Вечер поэзии А. Кирдянова и Б. Рыжего

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА «МОЛОДЫЕ СТРОКИ: К 20-ЛЕТИЮ ИЗДАНИЯ ПЕРВЫХ КНИГ А. КИРДЯНОВА И 45-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б. РЫЖЕГО»
Место проведения – г. Ташкент, Национальная библиотека Узбекистана им. А. Навои, левое крыло, малый выставочный зал – идти направо (ул. А. Навои, ост. «Бизнес-центр НГМК (в народе – «Айсберг»), авт. 97, 140, 91 и др., марш. такси 190а).
Время проведения – 21 ноября 2019 года с 16.00 до 18.10. Просим зрителей приходить с паспортом (на входе в библиотеку – контроль) и пораньше – к 15.45, чтобы успеть раздеться в гардеробе и занять места в зале.
Часть первая
На импровизированной сцене появляется ведущая – лауреат международного фестиваля бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд» в номинации «Декламатор» Ирина ПАРАМОНОВА.
ВЕДУЩАЯ. Здравствуйте, дорогие ценители изящной словесности и городского романса! Я рада приветствовать вас в этом уютной зале Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои! Уже стало традиционным для литературно-творческого объединения «Данко», действующего при Русском культурном центре Узбекистана, организовывать для широкой публики запоминающиеся, очень интересные творческие встречи и вечера.
Сегодня мы собрались для того, чтобы отметить сразу две, а вернее, три юбилейные даты. Прежде всего это 20 лет выхода в свет первого издания книги стихотворений «Классическая роза» (1999 г.) члена Союза российских писателей, обладателя Приза зрительских симпатий за песенное творчество, поэта-лауреата международного фестиваля бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд», заместителя председателя литературно-творческого объединения «Данко» при Русском культурном центре Узбекистана, заместителя главного редактора газеты «Вечерний Ташкент» Алексея Кирдянова-Алимкулова.
Вторая дата – это также двадцатилетие первого издания сборника песен для сценических шоу того же автора «Мы проводим Бизнес-ринг…» (1999 г.).
Третье событие – это радость с оттенком грусти. В этом году исполнилось бы 45 лет российскому поэту Борису Рыжему (1974–2001) – лауреату литературных премий «Антибукер: Незнакомка-поощрительная» (Москва, 1999 г.) и «Северная Пальмира» (Санкт-Петербург, 2001 г (посмертно), участнику Амстердамского фестиваля поэзии (1999 г.), автору книги стихов «И всё такое…» (Санкт-Петербург, 2000 г.).
Но все по порядку. Итак, 20 лет назад в Ташкенте вышла в свет книжка стихов Алексея Григорьевича Кирдянова «Классическая роза»… И в связи с этим радостным событием откроет наш литературно-музыкальный вечер, который получил название «Молодые строки», стихотворение, принятое считать одной из «визитных карточек» автора названной книги. Она, собственно, с него и начинается. Правда, прозвучит оно как городской романс в исполнении (внимание!) автора и дипломанта в номинации «Композитор» Международного фестиваля бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд», участницы народного хора «Мелодия» Людмилы Декановой. «Невский проспект» (мелодия также Алексея Кирдянова).
А. КИРДЯНОВ и Л. ДЕКАНОВА (исполняют под гитарный аккомпанемент Л. Декановой романс).
ВЕДУЩАЯ. Об истории написания этого и других стихотворений, вошедших в книгу «Классическая роза», расскажет чуть позже сам автор, а пока давайте окунемся в мир его поэтических образов (декламирует с листа стихи «Ахматова», «Наступление белой ночи и рождение стихотворения», «Белая ночь», «На слоне ночи матовой», «Женщине» и другие).
ВЕДУЩАЯ. Слову предоставляется автору книги Алексею Григорьевичу Кирдянову.
А. КИРДЯНОВ (коротко рассказывает о том, как писались стихи, включенные им в его первую книгу «Классическая роза», ее издательской и последующей судьбе, раскрывает ее стилистическую направленность и вспоминает о первых публикациях некоторых стихотворений из нее, откликах читателей). Наша уважаемая ведущая, а это лауреат международного фестиваля бардовской песни и поэзии «Осенний аккорд» в номинации «Декламатор», волонтер Еврейского культурного центра международной организации «Джоинт» в Республике Узбекистан Ирина Парамонова, прочла нам стихотворение «На склоне ночи матовой», которое можно назвать еще одной  моей «визитной карточкой». Так вот, его очень любила и знала наизусть, часто цитировала моя творческая подруга, можно сказать, духовная сестра, легендарная ташкентская поэтесса и художница Наталья Николаевна Еременко, которой не стало шесть лет назад. Она обладала хорошим художественным вкусом и всецело поддерживала меня морально на непростом литературном поприще. Давайте в ее честь послушаем песню на ее стихи.
