Голосование - Омофонический

В денёк предпраздничный осенний,
Порой снежинками плюющий,
Сто семьдесят оповещений
Отправил авторам ведущий.
Предчувствуя заданья сложность,
Стихирцам написал приватно,
Что будет редкая возможность
Свиданья с критикой бесплатной.

В итоге хоть ругайся матом,
Кто ужас тот увидит, ахнет:
Завален был я неформатом,
Где омофонами не пахнет.
Я ощутил себя Гераклом:
E-mail как Авгия конюшня.
Давал отпор я шмаклям–рваклям:
Таких нам рифмочек не нужно!

Конюшню конкурса от брака
Я чистил, но хочу признаться,
Что, на безрыбье встретив рака,
Порою примешь, словно братца.
Не все тут рифмы омофоны,
И ты сумей в том разобраться,
Ведь есть у конкурса законы.
Найди мне брак, что смог пробраться!

Итак, у нас голосованье,
Где действует такой сценарий:
Сначала номер и названье,
Затем конкретный комментарий.
Скажи про плюсы, недочёты.
Быть искренним возьми в привычку!
Оцениваешь все работы,
А циферки пришли мне в личку. *

_________
* andrejmedvedev@lenta.ru


Г о л о с о в а н и е:

Голосуют только авторы произведений, участвующих в конкурсе (http://www.stihi.ru/2019/11/03/2484).
Приём голосов и рецензий – с 25 по 29 ноября включительно.
Внимательно прочитайте все работы, подумайте, справедливо оцените и отправьте мне в почту этот список с двумя оценками в каждой строке.

1. «В лесу»
2. «Вдвоём»
3. «Прогулка»
4. «Творю, надеясь»
5. «Звучание ночи»
6. «Демоническое»
7. «Допивая, допеваю»
8. «Memento mori»
9. «Навряд ли»
10. «Против толпы»
11. «Не принц»

Первая оценка – за Рифму.
Напомню: омофоны – слова и словосочетания, различные по написанию и значению, но совпадающие по звучанию! Поэтому омофоны и называются фонетическими омонимами.

Вторая оценка – за остальное, что назовём условно: Содержание. Имеется в виду замысел и его изложение, а также оригинальность, композиция, «читаемость» образов, ясность речи и прочее. Всё, кроме рифмы.

Оценки от 1 до 5. Оценивание не школьное, а сравнительное. Высший балл («5») выставляется лучшему, на взгляд оценщика, а остальное сравнивается с лучшим.

В каждой строке перед оценками ставим Р («рифма») и С («содержание»).

Пример: 0. «Я вам пою», Р – 5, С – 2.
(общий балл: 7)

Ставить всем работам одинаковые или только высокие оценки запрещено.
Свои стихотворения не оцениваем: ставим прочерки или нули.

Голосование анонимное, чтобы оценки были более объективными.
Кто что поставил, увидите 30 ноября в итоговой таблице.

Прошу отнестись к заданию серьёзно и оценить стихи объективно.
Номера и названия стихотворений – чтобы избежать возможных ошибок и опечаток.

Напоминаю, конкурсные работы, опубликованные авторами раньше срока, могут быть сняты с конкурса.


Р е ц е н з и р о в а н и е:

Напишите в рецензии ниже одиннадцать отзывов, где укажите плюсы и минусы. Стремитесь к тому, чтоб отзывы объясняли ваши анонимные оценки, которые в рецензии называть не нужно. И не стесняйтесь критиковать. Главное, говорите конкретно и аргументированно, чтобы автор знал, что именно вы критикуете/одобряете и почему.

Свои стихи тоже комментируем, чтоб сохранить анонимность. То есть пишете мини-авторецензию. Уберите эмоции и посмотрите на свой текст как на чужой. И сделайте замечания или похвалите. Или и то и другое. Но опять же с аргументами.

Пример:
0. «Я вам пою»
(http://www.stihi.ru/2019/11/24/10662)
С рифмами порядок: все омофоны и почти нет грамматических рифм.
О содержании и обо всём остальном:
А-ля Маяковский: логаэд (похоже на тонический стих) + четверостишия + некоторая резкость в выражениях.
Стиль выбран неслучайно. Во-первых, подобные «громыхающие» рифмы свойственны стилю Маяковского. Во-вторых, героиня (лирическая рассказчица) неравнодушна к Маяковскому.
Автор усложнил задачу: 1) отказался от мужских рифм, 2) применил дактилические (песенные) рифмы, 3) укоротил последнюю строку строфы, из-за чего все женские рифмы получились двусложными (ещё одно доп. ограничение).
Минус в том, что стихотворение адресное, поэтому оно больше понятно прототипу, от лица которого ведётся монолог.

