Украина. Эх дорога ты железная

На   фото  -   электровоз   ВЛ80К   (60-х годов  выпуска), который  тянет   за    собой   электропоезд    ЭР9П  (более   раннего   выпуска   и   который   должен   ездить   сам)  по   просторам   Львовской   области  Западной   Украины...

        Первый    проект    строительства  железной  дороги   на   Украине,   принадлежит  предводителю дворянства   Полтавской области   Павловскому. В 1851 г. он  подает  на  рассмотрения императорской  канцелярии  проект  строительства  железной дороги  от  Москвы  до  Кременчуга  и   Одессы.  И   он  появился одновременно   с запуском  первой  железной  дороги  в Великобритании  между  Манчестером  и  Ливерпулем.  Официальной   датой  рождения  железных  дорог  в  Украине считается 4  ноября 1861 г.  –  именно  в  этот  день  во  Львов прибыл  первый  поезд  из   Вены.   Эта   дата   и   стала   Днём Железнодорожника   в   Украине,   который  празднуют  в  первое воскресенье   ноября...
            Железная   дорога – самый  распространенный   способ   передвижения   внутри   Украины.  Это  наиболее  дешевый  вариант  переезда  из  одного  города   в   другой.  От  Советского   Союза   Украине   досталось   прекрасное   наследие     –   густая   сеть   железных   дорог,   протяженностью   более   22  тыс.   километров  (6-е  место  в  Европе   и  12-е   в мире   по   совокупной   длине   путей),  1614   ж-д. станций   и   120   основных  вокзалов,  только    грузовой   парк  превышал   125   тыс.   вагонов…
    За  время   независимости   Украине   удалось   всё   это   разбазарить   и   довести   свои   железные   дороги   (с  1991 г.     «Укрзализныца»)   до  состояния  глубочайшего  кризиса  и  упадка.  Железнодорожная  инфраструктура  практически  уничтожена.  Дороги   состарились   до  предела -  половина   путей   требует   полной  реконструкции   и   замены,   остальные изношены   более   чем   на   50 процентов.   Почти   каждый день  горят   локомотивы  из-за   изношенности   и   перегрузок.  Возгорание  в  поездах  и  электричках  по  ходу  их  движения  тоже   не   является  редкостью.   В  связи  с  неудовлетворительным  текущим  содержанием  путей,   катастрофически   участились   случаи    схождений  подвижного  состава   железнодорожного   транспорта.  Парк   пассажирских   вагонов —  3,1 тысячи вагонов, их   износ   превышает   93%,   средний   “возраст”   превышает  32   года  (более 80%  выпущены  во  времена СССР  и  в   ближайшие  годы  должны  быть  списаны).  За   2018   г.   закуплено   всего   8  новых  вагонов…   закупать   их   "Укрзализныце"  попросту  не  на  что…  Стоит   отметить,  что Украина   была  мировым   лидером  по  экспорту железнодорожных   вагонов.    Пик   пришелся   на   времена   Януковича,  когда   экспортная  выручка  составила  целых  3  млрд. долларов  -  производили  более  50 тыс.  грузовых  вагонов. Однако,   после   Евроинтеграции  в   2014  г  отрасль  еле   выживает.  После  того,  как  Украина  осталась   без  российского рынка   сбыта  (сюда  шло  80%  продукции),  найти   других покупателей   ей   не   удалось.   Украина    стала    закупать  российские   б/у вагоны    с   истекшим   сроком   эксплуатации,   которые  в   России   уже   запрещены.   С    2016   по   2018 гг.   на   Украину   ввезли   около   10 тыс.   таких   вагонов.   С   20  ноября 2019 г.  украинское   правительство вводит  запрет  на   ввоз  железнодорожных   вагонов   из   РФ…
          Высокая   изношенность  тягового   состава  -   общий   показатель  износа   составляет    90 %,  возраст до  50 лет,  и   он   давно  подлежит списанию  и  утилизации.    На    «Укрзализныце»   до  сих   пор  эксплуатируются  свыше   400   грузовых  электровозов   ВЛ8,   которые    выпускались   в    50-х  годах   (РЖД   вывели   их   из   эксплуатации   25  лет  назад). Украина   вынуждена  покупать  иностранные  локомотивы,   выбрасывая   сотни   миллионов   долларов,   поскольку   из-за   войны    на    Донбассе  она   потеряла предприятие,  способное  их   производить   (ПАО «Лугансктепловоз»   находится  на  территории ЛНР).  Данный  завод  выполняет  сейчас  заказы   для   ОАО   «Российские железные  дороги».   В    2019 г. хвалёные   американские   локомотивы   начали   буксовать   на   украинских   железных дорогах.  Тепловоз    General  Electrics  оказался  неспособным доставить  поезд   весом    чуть   больше   3 тыс. тонн   (старые   советские тепловозы   спокойно   везут   состав   массой  6 тыс. тонн).    Ни  для  кого  не  секрет,  что  под   видом  американских   тепловозов    GE,  с  бешенной   “дружеской”   наценкой   продаются    тепловозы,    производимые    GE   на совместном  с   россиянами   предприятии   в   Казахстане,   в основном   из   российских   деталей…