 ВЕДУЩАЯ. Итак, стихи  Натальи Еременко, мелодия Геннадия Арефьева – «Каприз природы». Исполняет лауреат международных фестивалей бардовской песни Геннадий Арефьев.
Г. АРЕФЬЕВ (исполняет под собственный гитарный аккомпанемент песню).
ВЕДУЩАЯ. Геннадий Степанович споет еще одну свою композицию, но уже на стихи Кирдянова – «Потерянная печаль».
Г. АРЕФЬЕВ (исполняет под собственный гитарный аккомпанемент песню).
ВЕДУЩАЯ. И снова звучат стихи. На этот раз в авторском исполнении.
А. КИРДЯНОВ (декламирует несколько своих стихотворений – «Фонтанка», «На Мойке, 12», «Узник Алексеевского равелина», «Призрак прошлого», Полотна Жана-Батиста Греза», «Солнечное утро. Ломоносов», «Алые разрывы облаков», «Дом № 11 по Владимирскому проспекту», «Опять увидел я во сне…»,  «Аэропорт», напоминает о второй своей юбилейной дате – 20-летии издания сборника песен «Мы проводим Бизнес-ринг…» (1999 г.), читает из него «Песню падишаха»).
ВЕДУЩАЯ. Прекрасный творческий союз возник у Алексея Григорьевича с автором-исполнителем песен и романсов Людмилой Декановой. Я приглашаю ее на «сцену» для представления сразу двух музыкальных композиций на стихи Алексея. Это песня «Старый цыган» (мелодия Лидии Володиной, аранжировка Людмилы Декановой) и романс «Радужный свет» (мелодия Людмилы Декановой).
Л. ДЕКАНОВА (исполняет под собственный гитарный аккомпанемент композиции).
ВЕДУЩАЯ. Алексей уже упомянул, говоря об издательской судьбе его первой книги стихов, что в Ташкенте, в 2005 году, появилось второе ее издание – исправленное и… сокращенное. Оно-то у меня в руках. Предисловие к нему написал замечательный ташкентский поэт Владимир Алексеевич Долбня, которого, к сожалению, уже нет с нами. Я зачитаю фрагмент его предисловия (зачитывает фрагмент предисловия, дает ему краткую оценку).
Сегодня у нас в гостях вдова Владимира Долбни поэтесса Татьяна Попова. Она поделится своими воспоминаниями о том, как появилось второе издание книги.
Т. ПОПОВА (кратко рассказывает о творческом общении Кирдянова с Долбней, зачитывает стихотворения Кирдянова «Я не знаю горше муки…», «Одуванчики» две первые строки стихотворения «Счастье» и свой стихотворный отклик на него, а также свое стихотворение).
ВЕДУЩАЯ. А сейчас время для музыкальной паузы. Для вас, дорогие друзья, исполнит свои произведения на стихи Кирдянова – романс «Закат» и вальс «Белые ночи» Геннадий Арефьев.
  Г. АРЕФЬЕВ (исполняет под собственный гитарный аккомпанемент произведения).
ВЕДУЩАЯ. Для представления стихотворений из книги-юбиляра приглашается прозаик и детский поэт, член литературно-творческого объединения «Данко» Мунира Бабаярова.
М. БАБАЯРОВА (читает с листа два стихотворения из «Классической розы» – «Взамен счастливого незнанья…» и «Мечта»).
ВЕДУЩАЯ. На этом первая часть нашего творческого вечера завершена. Сейчас небольшой перерыв. Он нужен для того, чтобы вы ознакомились с выставкой книг. Можете их пробрести!
Вторую часть вечера проведет Алексей Кирдянов.
ПЕРЕРЫВ
публика знакомится в выставкой и приобретает книги: отдельные оригинальные поэтические книги А. Кирдянова «Хроника дорог», «Три книги», «Распахнутое небо», «Свиток на память», «Из двух веков» – по 20 тыс. сумов; сборник избранных стихотворений А. Кирдянова «Обожженная нежность» –  за 30 тыс. сумов.
Часть вторая
ВЕДУЩИЙ – Алексей Кирдянов. Поскольку вторая книга-юбиляр – это сборник песен, думаю, будет уместно, отметить ее 20-летие задушевной песней из репертуара народного хора «Мелодия». Встречайте: группа участников хора под управлением Людмилы Декановой! Звучит песня Сергея Трофимова «Над быстрой рекой».
