,
не думая о вечности Вселенной.

Какое-то смешное мотовство:
не знать Пути, что свыше нам указан!..
…Но вихрем нас пронизывает Разум,
а значит, всё, что видим – не мертво!


*** Корабль (автор: Роман Славацкий)
.
.....................................Мастер бороду корябал
.....................................и смущённо замечал,
.....................................что Коломна, как корабль,
.....................................покидает свой причал.
........................................................Михаил Мещеряков

Хоть пристань ковыряй тяжёлым ломом,
хоть стой столбом, хоть бороду чеши —
отчаливает Старая Коломна
в закатной заколдованной тиши!

Какая-то безмерная нелепость:
уходит бронированная крепость!..

Куда она? — скажи, умелый мастер,
узнай, к чему направлен тайный путь,
заклей стиха разрозненные части,
сочти Судьбы пророческую суть!

Но певческий талант, увы, неволен —
уходит Город в небо от земли;
и каменные мачты колоколен
сквозь сумерки рисуются вдали...



Посвящениия

***
………………………………………Борису Архипцеву

В саду рассыпан вишен вьюговей,
и землю высветляет, словно мелом;
на лето умолкает соловей
и оставляет флейту Филомелы.

Уже вершатся завязи плодов,
и ветви ждут молитвы и трудов…

Теплынью плавит медленное лето,
дыханье розы тянется окрест;
и мучатся безмолвием поэты –
боятся, что их песня надоест.

Но царский Август, баловень Природы,
собрав плоды, быть может, сохранит
земную плоть стихов и переводов
в узорчатых корзинах Аонид.


*** NOX (автор: Роман Славацкий)
.
……………………………………..Дмитрию Салтанову
.
Едва волна в ночи убавит ярость —
богиня Нокс отправится во мрак;
расправит небосвод расшитый парус,
Селена разожжёт сигнальный знак.

Богиня Нокс! — узорная причёска,
брильянтами украшенная броско!

Богиня! — над морскою чёрной ширью
с какой-то непонятною тоской
она в безумье грезит о Шекспире
и призрака приветствует рукой.

Как статуя резная за бушпритом,
среди морских видений и примет,
она летит — языческой молитвой,
а мы, немые, — смотрим ей вослед


*** Пристань (автор: Роман Славацкий)

…………………………………………….Сергею Ганину

Не зря Борей бугрился духом бури,
не зря струился струнами снастей
и вдруг остановился, лик понуря,
на каменной коломенской версте! —

волшебная готическая гавань
укрыла бриг, потрёпанный и бравый...

Команда сходит с пьяною отрадой
в душистый плен — дыханье диких роз;
узорный вертоград немого града
кладёт к ногам узлы плетистых лоз.

С улыбкой шепчут пепельные тени
в садах кремля шекспировской строкой;
и манит сетью демон Возрожденья
с причала — в заколдованный покой!


*** Полёт (автор: Роман Славацкий)
.
…………………………………………..Елене Дмитриевой
.
Сквозь дождь и солнце — воздух Вознесенья
несёт на крыльях горечь тополей,
и, словно чайку, светлое веселье
стремит навстречу небу и земле.

Обрывки тучи рвутся, точно знамя,
над морем, над зелёными волнами!

И сцена — в нетях летнего наряда —
взрезает, словно плот, зелёный прах;
на звонком ветре — светлая наяда
смеётся и танцует на волнах.

Сквозь дождь и солнце, шорохи и звёзды,
похожая на лёгкие цветы,
она взлетает — брошенною розой —
и замирает, в воздухе застыв!


*** Тёмная леди (автор: Роман Славацкий)
.
…………………………………………………Екатерине Карапузкиной
.
Пока Шекспир, как будто хитрый вождь,
сокрыт за рукописной смурой грудой,
его — живого — вряд ли ты найдёшь
под стылою столетнею остудой.

И только тени водят хоровод,
мешая в нём: исток и перевод.

И лишь художник знает до конца,
какая это страшная морока —
кроить, как будто платье для венца,
обрывки Ренессанса и Барокко.

Но вот — на грани каменных эпох —
волшебною рукою отогретый,
рождается живой и жгучий вздох
из тёмной книги горестных сонетов!


*** Король (автор: Роман Славацкий)
.
……………………………………….Василию Культину
.
На грани моря — сумрачный трактир
скрыпит и ловит ветер похоронный.
А у дверей стучит безумный Лир,
увенчанный картонною короной;

живым и мёртвым не даёт покоя —
в худом плаще и с флейтой шутовскою!