         В   течение   2014—2015 гг.  тарифы  на  ж-д.  перевозки дважды   повышались — суммарно почти  на  50 %.  С  1 апреля   2017  г.   в очередной раз подняты   тарифы  -  грузовые перевозки  подорожали  на  14,2 %,  а   пассажирские — на  21%.
Несмотря  на   это,  Укрзализныца   не  смогла   расплатиться по  еврооблигациям   на   $500 млн.,   что   фактически означало   объявление   технического    дефолта.  Общая  же сумма   долга   компании  составила   37,5  млрд.   гривен… Часто   политики   Украины   говорят   о   закрытии железнодорожного   сообщения  с   Россией.   Но  только  в  прошлом году  оно  принесло  украинскому  бюджету   $120,5 млн.  Несмотря   на   то,   что   с   2015 г. число  поездов   (и   беспересадочных  вагонов)  сократилось  до   менее  20.   А   самым прибыльным  за   первое   полугодие  2019 г.  стал поезд   “Киев — Москва”,   принеся   компании   117,7 млн.  гривен   дохода.  И   хотя   ни   о  какой   фирменности   этих  поездов   речи  быть  не может   (это  тихий  ужас)  -   поражает   фантастическая   заполненность   пассажиров,   желающих   таки   попасть   к  «агрессору»…
          После   приобретения  независимости    Украина   умудрилась   всё  таки   самостоятельно   построить   16-километровая   линию   Пироговка—Новгород-Северский   и  в  августе 1995 г.  открыть   движение.  Были   ещё    грандиозные   планы  -   построить   железную  дорогу   Киев-Борисполь.  Нынешним   властям   Китай   даже   выдал   кредит   на   сумму  в  372  млн. долларов.  Но   все   средства буквально  растворились   в  воздухе  не  показав  результат…  Вот   ещё   одно   достижение   Украины  -  курсирует   европейский   «Поезд  четырёх  столиц»  (Киев — Минск — Вильнюс — Рига, запущенный   в  сентябре 2018 г.). Однако  практика  показала, что решение  о  его  запуске  было скоропалительным  и  малопонятным с точки  зрения  экономической логики.   Стоимость  купе  от  Киева до  Риги  в  этом  поезде — 71 евро. Авиабилет  по тому же маршруту будет стоить   до  32 евро...  к   тому   же   поезд  идёт  без  малого сутки...   Для  Киева   это  способ  показать  своим  гражданам,  что  страна   связана  с   Европой.   О   целесообразности   стараются   не  думать.   В   2019  г.  "Укрзализныця"    признала    "поезд  четырех  столиц"  одним  из  самых  убыточных   своим  направлением…
         В   середине   января   2016 г. в  торжественной   обстановке,  под   патриотические   мелодии    из   порта  Ильичевска  отправился   в   путь   по   «новому  шелковому  пути» экспериментальный  поезд  “Украина – Китай”  Этот   поезд  должен   был  забить  последний  гвоздь  в  крышку  гроба   транспортной  инфраструктуры  России  на  пути  из  Китая  в  Европу  и   разрушить   все   её   планы.  Маршрут   поражал    грандиозностью:    Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-граница   КНР!!!   Первые   сомнения  в  реальности    происходящего   появились  сразу  же  - на  паромах  переплыть   два  моря  (Черное  и  Каспийское),  четыре   захода   в   порты…   4   раза перегружать контейнеры,  много  раз  расцеплять/собирать   состав,  пройти  5   разных  таможенных  режимов... Но самостийщиков   было  уже  не  остановить!   Под   бурные   аплодисменты   поезд  (с 10 вагонами   и   полупустыми  морскими   контейнерами)  погрузили   на   паром…   гудок…   паром   отшвартовался…   и  зачем-то   пошел   в   болгарскую  Варну  (которая  совсем  не  по  пути  в  Китай).  Оказалось   -   так,  как   специальных    паромов  для  «нових  напрямков»  у  Украины   нет,   то   ради  экономии  погрузили  свой  «золотой поезд»  (попутным   грузом)   на  рейсовый   паром,   который  по  расписанию  должен  был  идти  в   Болгарию.  А   тут  ещё   и   Черное   море  взволновалось,   и   состав  застрял  в  Болгарии   на  сутки... Эксперты   гадали  -  что    же   за  груз  ждут  китайцы  от  «братьев»-украинцев,  если   стоимость перевозки  одного  контейнера   по  этому  пути  превысила   $8 тысяч (хотя   по  российскому   маршруту  сумма  поменьше - около $3 тысяч… да   и   полноразмерный  контейнерный  поезд  состоит  из  80 вагонов).  