Об опусе в целом. С формой порядок, с изложением не очень: мозголомки, не лит. слова, неуклюжесть в изложении и т. д. Обычный читатель не везде «въедет», а разбираться в том, что же хотел сказать автор, может не захотеть. Кроме того, для современного читателя надо писать короче.
(Подробный вариант – под стихоопусом.)

---
Голосование и рецензирование для участников конкурса обязательно. Для этого и проводится конкурс, чтоб не только писать по заданию, но и честно оценивать работы других конкурсантов.
Работы авторов, не участвовавших в голосовании и рецензировании, останутся без призовых мест, а авторы не смогут участвовать в следующих конкурсах Бодрого Духа.

Авторы победивших стихотворений получат вознаграждения в стихирской валюте, за что благодарим нашего щедрого спонсора Тимофея Бондаренко.

Если кто из авторов хочет задать рецензенту вопрос, это можно сделать позже – в замечаниях, когда будет написано семь рецензий – именно столько у нас конкурсантов.
Пожалуйста, будьте корректны. Ваши комментарии должны быть направлены на стихи/отзывы, а не на личность участника.

Если кто из местных рифмогурманов, стихоэкспертов захочет высказаться по поводу конкурсных работ, он также это может сделать в рецензии.

Лучшие рецензии, возможно, будут отмечены в Итогах.

Внимание! Удаление рецензий и замечаний воспринимается хозяевами страницы (а также участниками, которые теряют обсуждение своего стихотворения) крайне негативно, вплоть до неприятия автора в дальнейшем. Уважайте друг друга и чужой труд. Если ошиблись, пожалуйста, нажимайте кнопку «редактировать». И прошу делать пустую строку после каждого отзыва, чтоб было удобно читать.

А теперь, уважаемые омофонисты, «вперёд и никаких поблажек!»


1.  В ЛЕСУ

Хотя закон словарный строг,
Я напишу с десяток строк.
Я знаю многое про лес,
Нет чащи, где б я не пролез.
И уж в лесу мне не минуть
Настроя радостных минут.
Зверья в лесу я слышу топ,
И знаю где в болоте топь.
Как прошлой осенью опять
Открою сборище опят.
А устраняет сразу грусть
Изысканный белевший груздь.
Прекрасен также польский гриб,
Народ твердит – он лечит грипп.
Но вот поганки так и прут,
Заброшу их в бобровый пруд.
Лес увлекает. Между тем,
На нем ложится ночи темь.
Хоть кузовок почти что пуст,
Я не печалюсь – ну и пусть.


2.  ВДВОЁМ

Усеянный клубникой луг –
На этом встретились вы месте.
Амур-шалун схватил свой лук,
Стрелой пронзил вас не из мести.

Как быстро встреча протекла.
О чём болтали вы? Про Таллин?
Как живописно Пра текла,
Иль шла весна, среди проталин?

Ты к чувствам  будь не очень строг,
Словам любви дай вольно литься.
Ей посвятили столько строк,
Когда горят сердца и лица.

Прагматик ты иль Дон Кихот,
Но ночью из-за звёзд не спится,
Храни, цени чувств тонкий ход –
Любовь хрупка, остра как спица.


3.  ПРОГУЛКА

День в разгаре, и солнце палит.
Тонкий запах волнующий роз.
Был дождём каждый кустик полит,
Напоён, чтоб прелестнее рос.

Ты прекрасна как роза, алей,
Аромат лёгкий грудью втяни.
Как приятно бродить меж аллей,
Как уютна прогулка в тени.

За рекой бормотанье угроз –
Ливень мчит, не пойдём под дождём.
День рабочий, как видно, у гроз.
Постоим я и ты, подождём.