К чему в чужой ночи — неверный свет?
— В случайности — сквозит Первопричина:
предстанет вещим Смыслом — вечный бред
и Образом — актёрская личина!

Что делать!.. Принимай учёный вид,
трактирщик! Эля пенного налей ты
и жди, когда нам в окна постучит
король безумный с нищенскою флейтой.


*** Мелодия (автор: Роман Славацкий)
.
………………………………………………Татьяне Семаевой
Такая нынче тишь, такой простор! —
лишь Время серебрится звёздной пылью...
Но поднимает руки дирижёр
и простирает их, как будто крылья,

и вот уже мелодия летит
дыханием видений и молитв!

Лети, лети, бесценная слеза,
певучими, бесплотными дарами!
О, как молчит сегодня старый зал!
такая тишина — как будто в храме...

Кружится мир, грохочет и гнетёт,
что остаётся в этом тщетном зыке?
Лишь тихий взмах — и медленный полёт,
и этот вздох — не му;зыки — музы;ки!


*** Друг (автор: Роман Славацкий)
.
………………………………………………Дмитрию Пархоменко
.
«Горацио, есть множество вещей,
что даже мудрецам чудны и чужды;
и среди них — воспетая вотще
доверием пронизанная дружба.

За друга ты готов сойти во Тьму,
ты жизнию доверился ему;

а между тем — любовная тоска
куда сильнее верности и чести:
сама собою крадется рука
к чужой сестре, подруге иль невесте...

В устах пылает сладостный недуг —
отравленный настой грехопаденья!
...Столетия спустя — приснится Друг,
пройдя в ночи предательскою тенью».


*** Прибой (автор: Роман Славацкий)
.
……………………………………………….Наталье Степановой
.
«Суровый Дант» не брезговал сонетом,
пока он был ещё не столь суров.
Другое дело — злой «творец МакБета»,
загадочный знаток солёных слов.

Почто, скажи, душа моя Наташа,
такая в голове Шекспира — каша?

Зачем под старость праздновать романы,
тянуть любви золоченую нить,
хвалить Подругу — страстно, непрестанно,
чтобы потом — её же — костерить?

Стихи повиты пылью, точно тальком,
и смяты в ком насмешницей Судьбой.
...А море — бьёт о брег английской галькой,
и стонет вновь шекспировский прибой.


*** Жаворонок (автор: Роман Славацкий)
.
………………………………………………….Ирине Ивановой
.
На мачте треплет ветер старый флаг,
пронзая синеву Отчизны нашей;
и бродят лодьи — «в греки из варяг»,
и лёгким йодом тянет от Ламанша.

И не понять в разноязыких спорах —
куда плывёт шиповниковый Город!

Откуда он? И где его причал?
И как попал из Стрэтфорда в Верону?
И кто славянский город увенчал
узорчатой латинскою короной?

Но в воздухе развеялся ответ;
и реет в наше небо вознесённый
взъерошенный, порывистый сонет
над полем русским, словно жаворонок!


*** Занавес (автор: Роман Славацкий)
.
…………………………………………..Моим друзьям
.
Игристым сидром пьеса отошла,
но занавес Коломне не положен.
Театр с названьем странным: PASTILA
провинциальный вечер растревожил.

Плывёт по морю сказочный кораблик —
коломенский акцент французских яблок.

О сладости Руси! О русский сад!
Но тени иноземные теснятся,
плащи взвивая, словно паруса,
в собрании посадских декораций.

Безмолвный мир меняет естество,
идёт корабль в объятья Зодиака,
и укрывает палубу его
медлительный и мягкий бархат мрака.


*** Солнечный двор

Пугает храма тёмный небосклон –
покинем же владенья Нут и Геба!
Вот – каменные лотосы колонн
развёрнуты в сияющее небо;

не храмовую тьму, не гулкий склеп –
просторный двор возвёл Аменхотеп!

С улыбкою на пламенном челе
оставил Ра подземную пещеру;
и чудится иной удел земле,
и отблески иной, нездешней веры.

И кажется, что кедр его дверей,
и весь его тысячелетний опыт
скрывают лишь огни монастырей
и тихая беседа старых коптов….