Несмотря   на   то,  что   пилотный   состав  шел  без   таможенных   проверок,   поезд  то  стоял…  то  еле  тащился…  то   петлял   на  каких-то  полустанках…  наконец   переплыл   Каспий  и,   встав   на  казахстанские  рельсы,  неожиданно... исчез  в   степях  Казахстана!    Выяснилось  -  в   патриотическом   угаре    власти   Украины   «забыли» оплатить   Казахстану   за   проезд,   что   обычно   делается  до  отправления  груза.  В  итоге  вагоны  были  отцеплены   и    долго    простояли  на  станции   с  живописным   названием    Жанаарка.  Новый   “шелковый путь” притормозил.  Добравшись   наконец   на   приграничную   китайскую  станцию,   состав   почти   три   месяца   простоял.  Причина   проста –    китайцам  нечем  было  его  загружать,  ведь никакой   продукции   для   «эпохального»  состава   Украина   заранее   не   купила  и   деньги   за  товар  так  и  не  перечислила.   17  апреля   легендарный   состав   вернулся   в Украину,   привезя   в   пустых  контейнерах   свежесть ветра   казахских   степей   и    терпкий  вкус  кумыса…  Триумфально   отправившись  в январе   из  города  с  коммунистическим  названием Ильичевск, поезд  в  апреле  вернулся  в  город  Черноморск. Состоялось   переименование   в   рамках  «декоммунизации»   со   сменой   название  прямо  на  глазах  коммунистического Китая.   Спустя  три  месяца   китайские   товарищи    вежливо напомнили, что  за   простой   поезда   на   китайской   станции   пора   заплатить.   На  это   Украина  предложила   (в   связи  с   выборами)   данный   вопрос  отложить,   заявляя,   что денег  нет,  и    вместо   выплаты  долга  Китаю,   Верховная Рада   приняла   решение   задним   числом  повысить тариф  за   доставленный   груз…   Радужным   планам   “грядущей перемоги”  не  суждено  было сбыться  -   «новый  шелковый  путь»  накрылся.   У   Украины  вместо «дешево  и  быстро»  получилось  «дорого   и медленно».  Героическая    повесть  на   деле   получилась авантюрно-комедийной   пьесой,   читать   без   смеха которую  невозможно.     А   торгово-транспортный  маршрут  обогнул  Украину  (в   январе  Международный  союз  железных  дорог  и  Ассоциация   грузоперевозчиков   FERRMED   подписали   меморандум   о развитии   евразийской   логистики   по   перевозке   грузов между   Китаем   и   ЕС   по   маршрутам,   минующим  Украину).    Основной поток грузов пойдет через   Россию   и   Беларусь.    Украине    оставили   лишь   «запасную   ветку» -  тонкая   нить  участка   в   направлении   Венгрии  и Словакии…
                Сейчас   в   «Укрзализныце»   определились   с   направлением глобальных   реформ.  Среди   главнейших  -   полный  отказ  от традиционных   металлических  подстаканников.   Вводятся   одноразовые    бумажные    стаканчики   с  пластиковой   крышечкой   (продолжается   работа   над   дизайном  новых стаканов)...  Кардинальное   обновление  постельного  белья   и   застиранных   шторок…  В   оконные    рамы   вагонов,   вместо уплотнителя,   будут   забивать    использованные    целлофановые   пакеты...  Вводится    национальная   программа  продления сроков  эксплуатации   вагонов,   за  счёт   обновления   документов стандартизации…   Ну   и   по  мелочам  -  в   бюджет  2019 г. внесли  изменения  в  Налоговый  кодекс, в    соответствии с  которыми   компанию  дополнительно  обременили  налогами  в 3 млрд. грн.   Случай   в   мировой   практике   уникальный,  так  как  ни  в  одной  стране  мира   под  железными  дорогами  налог  на  землю не  уплачивается.  Ну   и   продолжить    активное    сокращение   небольших   ж/д   станций.   А   так,   как   на   них   и   расположены   зерновые   элеваторы,   то   это  создаёт  зернотрейдерам    серьёзные   проблемы   с   подвозом  зерна...  А  Укрзализница   стремительно   теряет  зерновые  грузы...
            Политический   кризис   2014 г.   привёл  к  ухудшению  финансового состояния  Украинских   железных дорог.      С   началом  боевых  действий  на  Донбассе,   откололись   крупнейшие    железнодорожные    узлы   страны.   С   27 декабря    2014 г.,   по   решению   СНБО    Украины, прекращено    ж-д.   сообщение  с  Крымом   (поезда крымского   направления   курсируют до  Новоалексеевки   и  Херсона).   А   участки   Приднепровской    ж-д.  в    Крыму  перешли   под  управление  Крымской  железной  дороги…
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ   СЛЕДУЕТ… 