4.  ТВОРЮ, НАДЕЯСЬ

Как в творчество мне дверцу отворить?
Картошечку в мундире отварить?
Но очень скромен творческий в том плод,
Плыви вперёд, моей надежды плот…
 
И поиском живёт голодный кот –
Не знает холодильниковый код,
Сообразил бы – съел варёный гриб,
А я ослаб, похоже, это грипп.
 
О, Боже! Согласись, прогноз – не мой!
Но был поддержкой только кот немой.
А я над рифмой сложною «не вы»
Сижу, тружусь – в окне туман Невы.
 
Меня влечёт поэтов невских бал,
Там будет конкурс, и высокий балл
Получит самый поэтичный люд,
Но каждый член жюри в подходах лют…
 
Я всё творю… Картошечки парок…
Уже ступают строки на порог!


5.  ЗВУЧАНИЕ НОЧИ

Луна  взошла – Вселенной тайна,
И звёзды выстроились в ряд –
День в ночи тишь влюбился тайно:
Признается он в этом вряд.

Влечёт прозрачная водица:
Разноголосье шумных групп,
Здесь чайкам нравится водиться,
А ветер ласков и не груб.

Не всё на свете в нашей власти:
В горах и летом снег и лёд –
В природу просто так не влазьте:
Восход, и снова чаек лёт.


6.  ДЕМОНИЧЕСКОЕ

Нет, не светила мне котлета.
Не благодарность, но тумак.
Неверно набран был код лета,
Не ту подбросил ноту маг.
 
Я был беспечен, тупо весел,
Считал серьёзным быть за труд.
На шею славу ту повесил,
С какой заслуги все затрут.
 
Позарастали мхом дорожки,
Где я скакал, как колобок.
Остался череп, прах, да рожки,
И вбитый в сердце кол, о бог!
 
Загромыхал вверху воз стали,
Раздался ангельских труб глас,
И члены мёртвые восстали,
И пару разлепил труп глаз.

Кругом знакомые все лица,
У бога каплет кровь с венца.
Теперь бы в маршала вселиться,
Отведать славы и свинца.


7.  ДОПИВАЯ, ДОПЕВАЮ
 
В природе серебро и медь,
Хочу лишь влаги из колодца.
Но рвутся все тебя иметь,
Любой цветок спешит колоться.
 
Во что-то вкладываю труд,
С мечтой об очаге и крове.
Но не раздуть дымящий трут.
Судьба взамен желает крови.
 
Умилен пятизвёздный бант,
Девчонка вроде бы касатка.
Но, знать из сонма пестрых банд,
Плывёт зубастая косатка.
 
Когда под звук небесных труб
Звучит наивный детский лепет,
Он прикрывает чувства труп,
Дитё горбатого мне лепит.
 
Красивый осени коллаж
В душе отрад давно не будит…
Ах, как охота взять калаш,
И дальше – всё равно, что будет…


8.  MEMENTO MORI

Жизнь вдаль ведёт, как тропка полевая,
И я по ней и в зной, и в холод вьюг,
Свой путь слезами с потом поливая,
Тяну забот мирских тяжёлый вьюк.

И каждый новый день с улыбкой мима
Играю для других спектакль немой,
А счастье-лотерея мчится мимо,
И выигрыш, увы, опять не мой.

Но тленно всё, и беспощадно выест
Червь времени и золото, и медь.
Каким бы пышным в жизни ни был выезд,
В гробу нам преимуществ не иметь.


9.  НАВРЯД ЛИ…

Навряд ли я тебя прощу.
Мой суд и справедлив, и строг.
Твой приговор средь этих строк,
Как камень вложенный в пращу.

Душа уж больше не болит,
И слёзы не бегут из глаз.
Утих и гнева трубный глас.
Встречай презрения болид.

Пуста любви к тебе сума.
Я не мастак по части врак.
Ты мне не друг, ты мне не враг.
Прощай и не сходи с ума.


10.  ПРОТИВ ТОЛПЫ

Читатель, будь к сему не строг,
Когда найдёшь ты между строк
То, что тебя чуть-чуть заденет.
Не стоит мысли умалять,
Их невозможно умолять –
Не жди, не замолчат за день, нет!

Бывает, шумный праздный люд,
Когда в нём каждый груб и лют,
Идёт, куда ведут, стихией.
Не видят, сходят все с ума.
Идея – нищему сума.
Готовы посвящать стихи ей.