*** Советы писца Нахт-Собека
(переложение древнеегипетского текста)

Когда войдёшь к возлюбленной-Сестре,
пошли ей песни сладкие и взгляды,
и пусть пьянящий ветер во дворе
колеблет у стены цветов гирлянды.

Подай ей драгоценного вина
и, сколько хочет, выпьет пусть она.

И дом преобразится в этот миг,
начнутся песни, музыка и танцы;
когда ты в сердце хитрое проник,
сама захочет, чтобы смог остаться.

И ты вознаградишь её в ночи,
и сладко промурчит Сестра-девица:
«О, вновь меня в объятья заключи!»
…И всё это назавтра повторится.


Из книги «МРАМОР»

*** Памятники

Плутона опустелая стена –
у входа в Город собраны гробницы:
рельефы, саркофаги, письмена
построились тяжёлой вереницей.

И каждого завидная судьба –
оправленная в камень похвальба.

Для каждого из них – особый сказ;
они легли не в общий колумбарий.
Печальный прах положен напоказ –
давно забытый след почётной гари.

Зачем – безглазых статуй тлеет весть?
И что же нам оставлено в итоге?
Поверженных камней истёртый текст –
надгробный мрамор около дороги.


*** Талия

Весёлый Крит прибоем окружён,
от зла укрыт Богиней змеевластной!
 – Прелестный край прекрасногрудых жён
ласкает Эос взором нежно-ясным,

и радостно склоняет вешний лик
и видит, как бежит священный бык,

и прыгают легко через него
девчонки и мальчишки ради славы!
…Опасное лихое мастерство,
заветная и древняя забава!

На светлых фресках счастье пленено!
Пой, Талия! Звени в напевных ритмах!
…Твоя награда – критское вино
в таинственных глубинах Лабиринта…


Из книги «АЛХИМИЯ СТИХА»

*** Переводчику

Опять апрель ручьями прожурчал
и снова переводчику поведал
загадочное счастье толмача –
профанам неизвестную победу.

Виктория! – над кем? Да над собой,
над собственною жизнью и судьбой…

Что пользы – знать иные языки,
иной страны коварные изветы,
чтобы в песках у сумрачной Реки
вздохнув, похоронить в себе поэта?

Но нет, не зря вовне стремится дух,
струится строчка – робкая, косая, –
когда в ночи – войдёт ушедший друг
твоей руки невидимо касаясь!..


.
.
Авторы Коломны
.
*** Чайный сонет (автор: Галина Самусенко)
.
…………………………………………………………Роману Славацкому
.
Полночный бриз наполнил паруса.
И резво мчался чайный клипер к цели.
Вот берега исчезла полоса.
Остались за кормою: рифы, мели…

Как парус в бриз, расправится листок,
заброшенный в бурлящий кипяток.

Сын солнца и далёкой Поднебесной,
Чужой страны прекрасный щедрый дар,
Смягчаешь ты тяжёлый летний жар.
И в зимний день тебя испить уместно.

Ничто с тобой на свете не сравнится.
Не пьют тебя, пожалуй, единицы –
Нектар, достойный царственных палат,
Священный эликсир, бесценный клад!





*** О чем мечтать? (автор: Евгений Захарченко 2)

……………………………………….Моей жене Ольге

О чём мечтать? Что нынче греет душу?
Ночей огни, малиновый закат?
Далёкий гром, что слышится всё глуше,
Луной облитый яблоневый сад?

И мира бесконечные приметы
Скрывают в сердце тайны и ответы…

Разверзлось небо ливнями прохлады,
Играет ветер шапками лесов,
Сверчок в ночи стрекочет серенады,
И мир окутан омутами снов;

Река парит, разбужена зарёю,
Озоном надышался гулкий бор…
– Судьба ведёт нехоженой тропою…
…И мы с тобою рядом до сих пор.


Авторы Стихи.ру


*** Звон (автор Лена Павлова)

Какая радость утром в тесноте
На поворот звенящего вагона,
Поверить миру, шумной полноте,
Как в древний лик чарующей иконы.

Восход-художник освежит каноны,
И новый день на новой высоте.

Цепляется в испуге жёлтый лист
За контур ветки трепетно и нежно,
Мазок блестящей охры, как надежда…
Звон колокольный невесом и чист.

И что-то согревает изнутри
И непременно просится наружу,
Возможно свет проснувшейся любви
Бежит волной, расплёскивая лужи.