ХОРИСТЫ «МЕЛОДИИ» (исполняют а-капелла песню). 
ВЕДУЩИЙ. 9 сентября этого года могло бы исполниться 45 лет моему другу из 90-х – начала 2000-х годов, талантливому екатеринбургскому поэту Борису Борисовичу Рыжему… (далее освещает кратко его биографию и обстоятельства знакомства и дружбы с ним, описывает его характер, дает оценку его творчеству и т. д., останавливается на его уходе из жизни). В память о Борисе прозвучит романс Геннадия Арефьева на мои стихи из книги «Ночь», на которую Борис написал благожелательную рецензию, «Бессонница», а затем – премьера песни на стихи самого Бориса «Мальчишкой остаться…», ее буквально на днях сочинил Геннадий Арефьев. Поет Геннадий Арефьев.
  Г. АРЕФЬЕВ (исполняет под собственный гитарный аккомпанемент произведения).
ВЕДУЩИЙ. А теперь давайте ознакомимся с некоторыми стихами Бориса Рыжего, а кто-то, может, их уже знает. Я прочту те из них, которые при моем некотором участии были опубликованы в санкт-петербургском литературном журнале «Звезда» (зачитывает с листа).
Я попрошу Ирину Парамонову и членов литобъединения «Данко» подключиться и продолжить. Они прочтут Борины и свои стихотворения – как бы в продолжение рыжиевой тематики. Это… (поочередно представляет чтецов, а те выступают).
  ВЕДУЩИЙ. Слово почетному гостю – заслуженному деятелю культуры Узбекистана, всенародно любимому поэту, прозаику, публицисту и эссеисту Раиму Хаким-заде Фархади.
Р. ФАРХАДИ (подводит итог вечера, читает свое стихотворение).
ВЕДУЩИЙ. Мы все – дети своей родины и дети планеты Земля. Поэтому в завершение программы звучит песня в исполнении участников народного хора «Мелодия». Музыка Людмилы Декановой, стихи Алексея Кирдянова «Я люблю эту землю».
ХОРИСТЫ «МЕЛОДИИ» (исполняют а-капелла песню). 
ВЕДУЩИЙ. Спасибо, что пришли, дорогие наши зрители и слушатели! До новых волнительных встреч!


Рецензии
Алексей -вопрос
у меня есть молодой друг -он без ума от Бориса Рыжего
Это поэт? И чем он хорошо -кратко!

Чёрный Принц 0   23.12.2019 19:49     Заявить о нарушении
Здравствуйте, это очень сложный вопрос, на который ответа как бы и нет. Если вашему другу он нравится, то для него он - поэт. Это все очень лично. Я его знал больше как человека и меньше как поэта. В его текстах было ощущение свежести языка на тот момент (1990-е годы), его фразеология казалась новой. Плюс он умело использовал фольклор (жаргонизмы и т. д.). Как его поэзия воспринимается в сегодняшнем контексте, судить сложно, но он отлично "прижился", если можно так выразиться, в Интернете. Конечно, каждый читатель снимает свой слой понимания и эмоциональности, основанный на личном опыте, из его стихов. Кому-то близки его мотивы одиночества и предчувствия смерти, кому-то - образы шпаны и урок, ментов, а кому-то - общий фон "лихих 90-х", это то, что на поверхности его стихотворных новелл, но есть и более глубокий слой - лирическая подложка, которую замечает далеко не каждый. Она берется из души поэта, от сердца, и неважно о чем он пишет, как технически строит фразу: если душа его болит, то это отразится в эмоциональном посыле повествования. Он был фатально одинок, хотя постоянно окружал себя то поэтами, то дворовыми друзьями детства, то подругами-любительницами стихов. Но как бы он себя и нас не обманывал, лирический голос у него - трагический. В этом он близок к самому любимому для него поэту - Александру Александровичу Блоку. Не верьте, что у него были любимые поэты среди современников. Это попытка нынешних его биографов и "исследователей" выдать желаемое за действительное. Многие поэты той поры "выросли" из Серебряного века, а Борис - что очень важно - из Золотого, то есть ему ближе были Тютчев, Дельвиг, Пушкин, Некрасов, а в ХХ веке - Блок. Из поэтов - современников он уважал по-настоящему, пожалуй, только Евгения Борисовича Рейна. Всех остальных он только "изучал". Это мое наблюдение. Ну всё, а то зачем-то расписался тут...

Алексей Григорьевич Кирдянов   26.12.2019 21:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.