Будь бдителен, кругом порок,
Идею выкинь за порог,
Жить самому же надо будет.
И не всегда закон сухой,
Встречает милая с ухой…
Что надо, пусть жена добудет.


11.  НЕ ПРИНЦ

Если спящую царевну вы разбудите,
И из леса унесёте, словно груздь,
Сожалеть наверно, множество раз будете,
Что не счастье родилось, а только грусть.
 
Спит она, и кто же знает, что ей видится –
Блеск дворцов, краса нарядов, глубь небес?
Вдруг не хочется ей с миром грешным видеться –
Не грозит ей здесь ни злобный муж, ни бес.
 
Не милей глухого замка ей околица,
Не вином еду, а чаем припивать.
Пусть в избе солома мягкая, а колется.
Не по ней – с тобою жить и припевать.
 
Вожделеть её ли стоило, и париться,
Брак непрошеный пытаться освятить?
Простокваша не по нраву ей, и парица…
Жизнь её твоим огнём не осветить.
 
Был так горд, что сотворил себе ты пару сам,
Но в итоге сердце сжалось и болит.
Так хотелось, чтоб по жизни стала парусом,
Но сверкнула и пропала, как болид.
 
_________
* П а р и ц а – картошка тушёная с овощами.


Рецензии
1.«В ЛЕСУ»
Омофонов половина — использование мягкого знака не даёт соответствия. Остальные омофоны не оригинальные.
Содержание не вдохновило.
Какой словарный закон и почему строк десяток, для чего лезть в чащу, что за топ зверья слышит автор и т.д.

2. «ВДВОЁМ»
Омофоны разнородные. Слышима пауза в паре протекала — Пра текла.
В паре Дон Кихот — тонкий ход прослушивается д/т, но компенсируется оригинальностью.
По содержанию, образы зрительные, читаемые.

3. «ПРОГУЛКА»
Омофонные пары соблюдены, разнообразные.
Картина представляется.

4 «ТВОРЮ, НАДЕЯСЬ»
Все рифмы омофоны, использованы разные способы, но не интересные.
В произведении отражён творческий процесс с творческим беспорядком.
И для чего коту есть грибы?
Наверное грипп?

5 «ЗВУЧАНИЕ НОЧИ»
Не понравились рифмы первой строфы: тайна / тайно — разные части речи без содержательного различия, введение второй паре слово «вряд» обрывает строку .
Содержание подчинено рифме.
Сюжетная линия не выстроена. Строфы толком не связаны, отдельные фрагменты совсем выпадают.
Например, "Не всё на свете в нашей власти:…"

6. «ДЕМОНИЧЕСКОЕ»
Омофоны интересные, но вкрались огрехи. Разное звучание: котлета / код лета слышится как катлета / котлета, колобок / кол, о бог — калабок / кол обок (плюс в этой паре звуковой разрыв).
Содержание осталось не понятным.
Текст ради омофонов.
Стихотворение о вампира-колобке, верящем в переселение душ?

7. «ДОПИВАЯ, ДОПЕВАЮ»
Рифмы омофоны. Выпадают из стиля слова «иметь» и «калаш». Интересных омофонов не увидел.
Содержание не складывается в единый образ. Первая строка режет ухо.

8. «MEMENTO MORI»
Омофонические рифмы понравились.
В первой строфе первая и вторая строки легки, а третья и четвёртая создают дессонанс. В целом произведение очень интересное.
9. «НАВРЯД ЛИ…»
Рифмы хорошие. Но в паре болит/болид просматривает буква "д", возможно из-за пиррихея в строке.
Насколько справедлив камень вложенный в пращу, не знаю.

10. «ПРОТИВ ТОЛПЫ»
Рифмы омофонические. Мешает пара заденет / за день нет — звуковой разрыв.
Хочется оставаться строгим, хотя не очень задело. Зачем умолять мысли и почему за день — не понятно.
Высказывания о праздном люде излишне глубоки. Почему и что будет добывать жена — совсем не понятно.
11. «НЕ ПРИНЦ»
Рифма понравилась.
По произведению один вопрос. А как же, кто не рискует, тот не пьёт шампанского?

Роман Кузнецов 777   30.11.2019 00:01     Заявить о нарушении
Роман, спасибо.

Бодрый Дух   30.11.2019 00:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.