*** (автор: Галиаскарова Елена)

Дуэль с зимой назначена в лесу
У осени... Она вздохнет украдкой,
Распустит темно-русую косу,
Подумает: "Как ветрено и зябко."

В её монистах жемчуг и дукаты,
Блестят на солнце бронзовые латы.

Подобна гейше снежная зима:
Всем кажется и ласковой, и мудрой,
Загадочна, бела и холодна,
Лицо покрыто тонким слоем пудры;

Поправит кудри, веером взмахнет,
Засеребрится иней на ресницах,
Покроет землю снег и колкий лед,
И осень улетит на юг жар-птицей...


*** (автор: Галиаскарова Елена)

Ты позабыл мечты и обещанья,
Отважный рыцарь, мрачный чародей,
Герой печальной сказки без названья,
Гляди, закат крадется вдоль ветвей...

Была любовь, как солнце в день ненастный,
Свеча во тьме, что, вспыхивая, гасла.

Ты помнишь, как дворца покинув своды,
Входили вы с любимой в старый сад,
Смотря на фей шальные хороводы,
Вдыхали сладких яблок аромат.

Теперь зима… Дома покрыты снегом,
В долине веет ветер ледяной.
В свинцовых тучах пасмурное небо.
Любовь вернется раннею весной…


*** (автор: Галиаскарова Елена)

Когда туманной ночи покрывало
Укроет землю, власть навеяв сна,
Русалка появляется, устало
Подруг зовет... На берег мчит волна.

Выходят из реки лесной сестрицы,
Испить в колодце ключевой водицы.

Юны, стройны, нежны речные девы -
Трепещет от волнения душа
У всякого, кто слышал их напевы
И видел пляски в гибких камышах.

В венках - дурман, полынь и горный клевер,
Из тины одеяния легки,
Но путники, красавицам поверя,
Вернутся вряд ли с берега реки...


*** (автор: Галиаскарова Елена)

Не спрашивай, кого люблю я, ветер,
И в ком причина горести и слез;
Мой милый вольной птицей пойман в сети,
Летает с ней в краю полночных грез.

Оставим разговоры январю,
Не спрашивай меня, кого люблю…

У птицы ласков взгляд и перья ярки,
Спасенья от красивых трелей нет;
Охотник, принимай судьбы подарки -
На все вопросы вдруг найдешь ответ…

Любовь цветет пусть ваша всем на радость,
Хоть город накрывает ночи мгла.
Во снах свершится то, о чем мечталось…
А вьюга за окном белым-бела…


*** Луна. Сон (автор: Галиаскарова Елена)

Безжалостна осенняя метель -
Кружится вдоль домов, стучится в окна.
Ветра, качая ночи колыбель,
Колышут снега белые полотна.

Мне снится, что луна, крадясь дворами,
Вдруг в горницу вошла прекрасной пани:

На пальцах перстни, платье из шелков -
Задумчива, прозрачна, светлоока;
На голове корона из цветов -
Кувшинок, лилий, фрезий... Раньше срока

Я просыпаюсь. Россыпь хризантем
На окнах расцвела, напомнив лето.
Луна сверкает в небе, чтоб затем
Исчезнуть в алых отблесках рассвета.

*** Покров (автор: Светлана Илларионова)

Покров, Покров... Торжественный момент.
Старались ночью небеса недаром,
Укрыли город снежным покрывалом.
Он стал седым, как старый диссидент.

А мы лепили бабу во дворе
На радость и себе, и детворе.

Застенчиво алеющий рассвет
И тишина по улицам гуляли.
Пейзаж искрился льдинкою в бокале,
И примерял новёхонький багет.

Покров, Покров... Откуда он узнал,
Когда пришла пора достать белила?
Природа всё сама распределила
И подала невидимый сигнал.


*** Расставание (автор: Светлана Илларионова)

Шумит морской прилив не мне, увы.
Песок прибрежный не ласкает ноги.
Я для любви пожертвовала б многим,
Ныряя в глубь байкальской синевы.

Весна была прозрачна и светла.
Но не хватило нам её тепла.

Богам никчёмность жертвы не нужна.
Хоть ты не бог, и ты её не принял.
Но не в лицо сказал об этом, в спину,
Случайно перепутав имена…

Наш город погружается в туман,
Ветра уснули где-то за холмами.
Зима близка, она почти, что с нами.
С её приходом не сойти б с ума.