Рецензии
Дорогой, Валерий Анатольевич!

Интереснейшая информация, как уныло, всё выглядит, под Жовто- Блакытным прапором,
цвета то какие,"жёлтый"- это Бытие...
Синий - символизирует море, пусть,
даже "небо", а до Поднебесной не дотянули...
Грустно, как "стихийный метаморфоз-паравоз"...
А как, всё красиво начиналось, в истории, с правлением Великой княгини Ольги...

А этими ж/д я пользовалась, по необходимости, в один из периодов моей жизненной эпопеи...Киев прекрасен,
когда цветут каштаны, это я отвлеклась...
Но какой красивый город, сколько достопримечательностей, а Киево-Пичерская Лавра, пищеры иноков...
Меня в тот год, принимали у себя, в гостях, одна прекраснейшая семья артистов цирка Игоря КИО...
Я моного, где побывала

Незабываемые воспоминания[1980,1981]

Грустно, что теперь, через "окно Овертона",
улицы переименовывают, историю напрочь переписывают.

В центре Киева, ул.Остапа Бендеры?! интересно никому, "глаз не режет", философствую, я художник по призванию!

С тёплой симпатией,
"Эльвина
от А.С.Пушкина"...

Филипова Элина   02.02.2022 17:16     Заявить о нарушении
P.S.
Если продолжить небольшой экскурс,можно сказать, что своими каштановыми аллеями Киев, неприменно имеет право гордится, на все времена...

Недавно, читала, что архимандрит Киево-,Печерской Лавры,-
Петр Могила, 1596(Сучава)-1647, был сыном правителя Валахии, впоследствии епископ
Константинопольской православной церкви, митрополит Киевский, Галицкий, всея Руси,был одним из первых, кто посадил каштановое дерево, близ Троицкого монастыря, это можно, смело сказать, дерево-долгожитель.
Киевские каштановые аллеи, так же знамениты, как и Киевский вальс, в исполнении Кобзона и Повалий.

Я лично, люблю жаренные каштаны или печёные, никогда не пробовали.

Это очень вкусно, традиционно для стран Средиземноморья, очень самобытно.

Я в Греции попробовала впервые, мне понравилось, жарить каштаны-это одна из народных традиций.
Немного отвлеклась!
Это и понятно, на Вашей страничке столько тем,
столько всего интересного...
Вас трудно, чем либо удивить.
Я даже не пытаюсь.

С улыбкой!
Теплом, добром,
Элина.
Не отвечайте...😊

Филипова Элина   03.02.2022 15:04   Заявить о нарушении
…Да Элина, Киев я хорошо знаю - учился там несколько лет. Так вот съедобный каштан – это совершенно не то растение, плоды которого киевляне могут подобрать на Крещатике. Особый шарм украинским городам придает декоративный «Конский каштан», получивший свое название за то, что его плоды имеют такой же цвет и блеск, как у гнедых лошадей. Другие названия этого растения – жёлудник ,или эскулус. А съедобный каштан относится к совершенно другому семейству (дикий каштан иногда встречается в Крыму)…
Съедобные каштаны сорта Castanea Sativa, произрастают в провинции Галисия на севере Испании (Галисийские каштаны). И все европейские сорта, которые выращиваются в Италии, Франции или Испании, гораздо крупнее киевских – они размером с мандарин…
Кстати, до 40% всех каштанов в мире съедают китайцы. А поэтичные жители японских островов называют каштан «символом осени» (точно так же, как сакура у них – символ весны)…

Валерий Анатольевич 2   03.02.2022 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.