*** (автор: Морион)

Среда сегодня вроде бы. А знаешь,
позволь себе, позволь хотя б строкам...
Стесняешься сказать, что не летаешь,
блуждаешь по пробелам и словам.

Но стоит только перестать дышать -
лекарство от тоски - сонет-душа.

...там воздух вдруг застыл, как у порога.
Над будущим и прошлым - облака.
Всё те же в небо зыбкие дороги,
разводы тишины. Наверняка

циклоны отдыхают неземные
и космос ближний в северном пуху.
Все наши параллельные прямые
на первом отражаются снегу.


*** (автор: Морион)

...не чувствовать, не думать, почему:
края скалы раскачивают море,
как пахнут йодом выцветшие шторы,
в закат открытых голубых фрамуг,

в огонь - в котором не горят стихи,
к воде - что помнит эти воды - тихи.

и потому - слова мои - твои.
и белым был налив, хмель - на ограде
да пугало с нас не сводило взгляда.
июльский сад давным-давно затих.

был лунный Путь над дальними огнями.
цеплялась память-боль за волнорез,
за яблоки упавшие с небес,
за тишину, плывущую над нами.


*** (автор: Морион)

Мой Таллин спал. Маяк уже мигал
паромам и заре. Русалка пела
погибшим кораблям, идущим к мели.
по небу №2 трамвай бежал.

В трамвае - я плыву, плыву по свету,
а всё вокруг - как-будто, словно, где-то.

Летучий мой голландец закружил.
Внизу - листва, а в небе - птицы - брассом,
воздушную со мной делили трассу, -
обычный путь, кому хватает сил.

Летели между небом и землёй.
Нас высота звала, как неизбежность.
Поющей революции той нежность...
Лишь нам двоим казалась западнёй.


*** (автор: Морион)

всё помню: босым бегал под дождём
по крымской красной битой черепице,
как ветер рисовал из тени птицу,
меня - у тротуара с кораблём.

и в тот момент казалось всё не важным.
несёт поток кораблик мой бумажный.

ну, что ж так тихо плаваешь, вода...
я стану для тебя огромной тучей,
я просочусь дождём, ручьём текучим,
чтоб только плыл за мной. зачем? куда?

конец сюжету. крики птичьей стаи.
он - стал большим. он в списке кораблей.
меня ж - прибило к Cirgue du Soleil,
но до сих пор меня - меня спасает.


*** Дай, Господи (автор: Ирина Коляка)

Быть может, окончательно забуду
Всё то, что было связано с тобой.
Я эту часть пути считаю чудом,
Но чаще – неудавшейся судьбой.

А стоит ли роптать на волю Бога?
С рожденья предначертана дорога...

Иду по жизни слепо, неуклюже...
На грабли наступаю иногда...
Что каждый шаг душе зачем-то нужен,
Похоже, понимаю не всегда.

Дай, Господи, такого осознанья,
Чтоб истинную веру обрести
И чтоб в минуты тяжких испытаний
Сказать могла: СпасиБо и Прости!
.
.
*** (автор: Ирина Букреева) 

Печальная смотрела ты в окно.
Слетали с веток капли дождевые.
И жизнь, как черно белое-кино,
Являла свою сущность невпервые.

Судьба ключей не выдаёт заране
И беспристрастна даже к покаянью...

Когда любви лишаются сердца,
И меркнет свет, и рушатся надежды,
Один хранитель-ангел до конца
С тобою остается, как и прежде.

И маешься, и просишь, чтобы вновь
Очаг пылал и грел родные души...
Но сколько не моли, не хватит снов,
Чтобы разлуку пусть хоть так нарушить.


*** (автор: Ирина Букреева)

Зимы рожденье сразу не заметим...
Снежинки вдруг возникнут ниоткуда.
Воздушные - они подобны чуду,
И с ними ласков даже резкий ветер.

Тех далей, что желтели, не узнать.
И время, уж, не повернётся вспять.

Ещё остатки листьев под ногами
Морозные застанут холода.
Но протянув к земле лучи звезда,
Наткнётся на поверженное знамя...

Седой глазам откроется простор.
Берёз уснувших сон лелеют ели.
А где-то в поле собрались метели
И носятся теперь во весь опор.


*** Приветы памяти (автор: Ирина Коляка)

Конфетных безобёрточных "подушек"
Внезапно мне привиделся кулёк.
В далёком детстве бабушка ватрушки
Пекла с такими... Память – мотылёк...

Забытый вкус несъеденных конфет
Напомнил старый бабушкин буфет...

Служил он тесной кухни украшеньем –
Напротив печь с плитой и справа печь.
Мне бабушка готовить угощенья
Любила... но о том ли нынче речь...

Я знаю: жизнь людская быстротечна,
Но память мне приветы наяву
Приносит и от тех, кто канул в вечность.
Я помню их... и чувствую: живу...
.
.
*** Радостный звон (автор: Ирина Коляка)

Влекут меня цветущие поля,
Озёра, окружённые лесами, –
Родимая валдайская земля...
Стихами петь готова ей часами.

С душой под мелодичною дугой
Едва ли я сумею стать другой...

Недаром, видно, в шутку и всерьёз,
Но очень поэтично награждая,
Зовёт меня подруга муз и грёз
Поющим колокольчиком Валдая.

Сегодня тяга – радостно звонить
Отеческой земле строфою звонкой.
Поэзия мне щедро дарит нить
Волшебной связи Матери с ребёнком.
.
.
*** Позволь (автор: Ирина Коляка)

За творчество, питающее всюду,
Я искренне Творца благодарю.
Позволь, Отец, всегда касаться чуда –
Взываю, припадая к алтарю.

Пока огонь душевный не погас,
Позволь мне стать «калифом» не «на час»…

Поэзии дыхание чудесно…
Оно подвластно мне… но я раба…
Казалась жизнь когда-то лучшей песней –
Сегодня понимаю: не права…

Но всё, что вызывает восхищенье,
Душой готова в рифмы облачать.
Дай, Господи, надежду на прощенье,
Когда засуесловлю сгоряча...


*** Не сдамся (автор: Ирина Коляка)

Костёр любви пылал неукротимо.
Искала ли спасения в огне?
Финал жесток – разлуки гильотина.
А что с огнём? Он всё ещё во мне…

Горю живьём, но прежде я ослепла…
Ужели возрождаются из пепла?

Да, я живу и радуюсь дыханью
Порывистых ветров и пенью птиц,
И волн морских касаюсь нежной дланью,
Летаю иногда… Паду ли ниц?

Нет, я не сдамся искрам, я воспряну,
Прозреет опалённый страстью взор.
Пройду по жизни прямо и упрямо.
– Горела? – спросят – я отвечу: вздор!


*** Про пчёл (автор: Рейвен)

Жужжанье пчёл? Катился день осенний,
на ржавый цвет ложился мокрый снег.
Мерк старый кот на краешке постели,
всё дальше уходя в молочном сне.

В пустыне неба силясь раствориться
дом превращался в кочевую птицу.

Вот прежний человек — ещё не тень,
не ждёт зимы, распахивает окна
над морем сада в лиственную лень.
Жужжанье пчёл пока ещё не смолкло.

Глазам, закрытым стало горячо:
кто в сумерках теряется — не встретить.

Пусть будет пустоту несущий ветер
баюкать мёртвых и беззвучных пчёл.


*** Птица над водой (автор: Рейвен)

И темнота, парящая внутри
зовет тебя потеряно, по-птичьи...
Округлым телом рыбы-фонари
больших озёр - асфальтовых, кирпичных -

со дна всплывают в омуте двора
и снег едят до самого утра.

Тут прямо к небу лепятся дома:
как будто свет, как будто похоронен.
В их полых створках вызрела зима,
в их мире каждый первый - посторонний.

Горшочек варит кашу длинных снов,
густой кисель: кормить картонный город,
где ты теперь зимуешь, околдован
пустой землёю дальних берегов.



*** Коломна (автор: Фомин Алексей)
.
...........................................Роману Гацко
.
Коломна. Кремль. Восточная стена
ещё в наростах домиков-ракушек
и несколько, вздыхающих старушек,
проходят мимо тёмного окна.

Со службы?.. Нет?.. Из Царствия теней
ноябрьских, но давно прошедших дней...

Покажется, - остановилось время.
И что оно такое? Небо, хлеб,
избитая во всех столетьях тема:
проклятий, ожидания, хвалеб...

Рябины куст, гроздь красных ягод, звон
колоколов доносится, откуда?
Когда я сплю, измученный простудой
И вижу жизнь, сквозь неизбывный сон.


*** (автор: Фомин Алексей)

Среди людей, похожих на деревья,
Бреду к беседке долгого дождя,
Переводя туманы и маревья
На языки утраченного дня.

Возможно этот вечер повторится
в другом, но это тайна вещей птицы

со сломанным, распластанным крылом
по берегу реки, дороги, ветра
качаются, дрожат кривые ветви,
указывая на небесный дом,

на тучу, на готовность сыпать снег,
на след чумной ноябрьской едкой хлоркой
и на окно, со сломанною створкой,
зовущей солнце скрипом на ночлег.



*** (автор: Фомин Алексей)

Темнеет. Зажигают фонари.
Свое не скрыть в ноябрьских серых рюшах
По максимуму детское внутри
По минимуму взрослое снаружи

Не первый снег, не солнца тонкий луч
Стада не разгоняют низких туч..

Гниет листва, лишь луковое горе
Веснушчато и радуется дню,
И призывает дальнюю родню
С ним поиграть в осенний этот город.

Стоят неразведенные мосты,
Гудят дороги мертвых перекрестков
И этот гул от поздней маяковской
Ведет туда, где ранние кресты.


*** (автор: Фомин Алексей)

там где живешь не стоит умирать,
поэтому стихи рисуют город,
где абсолютен свет, а выпить повод,
всего лишь осень, дождь, безлюдный сад.

пусть зрение растрачено бездумно
на темноту, зачем казаться умным,

когда вся эта жизнь не по уму
и "Летний" по названию не точен
зачем сшивать себе из многоточий
дорожную, голодную суму,

крошить слова не воробьиным сходкам
не сизарям, предавшим синеву,
не отраженьям брошенным в Неву,
а выползшим на берег ржавым лодкам..


*** (автор: Фомин Алексей)

за окнами все так же плачет дождь.
переболеть бы им, страшась молчанья.
к какому гостю тот упавший нож,
которым я порезался случайно?..

приметы это кухня, стулья, стол,
на скатерти, просыпанная соль,

заложенная перышком страница
не книги ли песка. не мир жесток.
шагреневая кожа с лоскуток
заветного желания пылится,

как и открытка с надписью: не жди
меня пока не возвратятся птицы
к суглинкам немоты из-за границы
где так легки поющие дожди


*** (автор: Фомин Алексей)

…и небо потемнело, встреча скоро,
но с кем? Что за дары в его руках?
Как звали вора? Гестас? Димас?..
Ворон
уже не отражается в глазах

их нет, но есть их стон, их боль, их страх.
шаг в ночь, лишь вздох, и мир был свет, стал - прах

так начинался дождь и капли слов
по слогу наполняли чашу-город
и из подвалов поднимался шорох
к воркующей прохладе чердаков

так проявлялось в пыльной мгле "прости"
за то, что усомнившись не поверил,
что где-то там вверху открыты двери,
лишь шаг
и боль прошла
и ветер стих.


*** (автор: Фомин Алексей)

прижаться к неживому: камню, стенам
услышать то, о чем не скажет дождь
как можно вылезать из мертвых кож
ноябрьской немоты ростком ячменным

пока еще не встал на финском лед
и прибалтийским видится исход

по белому в покой гипербореи
по звездам, что усыпали траву
и чувствуется прошлое острее
как только лбом упрешься в синеву

как только сердце защемит, заноет
пастуший ветер в тонких ребрах рам
и истина как небо прописное
из черных строк воздвигнет светлый храм.


*** (автор: Фомин Алексей)

Когда приходишь с улицы, то пахнешь
дождем и ощущаешь в глубине
своих тревог распаханные пашни,
молящиеся небу о зерне...

(... когда ж наступит новая зима
на серую ноябрьскую эмаль?..)

и хрустнет скорлупа замерзшей лужи
прочертит первый снег след воробья
желаньем необъятное объять
и свет что был внутри блеснет снаружи?..

кипящий чайник на плите - сердит
забыт, не понят, никому не нужен,
как старомодно всё и неуклюже
всё, - возвращенье к пеплу из орды.


Рецензии
Рецензия на «Олег Федотов о новых коломенских сонетах» (Большой Литературный Клуб) http://stihi.ru/2019/12/18/429

Слава Олегу Ивановичу! Ему удалось сказать интересно о скучном. Мне довелось однажды, по случаю, присутствовать на лекции Селима Григорьевича Крейна по матанализу. Меня с детства математика только пугала, а тут я буквально поплыла, наблюдая, как исполненный древней мудрости доктор вдохновенно заклинает аудиторию невообразимыми словами. Очень хотелось ему подпеть хоть хиленьким уточняющим вопросиком, но первоокурсница биологичка могла это сделать только на ля-ля и не решилась. К счастью, поэзия мне ближе математики. К тому же, подпевать докторам наук в письменной форме несколько проще, чем устно.

***
Жужжанье пчёл? Катился день осенний,
на ржавый цвет ложился мокрый снег.
Мерк старый кот на краешке постели,
всё дальше уходя в молочном сне.

Читателю далёкому от субкультуры русской психоделической революции, по идее, ничего не должно быть известно о конопляном молоке. Однако, дочитав сонет, он может легко восполнить этот пробел в эрудиции, так как здесь вполне достоверно представлена симптоматика молочного опьянения. Снотворно жужжащая, снежно накрывающая динамика психического состояния передана в зачине с почти ахматовской прямотой.

В пустыне неба силясь раствориться
дом превращался в кочевую птицу.

Следующая фаза молочного опьянения - сверхъестественный полёт фантастически тяжёлого тела - безупречная образная подача.

Вот прежний человек — ещё не тень,
не ждёт зимы, распахивает окна
над морем сада в лиственную лень.
Жужжанье пчёл пока ещё не смолкло.

Кульминация молочного прихода - взгляд на мир с высоты восхитительный лени.

Глазам, закрытым стало горячо:
кто в сумерках теряется — не встретить.

А это о побочном эффекте, известном в соответствующей субкультуре как сушняк. Под молоком сохнет не столько рот, сколько глаза и... Все слизистые разгораются неутолимой жаждой до трещин, до боли, может показаться даже, что до самой смерти.

Пусть будет пустоту несущий ветер
баюкать мёртвых и беззвучных пчёл.

На следующей фазе молочного опьянения, если она наступает, пора констатировать передозировку. Она не смертельна, но очень неприятна - мёртвый, шелушащийся в явь сон.

В целом сонет "Про пчёл" может адекватно послужить верным ответом на вопрос о том, как влияет конопляное молоко на состояние психонавта.

***
И темнота, парящая внутри,
зовет тебя потеряно, по-птичьи...
Округлым телом рыбы-фонари
больших озёр - асфальтовых, кирпичных -

со дна всплывают в омуте двора
и снег едят до самого утра.

Это тоже стихотворение о текущем состоянии психонавта. Но тут уже не конопля! "Темнота, парящая внутри, зовёт тебя..." - это мак. Никогда не любила эту парящую, во всех смыслах, тьму. Если она тебя дозовётся, умрёшь и не заметишь.

Тут прямо к небу лепятся дома:
как будто свет, как будто похоронен.

Белиссимо!!! Этим двойным "как будто" предельно точно схвачена вся прелесть маковой лжи, за которую многие из наших оказались готовы сложить головы в ящик.

В их полых створках вызрела зима,
в их мире каждый первый - посторонний.

Первым темпом опиатное разложение личности поражает систему эмпатии, и психонавт становится посторонним самому себе.

Горшочек варит кашу длинных снов,
густой кисель: кормить картонный город,
где ты теперь зимуешь, околдован
пустой землёю дальних берегов.

Субкультурные рецепты зельеварения допускают густой кисель в качестве метафоры крайней степени опийной интоксикации, желательной фанатичному психонавту, очарованному маковым мороком.

Специальное заключение для Олега Ивановича Федотова.

Дорогой Олег Иванович, примите мой перелётный поцелуй восхищения. С ним даже неискушённый духом нашего мутного времени читатель может живо представить себе, как в конце декавря цветут и пахнут жилистые русские бодлерки.

Ваша Яху.

Янка Ху 19.12.2019 12:04 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания

Рецензия удалена как провокационная. Пользователю "Янка Ху" выносится предупреждение.

Большой Литературный Клуб 19.12.2019 13:03 Заявить о нарушении / Удалить

Надеюсь, на этой странице атмосфера косности в свете бессмысленных улыбок закалилась не столь беспробудно, как на БЛК.

Янка Ху   19.12.2019 14:24     Заявить о нарушении
Янка, а ведь близко (про пчёл), хотя это только один из вариантов))
.
http://pagelook.ru/upload/012/u1255/77/41/9b610576.jpg

Рейвен   19.12.2019 19:45   Заявить о нарушении
Какая бурная у вас жимолость, Рейвен) Спасибо, что откликнулись.

Янка Ху   19.12.2019 19:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.